Все говорят, никто не понимает

inavate_3_2009_2_img_38.jpgОб авторе:  Андрей Помялов в 1981 г. закончил Московский Физико-Технический Институт, в 1986 –  Московский Институт  Радиотехники и Электроники, Кандидат физико-математических наук. Профессиональный опыт Андрея Помялова включает в себя работу над проектами FTTH-FTTB-FTTC на американском и канадском рынках, личные контакты с разработчиками FTTH в этих странах.


В ряде случаев недостаточно просто перевести технический термин на русский язык. Незнание жизненных реалий «страны происхождения» может исказить его смысл и, как следствие,  привести к недостаточно квалифицированным ответам на запросы заказчика. Особенно неприятно это в высокотехнологичных областях, где стоимость контракта может достигать суммы с шестью нулями.
«Everyone talks, nobody understands» – сказал  мне как-то о FTTH работающий в западной компании знакомый. «Все говорят, никто не понимает» – что-то в этом есть… Попробуем разобраться.

В западных странах термины FTTH, FTTB, FTTC, FTTP возникли в разное время и в разных условиях. Хотя по сути это одно и то же («волокно  к чему угодно», или FTTX , где X - любое место), но по рыночной сегментации и, следовательно, по спецификации и стоимости оборудования – разное. В СНГ же и в России все четыре термина используют вместе и в одном контексте. Из-за этого возникает путаница.
Оптоволоконной связью я начал заниматься уже за пределами СНГ, и мое восприятие терминов «FTTH – FTTX» пришло из английского языка, из «их» контекста. Тем сильнее бросается в глаза разница в смысловом содержании. Давайте сначала просто расшифруем этот термины, а затем переведем – по смыслу, не по букве.
Начнем с FTTH. Расшифровка проста: Fiber To The Home. Термин возник в конце 1990-х, в разгар последнего телекоммуникационного бума. И сегодня его чаще всего переводят на русский как «волокно в дом». Но ведь это некорректно!

«Дом» по-русски — это все что угодно: большой многоквартирный дом, отдельно стоящий частный дом, квартира. Всё это «мой дом – моя крепость». Белый дом – то же «дом»…
Смысл же английского слова «home» в термине FTTH гораздо уже.  Многоквартирный дом в США и Канаде называется  MDU – multiple dwelling units (по-русски «многоквартирное обиталище»). Квартира – это apartment, flat, dwelling. Но в понимании жителей США и Канады, откуда пришел термин FTTH, «home»  – это исключительно личный, отдельно стоящий дом со своим участком. Здесь «живет моя семья».
Конечно, в США и Канаде люди тоже живут в частных квартирах. В основном на Севере, в крупных городах; но не все, и совсем не большинство. Даже в таком густонаселенном месте как Нью-Йорк множество людей проживает в частных домах. И FTTH – это идея как раз для таких районов, с акцентом на массового абонента и дешевизну абонентских устройств.
Повторю, в русскоговорящей профессиональной среде термин FTTH используется наряду с другими – FTTC/FTTB/FTTP – в едином контексте, без учета разницы в спецификации соответствующего оборудования. Давайте расшифруем остальное – это поможет выявить различия.
FTTC означает Fiber To The Curb. В самом расхожем смысле это «волокно к узлу» цифровой связи или узлу кабельного телевидения.  В контексте FTTC подразумеваются две вещи. 1) Разводка от узла до конечных абонентов сделана медным, а не оптическим кабелем. 2) Заказчики проектов на основе FTTC – это компании-провайдеры, операторы сетей связи и КТВ. Следовательно, FTTC – это «бизнес приложение», здесь клиенты способны много платить.

Смысл аббревиатуры FTTB прозрачен – это Fiber To The Building, «волокно к зданию». Опять-таки, основные заказчики FTTB – это бизнес клиенты: провайдеры, операторы связи и КТВ. Мощность FTTB-узла должна быть рассчитана на множество конечных пользователей, а оконечное устройство не обязано быть дешевым. Такова специфика FTTB.
В аббревиатуре FTTP, которая расшифровывается как Fiber To The Premises, последнее слово (англ. premises) в самом общем варианте означает «владения». Здесь имеются ввиду владения компании, территория, принадлежащая данному предприятию. Участок земли, группа зданий, склад, одно здание, один офис – всё это Premises – если компания действительно этим владеет. Так что задача FTTP-комплексов заключается в предоставлении телекоммуникаций коммерческим компаниям (бизнесам) по волоконно-оптическим линиям. Очевидно, что у FTTP-проектов совсем иные, чем у FTTH заказчики, стоимость контрактов и оборудования.
 
Из истории FTTH
FTTH – самый молодой из указанных выше терминов. Он основан на бизнес-идее, которая родилась сначала в Северной Америке, где большинство платежеспособного населения живет в частных домах, что ясно из приведенного выше описания. Расстояния между такими домами приблизительно 50 метров, так что сделать «разводку» на все дома в районе коаксиальным кабелем трудно.
Почему? Да потому, что велико затухание сигнала, а установка множества ретрансляторов не оправдана, т.к. ретранслятор будет обслуживать только ближайших соседей, т.е. 10-15 домов.
Нужно было более эффективное решение с меньшим затуханием сигнала, с меньшим количеством активных/усилительных приборов в сети. А лучше было вообще обойтись без усилителей, т.к. обслужить 100 разбросанных по площади 10-15 кв. м устройств – слишком большая «головная боль». Да и где их поставить? Дома-то частные, и земля под ними – частная. Разрешит ли хозяин ставить аппаратуру на его территории? Cкорее всего, нет. Или компании- провайдеру придется выкупать землю под «точку» где будут инсталлированы усилители.
Можно, конечно, повесить аппаратуру на телефонных столбах, вместе с кабелем. Но и это не лучший выход, так как в этом случае аппаратура должна быть всепогодной, а это увеличивает как инвестиции, так и стоимость обслуживания.
Вовсе не Интернет породил идею FTTH. Ее основным «двигателем» вначале было кабельное ТВ – этот сервис с огромным количеством каналов (80 и более) распространился на Западе задолго до Интернета. И именно для доставки КТВ в частные дома огромное преимущество перед коаксиальным кабелем предоставляли волоконно-оптические линии связи. Охватить кабельным ТВ районы с невысокой концентрацией населения – так называемые «residential areas», где и проживает большинство «среднего класса», т.е. более 60% населения, скажем, США – такова была задача.
Идею FTTH породил простой экономический расчет: сколько денег надо вложить  и сколько придется тратить на обслуживание, что будет дешевле, коаксиальный кабель  или оптоволокно?
Оптоволоконная сеть оказалась вне конкуренции – затухание сигнала практически отсутствует, не требуется промежуточных активных устройств/усилителей в абонентской сети, требуется минимум технического обслуживания.
Оказалось, что сеть для «раздачи» КТВ, например, вообще может быть пассивной – никаких усилителей- ретрансляторов. Отсюда и возник термин PON (Passive Optical Networks, пассивные оптические сети).
Единственным тормозом FTTH была относительная дороговизна оконечных абонентских приемных узлов. В 2000-2001 гг. мне довелось участвовать в разработке системы FTTH для компании Bell Atlantic. В режиме тестовой эксплуатации заказчику все понравилось. Совершенно серьезно рассматривалась возможность замены в новых жилых районах телефонных линий на оптоволоконные. Однако, просчитав эффективность и окупаемость FTTH в своих абонентских сетях,  Bell дали разработчикам оборудования «target price» (целевая стоимость): «Сделаете абонентский модуль за $300 – разместим вашу систему по всему Восточному побережью».  
В то время  полноценный абонентский модуль от Marconi стоил около $1500. Он обеспечивал доставку услуг кабельного ТВ, Интернет (Ethernet) и телефонии (не VoIP) по одной физической оптоволоконной линии. Сегодня абонентский модуль FTTH стоит 300-500 долларов. Удешевление этой абонентской аппаратуры  было и остается основным направлением у разработчиков FTTH.
Спад индустрии высоких технологий в 2000-2003 гг. сильно затормозил размещение FTTH  на Западе. Крупные телефонные компании не стали ждать удешевления FTTH и взяли на вооружение технологию ADSL. А технология  FTTH была отдана «на откуп» локальным операторам Интернет-сетей и КТВ.

Из истории FTTC/FTTB/FTTP
В отличие от России, на Западе проекты типа FTTP/ FTTB начали воплощаться гораздо раньше, чем FTTH. В городских районах с многоквартирной застройкой оптоволокно ко всем домам было подведено еще в конце «прошлого века». Например, в 2000 г. в Ванкувере (Канада) при проектировании системы оптоволоконной сети КТВ мы уже пользовались существующей структурой ВОЛС. «ВОЛС-хребет» был давно проложен вдоль всех основных улиц и многоквартирных домов. Довести волокно до многоквартирного дома – это решение тогда не имело конкурентов с технической стороны. Ведь длина отводов от имеющегося «ВОЛС-хребта» до подъездов не превышала 300-500 м, цена же обслуживающего один многоквартирный дом оконечного устройства «растворялась» в большом количестве абонентов.
Что касается FTTC, то на Западе Интернет- и КТВ-узлы были «посажены» на волокно еще раньше, чем многоквартирные дома. И то, что сейчас в части FTTC/FTTB выдается за «новое веяние», на самом деле было сделано на Западе очень давно.
И FTTP проекты – проводка оптоволокна на территорию компаний – тоже были реализованы на рубеже 2000 г. практически повсеместно. В то время оптические модули  доступа Т1 стоили порядка $2000. И инвестиции в размере $1000-5000 за Ethernet на скорости 100 MБит/сек были для компаний вполне оправданными.

А что у нас?
Впрочем, в чем-то и Россия не отстает от Запада. Еще в 1994-1995 гг. в наш «Белый Дом» была проложена и разведена по всем кабинетам и залам ВОЛС. Так что наши депутаты уже много лет используют систему типа Fiber To The Office (FTTO).
Однако важно другое: получается, что выйдя за пределы Америки, термин FTTH потерял четкий смысл. У нас в России стали делать все сразу – FTTB/FTTC/FTTP/FTTH, проще говоря, FTTX, где «X» – это все что угодно, от завода до квартиры... «Волокно куда хочешь» — так это стоило бы назвать.
Сегодня проекты типа FTTH/FTTB/FTTC/FTTP-FTTX хорошо «идут» в России и… в Юго-Восточной Азии.  
В чем «прелесть» этих регионов? Прежде всего, в компактности проживания. Большинство платежеспособного населения живет в многоквартирных домах, да еще в городе, где на каждый гектар площади стоит как минимум один «многоквартирник». В отличие от США, у нас не требуется никакой дальней разводки «по семьям». В отличие от США, у нас можно поставить в здании усилительную аппаратуру. Но, в отличие от США, все еще ко многим зданиям не подведены никакие линии передачи. Конечно же, здесь лучшим решением является оптоволокно, но в западном понимании такие проекты будут относиться к типам FTTB или FTTC, но не к FTTH.
Кроме того, как и многое другое, у нас в России FTTH «идет своим путем». Компактность проживания – это плюс для  FTTB/FTTC/FTTP, но минус для FTTH. С технической точки зрения «волокно в квартиру» протянуть проще, чем «волокно в частный дом». И договориться с владельцем многоквартирного здания компаниям-провайдерам проще. Но у нас, в отличие от изначальной идеи FTTH – «волокно в частный, семейный дом» – в многоквартирных домах применяются альтернативные системы подключения абонента. Если речь идет об Интернет-сервисе то это, например, разводка по витой паре или телефонной линии ADSL, по коаксиальной сети кабельного ТВ (кабельные модемы), наконец, по электропроводке (PLC). В России сегодня все это – вполне конкурентоспособные технологии. Вот только лет через пять их все равно придется менять, скорее всего, на то же оптоволокно.
А пока что оператор сети может собирать плату с абонентов, не вкладывая деньги в ВОЛС или в оптические абонентские устройства. Очень хорошо это показал «Стрим» в Москве, предоставляя «тройную» услугу – Интернет, IP-TV, телефон –
по одной линии ADSL. Никакого оптоволокна не надо, да и линии уже проложены ко всем абонентам.
Если же речь идет об услугах кабельного телевидения, то в многоквартирных домах  традиционная разводка КТВ по коаксиальному кабелю еще очень даже хорошо «работает». Получается что технология FTTH в российских многоквартирных домах  на данный момент не очень-то и нужна. Единственным однозначно оправданным ее применением остается доставка услуг КТВ в дачные и коттеджные поселки. Но и здесь IP-TV по линиям ADSL успешно конкурирует с FTTH. Повторим, речь идет о России.

Заключение
Вообще-то все эти термины и их аббревиатуры – FTTH /FTTB/FTTC/FTTP, PON – придуманы маркетологами, причем американскими. «Passive», «home», «premises», «curb» и т.д. – это ключевые слова из американской жизни, они служат для продвижения идеи на рынке США, в условиях «их» сметы расходов, в условиях «их» приоритетов, чтобы «купить» «их» абонентов и «их»  клиентов. А в других странах все это может и «не звучать».
Например «fiber to the home» звучит сильно, когда большинство населения живет именно в этих «homes», а не в зданиях по 500 квартир. Или «passive network» – пассивная сеть. Это «звучит» в США, где содержание обслуживающего сеть техника стоит $80 000 в год. Компании выгодно купить оборудование на $20 000 FTTH и вообще избавиться от необходимости техобслуживания. А в России и СНГ годовая зарплата техника составляет $10 000, и работает он за троих. Поэтому в России за $20 000 выгоднее два года содержать техника и не тратиться на FTTH-модернизацию сети.  
Все это надо понимать, когда мы «их» терминологию переносим на «наши» условия.

 

Об авторе:  Андрей Помялов в 1981 г. закончил Московский Физико-Технический Институт, в 1986 –  Московский Институт  Радиотехники и Электроники, Кандидат физико-математических наук. Профессиональный опыт Андрея Помялова включает в себя работу над проектами FTTH-FTTB-FTTC на американском и канадском рынках, личные контакты с разработчиками FTTH в этих странах.

 

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика