Экраны – народу!

Кристиан Зольнер и Патрик Тобиас Фишер основали свою творческую группу VR /Urban в 2008 году: думали «вернуть городские экраны народу». Оба участвовали в проекте по пользовательским интерфейсам Института Фраунгофера (см. публикации в предыдущих номерах и на сайте журнала) но, несмотря на это, никогда вместе не работали, хотя много слышали друг о друге. Тобиас очень хотел поработать вместе с Кристианом на фестивале медиа-фасадов в Берлине — там (в баре) они накнец-то и встретились.

 

Zolners.jpgФото 1: Группа VR/Urban в Сан-Паоло, Бразилия: (слева-направо) Кристиан Зольнер (частично скрыт), Себастьян Пьяцца и Патрик Тобиас Фишер.

«Мы делились идеями и обнаружили, что наши идеологии совпадают, — вспоминает первую встречу Тобиас. – Мы оба страдали от засилья рекламных экранов в городском пространстве. Кристиан заявил, что люди должны иметь не менее масштабный инструмент для высказываний, чем крупные рекламные агентства. Так возникла [стоящая за VR /Urban] идея дать людям инструмент самовыражения плюс шанс говорить что хочешь. Это ведь базовый принцп демократии!»
Решение начало обретать форму. Было сконструировано устройство под названием spread-gun, позволяющее набирать сообщения на клавиатре, а затем «выстреливать» ими. Техническое решение было следующим: небольшой процессор превращал сообщение в графику и подавал на вход видеопроектора, который отображал ее на фасаде первого попавшегося дома.

Кристиан и Тобиас постоянно совершенствовали свой проект. В 2009 году вместе с известным дизайнером Себастьяном Пьяццой, которому Кристиан доверил оформить внешний вид устройства, и «гениальным программистом» Тило Гофманом они создали гаджет под названием SMSlingshot (игра букв, что-то вроде «СМС-рогатки»).

«В SMSlingshot используются те же принципы, что и в нашем раннем spread-gun'е, – объясняет Кристиан. – но новый гаджет, во-первых, выглядит как рогатка, а во-вторых, совершенно не зависит от проводов, датчиков и внешнего источника питания».

 

Фото 2: Медиа-фасад становится местом общественного взаимодействия (Мадрид).

Screen_Grab_P2_1.jpgС технической точки зрения SMSlingshot представляет собой работающую от батареек встраиваемую (эмбеддируемую) систему, соединенную с компьютером по УВЧ радиоканалу. Однако для того, чтобы «видеокляксы» с персональными сообщениями появлялись на экране вместо рекламы, а не поверх нее, требуется взлом защиты контента.

Для Кристиана и Тобиаса SMSlingshot был не просто апгрейдом их первого детища. «Мы остановились на таком варианте конструкции, который позволил избежать сложных меню и многоуровневого взаимодействия с оборудованием, – пишут они в документе, подробно излагающем концепцию. –  Рогатка является очень выразительным, поэтическим образом. Старейшее из известных сведений об использовании рогатки – это библейская история о победе Давида над Голиафом. Рогатка — простой, дешевый и понятный инструмент, ее из подручных материалов может сделать любой. Рогатка демонстрирует, что сила в замысле, а не в размерах. Рогатка – это метафора различий между медиа-фасадом и бунтующим получателем рекламных сообщений».

Кристиан вспоминает о том, как проект развивался дальше: «Было две предпосылки. Лично я еще в университете сильно увлекся проектированием средств взаимодействия: сенсорными пользовательскими интерфейсами, портативными устройствами управления виртуальным контентом... Тобиас же пришел из виртуальной реальности. Мы оба – технари, из-за этого и сошлись, но во всем этом есть еще и художническая подоплека. Я когда-то был апологетом граффити как молодежного движения и подумал: неплохо бы оживить все эти технические штучки «мятежным духом».

В отличие от науки, искусство допускает субъективизм, – добавляет Тобиас. –  И зачастую искусство более прогрессивно, чем наш «реальный мир». Как и наука, это ворота в будущее, что очень сильно отличает их от коммерции. Искусство – это датчик или радар, ищущий предметы в будущем, и часто они весьма оригинальны, как и предметы науки. Так что искусство и наука шагают вместе!»

Проект и правда развивается не только в техническом аспекте. Сегодня Тобиас и Кристиан со своей концепцией путешествуют по всему миру. Их аудитория с удовольствием «взаимодействует» с рекламными экранами посредством SMSlingshot'а, но главная цель проекта – обсуждения, которые возникают во время этих «эвентов».

«SMSlingshot обнажает возникающие в связи с рекламными экранами проблемы, – говорит Кристиан. –Мы говорим о  капитализации городской среды, о том, почему всех заставляют работать исключительно «по-рыночному» и все такое. Потом мы объясняем публике, что города поглощены индустрией рекламы. В общении с народом важен социальный, образовательный аспект, и наша «цифровая рогатка» сильно помогает поддерживать дискуссии такого рода», – заключает он.
Проект SMSlingshot во многом был успешным. Он возрос до такого уровня, о котором ни Кристиан, ни Тобиас, скорее всего, не могли и мечтать, когда впервые встретились в том берлинском баре. Так и хочется в шутку перефразировать знаменитые слова нашего вождя: «Цифровая рогатка стала оружием продвинутого пролетариата».

SMSlingshot привлек внимание общественности многих стран, от Южной Америки до Японии, востребован на художественных и выставочных мероприятиях по всему миру. Он интересен технически и очень подходит для всех дел, которыми занимаются его создатели. Он полностью состоятелен с художественной стороны. Нравится вам их идеология или нет, но парням есть что сказать.

 

Screen_Grab_P2_2.jpg

Фото 3: Рекламное пространство взято под прицел.

Они страстно увлечены своим делом, но.. неминуемо столкнулись с мощной машиной масс-маркетинга и еще более мощных технологий. Было бы не удивительно разочароваться от бесполезных усилий. Я спросила, достигли ли они своей цели. «Нет, – ответил Тобиас. – В процессе всегда создается что-то новое. Если вы вообще что-то делаете, рядом постоянно возникает нечто новое». А Кристиан добавил разочарованно: «Мы думали, что сможем «окультурить» рекламу, что каждый сможет подойти к экрану и «выстрелить» в него своим собсвенным сообщением, но это оказалось ох как непросто. Экраны хорошо защищены, оборудованы системами видеонаблюдения и находятся под частной охраной – ведь каждая секунда демонстрации стоит больших денег. Поэтому и контент так дорог его владельцам».

Потом Кристиан немного грустно пошутил: «Если вас поймают за проникновение в систему, то на долгие годы могут сделать очень бедным». И рассказал, что сейчас они несколько изменили «подход»: «Я действительно хотел взломать этот digital signage, влезть в один из таких экранов в Мадриде. Но доступ к системе так хорошо защищен, что взломать ее оказалось невозможно. Мы обдумывали многие варианты изменения контента, но потом поняли, что это очень опасно – и отказались».

Что ж, VR/Urban весьма эффектно заявили о себе. И лично я верю, что их деятельность многим позволила осознать свою и даже – своеобразным образом – высказаться по этому поводу. Но, несмотря на широкую известность и несомненный успех VR/Urban, Кристиан с сожалением подводит итоги, цитируя широко известного на Западе немецкого писателя-сатирика Курта Тухольского: «Хорошо, у вас есть успех — но последствий-то нет никаких». Кстати, отец Тухольского был весьма состоятельным коммерсантом...

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика