Ситуационные центры – средство коллективной работы

Заместитель главного редактор InAVate Оксана Ужва беседует с директором ситуационного центра РАГС Александром Николаевичем Данчулом о единственном в России месте, где госслужащих учат взаимодействовать друг с другом и принимать верные решения с помощью передовых информационных технологий.

danchul.jpgОксана Ужва: Александр Николаевич, Вы возглавляете кафедру информационных технологий в управлении Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Это единственное в России место, где можно научиться работе в ситуационном центре?

Александр Данчул: Нет, но это единственное в России место, где обучение проходят государственные служащие высшего и среднего звена. Ситуационный центр РАГС — учебно-исследовательский, здесь постоянно идёт одновременно и учебная, и научная работа

 

О.У.: Когда и как создавался СЦ РАГС?
А.Д.: Проект стартовал в 2004 году, одновременно с работами по подготовке помещения СЦ и установкой оборудования прорабатывались учебные задачи. К началу учебного года СЦ был запущен, и по этому случаю 1 сентября мы провели первую лекцию-презентацию, где присутствовали сотрудники администрации президента и руководство РАГС. К декабрю 2004 года была завершена проработка трёх первых учебно-аналитичеких задач, а с начала 2005 года их ввели в образовательный процесс Академии.

Дальше проект развивался поэтапно. Последнее, что мы сделали – подключили систему видео-конференц-связи. Кроме того, недавно был построен второй ситуационный центр. При его создании ставилась задача развития коммуникационной компоненты и отработки технологий обмена информацией между различными ситуационными центрами.

К слову, по нашему пути в последнее время пошли еще несколько ВУЗов: СЦ открылись в Лингвистическом Университете, в МГИМО, в Плехановской Академии и в Таможенной Академии.

О.У.:В чём отличие ситуационного центра от обычных информационных систем?
А.Д.:С помощью обычных информационных систем решаются часто повторяющиеся и легко формализуемые задачи. А каждая управленческая задача в своем роде уникальна. Поэтому в ситуационных центрах мы наблюдаем совсем другую картину. По сути СЦ представляет собой соединение презентационных технологий и технологий поддержки принятия решений.

За счет презентационной компоненты в СЦ возникают три базовых преимущества. Первое – это возможность последовательно отображать результаты уже выполненных этапов работы, ускоряющая и уточняющая процесс принятия решений. Ведь обычно мы видим только конечный результат, что не позволяет выявить причину ошибки.

Второе преимущество – это возможность отображать различные варианты или сценарии решения управленческой проблемы. Рассмотрим простейший случай: студентам даётся одна и та же модель проблемной ситуации и задание —выработать решение и смоделировать его последствия. Так вот, каждая микрогруппа студентов предоставляет свои варианты решения, но всё это вместе отображается на видеостене ситуационного центра, а затем обсуждается и сравнивается.

Третье преимущество реализуется в деловых играх, когда каждой микрогруппе даётся какая-то своя, отличная от других функциональная роль, причём исходные данные для каждой микрогруппы дифференцируется.

С точки зрения технологий поддержки принятия решений важно понимать, что ситуационные центры – это средство коллективной работы. В нашем ситуационном центре 20 рабочих мест, а ноутбуков – всего пять. Мы применяем иерархическую схему, когда сначала студенты в микрогруппе обсуждают свои варианты решения, затем, уже на модели, их интерпретируют и сравнивают. Т.о. становится очевидной иерархия принятия решения внутри каждой и между разными микрогруппами. Для работы по этой схеме требуется всего три преподавателя. Для сравнения, неиерархичекая схема (реализована в учебном ситуационном центре Лингвистического университета, где на каждом рабочем месте стоит компьютер), не позволяет преподавателю работать одновременно с большим количеством студентов.

О.У.: Откуда вы получаете информацию о новых технологиях и как внедряете их в повседневную практику?
А.Д.: С 2002 года в РАГС ежегодно проходит конференция по ситуационным центрам и средствам поддержки принятия управленческих решений. Это, пожалуй, наиболее широкая площадка для обмена опытом, место встречи всех ключевых игроков рынка аудиовизуальных технологий для применения в ситуационных центрах. Сотрудничество с коммерческими фирмами позволяет нам быть в курсе мировых разработок. Кроме того, многие обучающиеся на кафедре ИТ в управлении являются руководителями и сотрудниками действующих ситуационных центров МЧС, МВД, других государственных организаций, а также и коммерческих организаций, занимающихся созданием и эксплуатацией ситуационных центров, например, «Полимедиа», НИАЦ РЖД. Они делятся новой, получаемой буквально каждый день прямо «из жизни» информацией, организуют для сотрудников кафедры посещения действующих СЦ.  

О.У.: Каковы сегодня перспективы развития системы ситуационных центров государственной власти РФ?
А.Д.: Проблематика информационно-аналитических центров вошла в программу «Электронная Россия». Дорабатывается программа электронного правительства,  и я точно знаю, что ситуационные центры, как важнейший элемент взаимодействия по принятию решений,  там присутствуют. То есть, результаты многолетнего труда управления информационных систем департамента спецсвязи ФСО России, других организаций по созданию системы ситуационных центров органов государственной власти получит дальнейшее развитие.

 

О.У.:  Спасибо за интервью!

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика