Национальная сцена сегодня

Оставаться ли театру музеем, только сохраняющим традиции, или как-то развиваться? В современном контексте его развитие невозможно без совершенствования в инженерном плане.

Image Вопрос развития национальных театральных площадок представляет собой очень серьезный комплекс проблем. И в Европе, и у нас беспокойство вызывают одни и те же вопросы: что дальше? Оставаться ли театру музеем, только вспоминать и сохранять традиции - что замечательно само по себе - или как-то развиваться? Как себя позиционировать? Многое зависит от формата, и, конечно, ответы могут быть разными, для антрепризы, для городских театров и для крупных театральных комплексов, служащих "атрибутами государственности". 

После генеральной реконструкции, завершенной к 250‑летию Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина - легендарной Александринки, в официальном пресс-релизе промелькнула новая нота: "...Юбилейное театральное действо показало уникальные технические возможности обновленной александринской сцены...".

Очевидно, что реставрация заключалась не только в воссоздании исторического облика здания и интерьеров театра. Кардинально изменилась концепция всех технологических систем.

Ведущий звукорежиссер Александринского театра Тимофей Ксенев
Ведущий звукорежиссер Александринского театра Тимофей Ксенев
Тимофей Ксенев - известный специалист по театральному звуку и ведущий звукорежиссер Александринки - постфактум описывает масштаб задач, стоявших на этапе выбора компании-интегратора: "Если посчитать количество звуковых линий, которые используются в Александринке, то у нас порядка 100 каналов на сцене и в партере, порядка 30 на галерках и еще 15 или 20 на колосниках, где установлены точечные микрофонные лебедки. Это не только сценическая коммутация, микрофонные и линейные кабели. Сигналы идут на микшерную консоль, распределяются на систему трансляции, систему оповещения, на порталы, на сценические мониторы. Кроме того, необходимо передавать смикшированный звуковой сигнал телевизионщикам".

Системный инженер компании ISPA-North Владимир Справцев
Системный инженер компании ISPA-North Владимир Справцев
Системный инженер компании I.S.P.A.-North Владимир Справцев считает, что предложенный его компанией проект "прошел" благодаря тому, что отвечает не только текущим задачам, но и перспективам дальнейшего развития театра. Несмотря на масштабность проекта, инсталляция звуковой системы выполнена в сжатые сроки. Владимир Справцев вспоминает: "Инсталляционная команда I.S.P.A.-North шла по пятам за строителями, иногда кабельные линии прокладывали параллельно. Сам монтаж оборудования занял около полутора месяцев".

Микшерная консоль

"На сцене Александринки идут совершенно разные спектакли, проходит престижный международный фестиваль, в котором участвуют крупнейшие национальные театры других стран, - рассказывает Тимофей Ксенев. - Поэтому пользовательская часть звуковой системы - микшерный пульт, процессоры обработки - должна быть исключительно удобной и привычной. Настолько, чтобы приезжающие звукорежиссеры могли быстро начать работу, не без помощи сотрудников Александринки, естественно". Владимир Справцев из I.S.P.A.-North продолжает: "Мы предложили цифровую консоль Stage Tec Aurus. У нее есть важное преимущество перед другими: работа ничем не отличаются от обычного аналогового пульта - обычные ручки с прямым доступом ко всем функциям. Есть возможность сохранения сцен, и очередной звукорежиссер просто открывает на дисплее список спектаклей и загружает нужную сцену, где "прописана" вся коммутация, микширование, эффекты и прочее. Не надо запоминать параметры, крутить ручки, записывать на кавер-листе их положение и так далее".

Коммутация

Тимофей Ксенев считает, что главное в плане коммутации - это удобство. Он доволен, что теперь маршрутизация звуковых сигналов обеспечивается исключительно через графический интерфейс микшерной консоли. "Хотя есть и кабельная версия, построенная на патч-панелях, через графический интерфейс я могу прямо с рабочего места коммутировать не только входы-выходы, но и вообще все, что угодно", - шутит Тимофей.

Однако Владимир Справцев не считает главнейшим в системе то, что маршрутизацией можно управлять прямо с консоли Aurus: "Самое главное - это системный компьютер Stage Tec Nexus Star, который выполняет вычисления, "раздачу" сигналов и другие функции. В системе используются только оптические линии, нет никаких жгутов, толстенных мультикоров. Все передается в цифре, а раз так, то сигнал не подвержен внешним наводкам, электромагнитным помехам и прочим "страстям". Иными словами, сигнал остается чистым и с неизменным качеством доходит до всех точек, куда вы его направили".

Методы работы с консолью Stage Tec Aurus немногим отличаются от обычного микшерного пульта Владимир продолжает: "Stage Tec - не единственная в мире компания, выпускающая цифровые матричные коммутаторы. Очень многие производители делают подобные блоки. Называются они так же, но выполняют только преобразование из аналога в цифру и передают данные по оптике или линиям Cat 5. Stage Tec Nexus - напротив, система комплексная. В нее входят и оконечные терминалы АЦ- и ЦА-преобразования, и программный пакет обработки сигналов, и внешние интерфейсы. Допускается коммутация практически с любым цифровым оборудованием. То есть, например, Nexus может "дружить" с любым пультом, у которого есть соответствующие интерфейсы - оптические либо AES/EBU".

Известно, что конфигурация системы Stage Tec Nexus выполняется на заводе производителя. Количество и назначение рабочих блоков определяется заказчиком на этапе согласования проекта, затем функциональность системы "прошивается". Nexus приходит на объект уже готовым к эксплуатации и, по мнению производителя, не требует последующей настройки. Это нравится не всем пользователям. Например, по мнению Тимофея Ксенева из Александринки, "закрытость" мешает оперативно модернизировать систему силами специалистов театра.

Оптика или витая пара?

Многие профессиональные инсталляторы считают, что цифровые линии передачи сигналов подходят только для крупных структур с разнесенными аппаратными и большим числом каналов. Однако Владимир Справцев из I.S.P.A.-North возражает: "Не обязательно, ведь качество обычной аналоговой линии теряется уже на 25-30 метрах. Какой бы классный ни был кабель, все равно есть потери на сопротивление. Кроме того, нужно учитывать незащищенность от электромагнитных помех. Конечно, не везде необходима такая разветвленная и сложная коммутация. Есть небольшие площадки, но и там дело потихоньку уходит в цифру, от аналога отказываются. Есть бюджетные цифровые консоли, работающие в автономном режиме, та же Yamaha DME64. И система может быть построена без маршрутизаторов, - вот - микшер, а вот - коммутационный люк на сцене. А соединены они могут быть не оптикой, а обычной витой парой, стоимость которой вообще три копейки".

Хотя витая пара действительно более привычна для специалистов по электронным системам, многие указывают на такой ее недостаток, как необходимость периодически "переобжимать" коммутационные разъемы из-за потери контакта.

Владимир Справцев обобщает: "С приходом в аудиоиндустрию цифровых консолей и качественных преобразователей задачи интеграторов существенно облегчились. Раньше именно качество АЦП и ЦАП останавливало инженеров от окончательного перехода на цифру. Высококлассные устройства были громоздкими, дорогими, несовместимыми друг с другом. Сейчас все это стало иным. Даже в небольшом театре, клубе или концертном зале проще поставить цифровую консоль среднего класса, которая будет и звучать неплохо, и выполнять все необходимые функции. Вполне подойдет и цифровая консоль с аналоговыми входами. Если же сигналы передаются на большие расстояния, если есть опасения по качеству передачи и, естественно, если позволяет бюджет - надо применять оптику".

Однако Тимофей Ксенев, уже более года эксплуатирующий систему Stage Tec Nexus, утверждает, что оптика капризна, особенно в условиях сцены. "И как бороться с грязью, с пылью? - задает риторический вопрос Тимофей, - От нее же никуда не денешься, потому что театр - это все же универсальная сценическая площадка. На спектакле "Иваны" у нас по сцене вообще лошади ходят, приходится коммутационные лючки заклеивать скотчем, чтобы туда кое-что не насыпалось! Это - узкое место оптики, о котором мы даже и не задумывались".

Владимир Справцев убеждает коллегу в обратном: "Когда оптические разъемы зафиксированы в ответной части, они защищены и от влаги, и от пыли. В крайнем случае, можно отключать коммутацию, но тогда надо использовать специализированные разъемы другого типа. Кроме того, инсталляции с использованием оптических линий уже долго и успешно эксплуатируются на других объектах, таких как Московский международный дом музыки и Государственный Кремлевский Дворец. Там таких проблем не наблюдается".

Цифра или аналог?

Александринский театр Развивая тему, ведущий звукорежиссер Александринки говорит, что вообще-то не все российские специалисты по звуку безоговорочно верят в надежность цифровых систем. "Цифра есть цифра: сигнал туда "залетел", а что с ним происходит потом, неизвестно, - смеется Тимофей Ксенев, - Согласовывая рабочий проект, мы попросили заложить порядка 20 аналоговых обменных линий между аппаратными. Так что теперь можем вообще выключить систему Nexus и худо-бедно работать с этими 20 аналоговыми линиями вместо 100 цифровых".

Имея за плечами немалый опыт, системный инженер Владимир Справцев приводит аргументы экономического характера: "Чтобы не поступиться качеством звучания, для сценической площадки с микшерным пультом на 24-40 входов потребуется дополнительно прикупить энное количество приборов обработки. Если подсчитать их стоимость, аналоговый вариант выйдет явно дороже, чем цифровой. И это без учета "единства форматов": сегодня большинство шоу-программ записываются в цифре и издаются на цифровых носителях".

Акустика

"Современные театральные системы звукоусиления представляют собой технологические комплексы, задача которых - передать ощущение контекста, дать эмоциональную и эстетическую встряску, очень полезную сегодняшним весьма искушенным зрителям, - отмечает Тимофей Ксенев. Некоторые постановки сопровождаются живой музыкой, и тогда оркестровая яма опускается. В других случаях, наоборот, она поднимается и используется как дополнительное сценическое пространство. А есть и такие спектакли, где зрители рассаживаются на сцене, а роль декорации выполняет зал. Некоторые постановки идут в сопровождении звуковых эффектов, в том числе surround.

Кроме того, по условиям технического задания компания-интегратор должна была уделить особое внимание сохранению исторического облика зала. Акустические системы не должны были закрывать витражи и лепнину".

По этим соображениям специалисты I.S.P.A.-North в качестве основных акустических систем предложили использовать активные линейные массивы Meyer Sound. Технология линейных массивов позволяет максимально равномерно покрыть всю площадь зрительного зала. А встроенные модули дистанционного контроля дают звукорежиссеру возможность "видеть" на мониторе компьютера основные параметры громкоговорителей, включая рабочую температуру усилителей.

"Александринка - историческое здание, и если в "новостройках" можно делать ниши в стенах, чтобы спрятать акустические системы за фальш-панелями, то здесь это запрещено. Поэтому для озвучивания surround-эффектов мы предложили использовать планарные громкоговорители Sonus, - говорит Владимир Справцев. - Если войти в зрительный зал Александринки при приглушенном освещении, то акустические системы в глаза не бросаются".

Однако Тимофей Ксенев считает, что у электроакустической системы театра есть перспективы развития. Он говорит: "Даже при самой тщательной проработке проекта все учесть невозможно. Сейчас я вижу, чего не хватает. В театре главный звук идет со сцены, причем из-за актера. Не забывайте также про одежду сцены: кулисы, занавес - это же бархат. Мне нужен сценический звук - справа, слева, а его-то и не хватает. Будем ставить системы еще", - и Тимофей Ксенев добавляет: "Но звук хороший. Meyer есть Meyer"!

Микрофоны

Для озвучивания музыкальных инструментов, речи и атмосферы сцены в Александринском театре используются инструментальные и студийные микрофоны Neumann, а также практически весь модельный ряд Sennheiser evolution. По финансовым соображениям пришлось остановиться на радиосистеме Sennheiser ewG2 500. "Не очень-то она мне нравится, - жалуется Тимофей Ксенев. - Все-таки трехтысячная серия намного лучше, - не по качеству приема, а по классу микрофонных головок. Однако, слава богу, если кто-то соберется петь, мы можем сделать супермикрофон - подключить к Sennheiser'овской радиосистеме конденсаторный Neumann KMS 105. И с улыбкой Тимофей добавляет: "А вот это и есть инАВация!"

Служебная связь, оповещение и трансляция

Ни один театр не обходится без систем служебной связи, оповещения и трансляции. Служебную связь интеграторы предложили построить на оборудовании Clear-Com. Де-факто это стандарт для театров и других культурных учреждений, считает Владимир Справцев. Он говорит: "Clear-Com уже давно на рынке и предлагает исключительно широкий и хорошо проработанный модельный ряд - от простейших переговорных станций до системы Matrix, позволяющей практически без ограничений осуществлять коммутацию между множеством абонентов по витой паре".

В системах оповещения и трансляции используются громкоговорители RCS и усилители Lab.gruppen.

Телевидение

После реконструкции интерес производителей ТВ-контента к по-становкам Александринского театра стал еще более активным. Тимофей Ксенев объясняет это техническими причинами: "В зале и на ярусах у нас устроены точки для подключения профессиональных ТВ-камер - шесть в партере, четыре в первом ярусе, триаксиальный, коаксиальный сигнал, напряжение, синхронизация, все дела. Снаружи, на улице, сделан большой щит для подключения ПТС, туда выведены обменные линии.

Есть в театре и служебное телевидение. Без CCTV сегодня трудно представить себе управление любыми технологическими процессами, в том числе связанными с творчеством. В зале и на сцене установлено шесть стационарных камер CCTV, каждая из которых, отслеживает свой план сцены. Пара дистанционно управляемых поворотных камер на козырьке и еще две в осветительных ложах фиксируют общий план. Мониторы системы служебного телевидения имеются у пульта помощника режиссера, во всех технологических аппаратных, в помещениях монтировщиков.

Заключение

Контекст театрального процесса включает в себя как минимум две составляющие. Во-первых, это что-то хаотичное, сумасшедшее, часто суетливое... Одним словом - творчество. Во-вторых, это четко поставленные задачи, трезво выполненные расчеты и вовремя полученные результаты. Одним словом - проектирование. Если эти составляющие хорошо сбалансированы, возникает обратная связь с публикой, ее желание еще и еще раз приходить к любимым артистам.

И на любимую сценическую площадку.

Оборудование

Аудио:
Микрофоны Neumann, Sennheiser
Линейные массивы Meyer Sound
Планарные громкоговорители Sonus
Микшерный пульт Stage Tec Aurus
Система маршрутизации Stage Tec Nexus
Система служебной связи Clear-Com
Трансляционные громкоговорители RCS
Усилители мощности Lab.gruppen

Подробнее:

www.alexandrinsky.ru
www.clearcom.com
www.ispa.ru
www.labgruppen.com
www.meyersound.com
www.neumann.com
www.sonus.de
www.stagetec.com

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика