Домой Проекты Пожар в студию! Внедрение системы виртуальной реальности (VR) для обучения новобранцев

Пожар в студию! Внедрение системы виртуальной реальности (VR) для обучения новобранцев

967
virtual-blazes-3

Рис Уэбб (Rees Webb) из английского InAVate расспрашивает начальника караула Лестерширской пожарно-спасательной службы Пола Спейта (Paul Speight) о внедрении системы виртуальной реальности (VR) для обучения новобранцев.

Рис Уэбб: Как виртуальная реальность (VR) влияет на учёбу британских пожарных?

Пол Спейт: Для начала похвастаюсь: наше подразделение стало лидером по внедрению VR в рабочие процессы противопожарной службы. В Британии обучение молодых офицеров-пожарников выполняется на основе программы т.н. расследования пожаров, это грязный и очень трудоёмкий процесс; так вот, мои коллеги не нарадуются: на что мы раньше тратили два дня, теперь (в виртуальной реальности) можно сделать за час! Внедрение VR полностью изменит методы обучения пожарных не только в Великобритании, но и во всем мире.

Раньше мы снимали обучающие 360-градусные видео и это называли «виртуальной реальностью». Но однажды на выставке экстренных служб, пообщавшись со специалистами (Reality in Virtual Reality’s, программа внедрения систем VR в профессиональное обучение), я увидел настоящий потенциал VR.

Ранее по регламенту мы должны были использовать обшитый досками металлический контейнер, внутри покрашенный, декорированный и обставленный мебелью. Его поджигали, затем тушили и запускали обучаемых с цель расследовать причины и следствия пожара. Начинали с области наименьшего ущерба, затем переходили к области наибольшего; выбирали предметы, по которым ещё можно что-то понять, посмотрев на них и составив схемы горения, задымления.

Однако, если группа обучающихся не одна, то повторить что-либо невозможно. И если через «контейнер» должны пройти 15 учебных групп, первые 14 не могут ничего тронуть, иначе потом и смотреть-то будет не на что…

Но! После внедрения системы виртуальной реальности сцена пожара воссоздаётся с помощью фотограмметрии, и любой объект, смоделированный в 3D, можно удалять. Расследование становится действенным! Как только студент приходит к какому-то выводу или гипотезе, он может нажать кнопку сброса, и сцена возвращается в исходное состояние. Есть возможность делать фотографии, отправлять их на судебно-медицинскую экспертизу, поэтому, вещественные и прочие доказательства можно не только рассматривать, но и трогать.

Должен сказать, что виртуализация пожарного расследования — это только начало. Мы собираемся разработать и развернуть целую обучающую среду, где сам процесс расследования пожаров, возможно, будет представлен дюжиной различных VR-сценариев.

Р.У: Насколько безопасны условия, в которых учатся новобранцы?

П.С.: Хороший вопрос… Труд пожарных довольно опасен, однако обучаемых в опасные условия помещать нельзя по закону. Но теперь-то мы действуем в виртуальном пространстве и, если что-то идёт не так, нажимаем на кнопку сброса, начинаем всё сначала и повторяем до тех пор, пока навык, реакция не станут выполняться «на автомате». К этому делу уже проявили интерес полицейские, особенно криминалисты, ведь им надо расследовать пожары с точки зрения преступного умысла.

Р.У.: Отслеживаете ли вы влияние новшества на успехи новобранцев в обучении?

П.С.: Сравнение обычных групп с «виртуальщиками» в ближайших планах. Уже имеющиеся данные свидетельствуют: VR обучение ускоряет процесс формирования реальных навыков, мышечной памяти.

И вот ещё что: в дни открытых дверей, при приёме новичков, наши сотрудники перерабатывают. Но со временем мы и отбор переведём в виртуальное пространство. Всё, что понадобится — три или четыре дня на настройку системы, съёмку в 360-градусном формате и фотограмметрию (или лазерное сканирование) для создания тестовых сцен. Вот, например, человек боится высоты. Теперь, чтобы узнать об этом, не придётся ставить его на лестницу.

Хочется верить, что виртуальная реальность полностью изменит ход обучения. Кое-кто из учёных, похоже, думает иначе, но что может быть лучше, чем полное погружение в процесс? Мы уже мечтаем об обучении в школах, начали использовать 360-градусные фильмы с гарнитурами для обучения молодых водителей, и это стало хитом, изменило отношение людей к вождению.

Все спрашивают: «VR — хорошо ли это?» А я точно знаю: хорошо, когда знаешь — зачем.