Домой Избранное АВ-технологии на транспорте

АВ-технологии на транспорте

271
People Examining Flight Information
Пассажиры проверяют информацию о рейсах в аэропорту. Фото: Royalty-Free/Corbis

Технологии меняют в нашей жизни всё, вот только в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автобусных остановках это не очень заметно. InAVate исследует вопрос, нужны ли «транспортникам» инАВации.

«Умные» путешествия

Мы живем в «умную эпоху». Смартфоны есть у всех, независимо от дохода и статуса. Мы пытаемся умнее работать, и технологии нам в этом помогают. Так почему же не становятся «умнее», не вписываются в этот тренд путешествия? Во многих аэропортах и на железнодорожных вокзалах до сих пор используют блинкерные табло или рекламируют услуги с помощью бумажных плакатов…

Блинкерное табло — электро­механический бистабильный знакосинтезирующий индикатор с матричным принципом формирования изображения. Состоит из множества ячеек с окрашенными с разных сторон в разные цвета пластинками. Под каждой ячейкой расположен электромагнит; при подаче на него тока пластинка, в зависимости от полярности, поворачивается одной или другой стороной, формируя определённый символ. После отключения тока пластинка остаётся в том же положении.

Всё это можно трактовать по-разному. С одной стороны, факт, что в этом секторе у АВ (и ИТ) интеграторов огромные возможности. С другой — не ясно, почему цифровые технологии до сих пор не завладели транспортным сектором, как другими? Если технологии везде, то какие «врождённые пороки» мешают поженить их с транспортом?
«Это, скорее, беда суперконсервативных клиентов. Как обычно в случае с чем-то новым, срабатывает типичный штамп: не ломается, значит не надо трогать», — говорит Эндрю Нельсон (Andrew Nelson), руководитель департамента глобальных партнерств и альянсов Samsung Electronics Europe. По его словам, чтобы что-то изменить, надо самим предлагать что-то более «умное», коммерчески выгодное. А для этого надо посмотреть на транспорт, как на чей-то бизнес, а не своё удовольствие.
Другие эксперты согласны, что клиенты в транспортном секторе ждут изменений с нашей (АВ-интеграторов) стороны. «Им нужна более тесная интеграция. Как раньше использовали табло и дисплеи? В девяти из десяти раз – чтобы показывать таблицу прибытия/отправления/опоздания поездов или рейсов. А сегодня без интеграции новостей и рекламы уже не обойтись», — говорит Гордон Датч (Gordon Dutch), управляющий директор Peerless AV в регионе EMEA.
И этот факт оказывает непосредственное влияние на технологии, поставляемые в транспортные проекты. Трудно не заметить, как последовательно росла диагональ используемых в аэропортах дисплеев (от 32” лет десять назад до 55” сегодня). Да, цена на крупные дисплеи падает, но и показать больше информации на дисплее экране — уже не просто желание продвинутого менеджера, а непреложная необходимость.
Сегодня такого, чтобы дисплеи в здании транспортного терминала показывали либо только информацию, либо только рекламу, не увидишь. Диагонали растут, яркости и разрешение прогрессируют, и дисплеи выполняют обе эти функции. По сравнению с предшественниками они дают больше информации путешественникам и большую рентабельность инвесторам — если, скажем, демонстрируют рекламу в режиме 24/7.
Нынче производители дисплеев с удовольствием наблюдают, как в транспортном сегменте растут продажи «вытянутых» дисплеев (с соотношением сторон 16: 3 или 58: 9), которые могут вместить больше информации на меньшей площади. Однако самый большой — не всегда лучший. По словам г-на Нельсона, самым продаваемым дисплеем Samsung на транспорте была 24-дюймовая модель, «потому что она идеально размещалась на железнодорожной платформе».
Не стоит также ожидать, что на транспортных площадках в ближайшее время появятся дисплеи с разрешением 4K. Все эксперты, с которыми мы об этом говорили, что на них вообще нет спроса, и ответ Нельсона типичен для многих: «До 4K на транспорте ещё очень далеко. Давайте хотя бы заставим операторов рынка перейти от блинкерных табло к ЖК-панелям!»
Ещё одно заметное изменение на этом сегменте рынка — рост компетенции заказчиков.
«К нам обращаются всё более образованные, смекалистые клиенты с верхнего сегмента рынка. Они гораздо лучше понимают, что такое совокупная стоимость владения, воздействие круглосуточного использования и проч. Они хотят не просто длительную гарантию, а гарантию на яркость и цветность, потому что считают эти параметры критически важными, — говорит Сид Стэнли (Sid Stanley), генеральный менеджер Sharp Visual Solutions Europe. — И ведь так оно и есть! На бумаге-то полупрофессиональный дисплей не отличишь от профессионального, а на самом деле разница в рабочих показателях огромна. Чтобы сделать АВ-системы на транспорте умнее, их надо интегрировать в имеющиеся вокруг сети: здесь в любом случае обрабатывается огромное количество данных, и надо просто «пустить» АВ-сигналы по тем же путям».
Проект, в который нынче вовлечён Samsung — хороший пример того, как всё это могло бы работать. Компания работает с различными разработчиками ПО для создания системы, измеряющей заполняемость пригородных поездов с помощью анализа загруженности сотовых сетей.
«Когда поезд прибывает или, наоборот, отправляется с определённой платформы, мы можем использовать сигналы мобильных телефонов (если это разрешено законодательством, конечно), чтобы проанализировать, какие вагоны заняты, а куда ещё можно запустить народ, — говорит г-н Нельсон. — Есть возможность даже вычислить вес состава с пассажирами! После обработки данных расположенные на платформе информационные дисплеи могут направить пассажиров в пустующие вагоны. Используемые для этого специальные алгоритмы работают на «мобильниках» в фоновом режиме. Представьте себе, какой находкой это было бы в таком перегруженном мегаполисе, как Москва… Тут не обойтись без Больших Данных , т.к. всё, что сегодня творится на железных дорогах, ещё очень и очень далеко от наших ожиданий. Будет здорово, когда пассажиры будут просто и привычно смотреть на дисплеи своих телефонов вместо того, чтобы озираться в поиске расписания. Согласитесь, приложение или веб-сайт – это более комфортно, чем антикварные «перекидные» табло».
Считается, что мы живём в эпоху цифровых технологий: IoT стучится во все двери, наш мир можно назвать «подключённым». Это рождает определённый тренд: клиентам нужны «интеллектуальные» дисплеи, управлять которыми можно централизованно. И производители отвечают! В частности, 80% проданных в транспортные проекты дисплеев NEC оборудованы встроенными модульными системными блоками, подобный же функционал (но в разных ценовых категориях) предлагают «транспортникам» Samsung и Mitsubishi.
Заметное влияние на транспортную инфраструктуру мегаполисов могут оказать Большие Данные , как это уже происходит, например, в Лондоне, где компания TfL (управляет городским транспортом) ежедневно собирает сведения о восьми миллионах поездок: данные считываются с транспортных карт, когда люди входят и выходят из метро. В этом непростом деле британским транспортникам помогает ни много ни мало знаменитый MIT (Массачусетский Технологический Институт, США), где на инновациях в транспорте съели не одну собаку. Информация используется для анализа пассажиропотоков, выявления «узких мест» и дальнейшего изменения ситуации к лучшему.
Вопрос: как АВ-профессионалы могут использовать что-то подобное для привлечения новых клиентов или, возможно, для «вхождения» на рынок?
Ответ: обратить внимание на автовокзалы, где АВ-технологии используются пока что не очень активно. Руководство соответствующих ведомств только-только начинает вникать в суть дела: с одной стороны, как (а главное — зачем!) улучшить сервис для пассажиров, а с другой — заработать на «цифровой наружке».

Transport Stops
Современные «цифровые» автобусные остановки в Москве и Лондоне.

Послесловие

У АВ-технологий на транспорте — неплохое будущее. Во-первых, этот сектор защищён государственными гарантиями (не де юре, так де факто). Во-вторых, у многих компаний есть интересные наработки. Г-н Нельсон из Samsung говорит: «Разработчики пытаются, и небезуспешно, трансформировать «пассажирские переживания» в цифровую форму. Если раньше выиграть в тендере можно было только за счёт низкой цены, то теперь сами ТЗ заставляют участников торгов предлагать инновационные решения. Признаться, в Великобритании, где разрыв между стоимостью билетов и качеством обслуживания пассажиров очень заметен, это актуально».
И это в Европе, где на развитие общественного, и прежде всего городского транспорта (беспилотные автобусы, умные автобусные остановки) тратят большие деньги…

А что же в России?
Результаты деятельности структур, определяющих техническую политику отрасли и осуществляющие отбор, тестирование и внедрение ИКТ и электроники на российском транспорте, можно было оценить на выставке «Электроника-Транспорт 2017». Она традиционно проходит в начале апреля в московском КВЦ «Сокольники» одновременно с профильной конференции под длиннющим названием «Информационные технологии для пассажирского транспортного предприятия. Высокое информационное качество услуг пассажирских перевозок».
По сведениям из официальных (открытых) источников, общая стоимость Государственной программы «Развитие транспортной системы РФ на 2010-2020 гг.» составляет 11618,4 млрд. рублей. Из них 29 млрд. выделены на НИОКР, а 1654,2 млрд. — «на прочие нужды».
Возможно, именно до этих двух лакомых кусочков тем или иным образом смогут дотянуться отечественные АВ-интеграторы. Как говорится, pulsate et aperietur vobis!

Редакция благодарит Пола Миллигана (Paul Milligan) из английского InAVate за создание этой статьи.