MADI его, MADI!

Небольшая справка для тех, кто не знаком с MADI (Multichannel Audio Digital Interface), он же AES10, в 1991 определивший способы передачи многоканального цифрового аудио по коаксиальному кабелю или оптоволокну. AES10-2003 поддерживает до 64 каналов 24/96 аудио, а минимальные изменения AES10-2008 касаются совместимости с последней версии AES3.

Первоначально стандарт MADI разрабатывался компаниями AMS Neve, Solid State Logic (SSL), Sony и Mitsubishi, но сейчас он широко применяется, в основном, производителями микшерных аудио консолей. Но почему в эпоху непрерывного появления новых стандартов вроде Dante и AVB, производители продолжают выпускать изделия с интерфейсом MADI?

madi_web.jpgОдним из самых ранних приверженцев MADI, не вошедших в круг компаний-разработчиков, стала компания DiGiCo, добавляющая MADI-разъемы в каждую свою консоль. Самая последняя модель SD11 – не исключение. На этой рэковой/настольной цифровой консоли «все ещё» нашлось место для интерфейса MADI – через 18 лет после первого представления стандарта. Почему?

«Тогда для нас это был простейший способ передачи сигналов между управляющей консолью и процессорными рэками с большим количество входов и выходов, — рассказывает управляющий директор компании DiGiCo Джеймс Гордон. — Но сейчас для использования MADI причин даже больше, чем раньше. Вначале мы использовали его для коммутации устройств DiGiCo между собой. А сейчас можем подсоединиться практически к любой консоли или многоканальной системе с жестким диском, оставаясь в едином качественном формате аудио без каких-либо дополнительных отчислений на лицензии».

Фото 1:  Карта расширение MADI для микшерной системы Alen & Heath ILive.

allenheath_ilive_madi.jpgСравнительно новый приверженец MADI, компания Alen & Heath, предлагает опции MADI для своих микшерных систем iLive. Директор по развитию Alen & Heath Роб Кларк считает такое решение весьма удачным. Одновременно компания работает над интеграцией MADI в свою рекординговую консоль GSR-24. «MADI великолепен для соединений типа «точка-в-точку». Он практически не требует конфигурирования и очень надежен при пересылке аудио между точками А и В, и поэтому невероятно удачен для работы с аудио. Этот интерфейс проник всюду – от вещания до звукозаписи благодаря своей гибкости» — говорит Роб Кларк.

Другое применение этого стандарта — сопряжение различных звуковых сетей. Устройства сопряжения с инетрфейсом MADI выпускаются почти для всех цифровых аудио форматов, что позволяет использовать их в любыми 56/64-канальными системами.

Энди Браун из компании Soundcraft вторит словам Роба Кларка о простоте MADI: «Он популярен из-за своей plug’n’play функциональности в сочетании с многоканальной передачей сигналов по единственному кабелю. Добавьте очень небольшую задержку (порядка 3-4 сэмплов) и возможность передачи управляющих данных по тому же кабелю без использования аудио-каналов».
Компания Harman group включила поддержку MADI во все выпускаемые под брендами Soundcraft и Studer консоли как встроенные модули или устанавливаемые опции. «На концертах, в вещании, где не нужны высокие частоты дискретизации, 64 каналов вполне довольно, а при необходимости можно работать и на 96 кГц, хоть и с меньшим числом каналов», — добавляет Браун.

Фото 2: Компания Roland дополняет свою коммутационную систему REAC устройством сопряжения S-MADI.

roland_s-madi.png

Даже компания Roland, выпускающая патентованную мультиканальную коммутационную систему под названием REAC, предлагает дополнить её устройством сопряжения S-MADI, которое выполняет двустороннее преобразование форматов REAC/MADI и передачу до 40 аудио каналов.

Немецкая компания Optocore, специализирующаяся на аудио коммутации, недавно выпустила два совершенно новых продукта, DD4MR-FX и DD2FR-FX. Первый имеет четыре MADI порта на разъемах BNC, а второй – два дуплексных MADI порта на оптике. Каждое из двух устройств добавляет к оптоволоконной системе Optocore (оптика) или Sane (витая пара) по 128 входов-выходов. MADI-интерфейсы Optocore создавались специально для работы с оборудованием различных производителей и с равным успехом позволяют управлять предусилителями цифровых аудио консолей Lawo, Studer, SSL или Yamaha.

Фото 3: Yamaha выпускает карты расширения MY, позволяющие подключаться, в т.ч. и по MADI, для цифровых консолей и модульных систем DME.

madi-yamaha.jpg

Так можно ли сказать, что полноценная поддержка MADI позволяет производителям завоевать большую долю рынка? Не совсем так, считает заместитель генерального директора компании Yamaha Commercial Audio Карл Крисимас: «Yamaha занимает оптимальную позицию в плане использования популярных аудио форматов, т.к. мы обеспечиваем полноценную поддержку всех «ответвлений» стандарта AES 50. Для цифровых консолей Yamaha и модульных систем DME выпускаются карты расширения MY, позволяющие подключаться, в т.ч. и по MADI».

По нашим исследованиям, в 2011 году среди других сетевых протоколов MADI занимал лишь 4% всех продаж, в отличие от 60% пару лет назад… Естественно, ситуация выглядит иначе с позиции тех производителей, кто включает в свою продукцию всего несколько протоколов, в т.ч. MADI.

Что же ждет «ветерана аудио индустрии» в будущем? Чтобы получить ответ, нужно посмотреть на конкурентов. Наиболее вероятными в этом качестве видятся Dante и AVB (см. также обзор по выставке InfoComm 2011 в этом номере). По словам Карла Кристмаса из Yamaha, Dante за короткий срок осуществил заметный прорыв. Другие склонны отдавать предпочтение AVB (его использование не надо лицензировать) и считают, что другие разработки позициям MADI ничем не угрожают. Г-н Палмер из компании Roland уверен, что «именно широкая поддержка AVB может прикончить MADI».

Фото 4: Самая "свежая" продукция с MADI - микшерная консоль DiGiCo DiGiCo SD11.

madi_digico.jpg

А Джеймс Гордон из DiGiCo отмечает, что пользователи обеспокоены увеличением стандартной частоты дискретизации в аудио консолях и соответствующим уменьшением количества входов и выходов. С другой стороны, MADI поддерживают практически все производители. В этом Гордон видит положительную сторону и считает, что MADI в конечном итоге может де-факто стать всеобщим цифровым стандартом.

«Многие форматы претендуют на роль основного стандарта для передачи высококачественного аудио. Основная баталия разворачивается вокруг решений на основе Audio Over IP Layer 3, таких, как Dante и AVB. Нет сомнения, что за ними будущее, но сегодня они далеко нет так популярны как MADI», — говорит Гродон.

Мацьеж Янишевски из компании Optocore верит, что MADI может развиваться самостоятельно и независимо от Dante и AVB: «Следующей ступенью развития мог бы стать MADI стандарт на основе Cat 5, очень привлекательных по цене кабелей. У Optocore и других компаний уже есть решения на основе Cat 5, но сначала надо утвердить соответствующий стандарт AES. Это позволит конкурентам мирно поработать над общим вопросом совместимости оборудования».

 

"Главное преимущество формата MADI – большое число каналов и надежная передача сигнала от одной точки до другой. Это открытый стандарт, достаточно простой и подходящий  разным производителям."

 

Энди Браун верит в будущее MADI независимо от альтернативных решений: «Допустим, другие интерфейсы компьютерного типа способны предложить нужное количество каналов. Но нужную дальность передачи по дешевым медным проводам – едва ли. Сетевые технологии вроде AVB не везде могут заменить MADI. В распределительных лючках на сцене – да, но MADI всё равно потребуется для прямого соединения оборудования разных производителей точка-в-точку».

Здесь и подведем черту. Очевидно, что на горизонте цифровой аудио коммутации регулярно появляются новые удивительные «игрушки». Тем не менее, с учетом существующих перспектив и традиций, на MADI можно положиться. Он как хорошее вино — с годами становится только лучше.

Ждём ваши комментариев, уважаемые читатели!

 

Контакты компаний, участвовавших в обзоре или их представителей в России:

DiGiCo - Арис

Yamaha Commercial Audio - Ямаха Мьюзик РУС

Alen & Heath - МиксАрт

Soundcraft - A&T Trade

Optocore- Театр Строй Проект

Roland -Роланд Мьюзик РУС

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика