Всепогодные громкоговорители

iploud.jpgНа свежем воздухе

Мир вокруг нас с каждым днем наполняется все большим количеством звуков, и «уличные» аудиосистемы вносят в это свою немалую лепту. Спрос на них растёт: многоканальные акустические системы формата 5.1 «и более» становятся обязательным атрибутом в театрах и кинотеатрах, на палубах круизных лайнеров и в аквапарках, а так же на открытых площадках. Следовательно, перед владельцами площадок и организаторами мероприятий встает серьезная задача: обеспечить высокое качество звукового сопровождения и, при этом, не загромоздить оборудованием все свободное пространство.

По сути, рынок аудиосистем «для улицы» делится на два сегмента: первый включает в себя сугубо «утилитарные» громкоговорители для систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), второй — аудиосистемы для развлекательных мероприятий. Эти две категории различаются по уровню громкости и качеству звучания, но и те, и другие требуют максимальной защиты от климатических воздействий для бесперебойной работы в условиях агрессивной окружающей среды.

Для каждого из двух вышеупомянутых сегментов рынка выпускаются громкоговорители с различного типа. Когда важно дать речевое сообщение по всей площадке и качество звучания отходит на второй план (это может быть, скажем, вокзал или стадион), применяются громкоговорители рупорного типа, звуковые колонны или «звуковые прожекторы» — они обеспечат направленный звук высокой громкости в условиях открытого пространства, где отсутствуют отражающие стены, но есть ветер и сильный окружающий шум.

В свою очередь, обладающие более широким диапазоном частот ненаправленные динамики обеспечат лучшее качество звука при меньшей громкости – их используют для звукового сопровождения развлекательных мероприятий. По параметрам они ближе к громкоговорителям класса Hi-Fi. Это, как правило, традиционные «корпусные» или потолочные громкоговорители; производители выпускают их устойчивые к погодным воздействиям версии. Есть еще варианты с шаровидным корпусом, подвешиваемым прямо на кабеле – такие широко используются в аквапарках и парках развлечений.

Все уличные громкоговорители нуждаются в защите от плохой погоды. Это вполне точная и измеряемая характеристика, именуемая «класс защиты от проникновения загрязнений» или, по-английски, Ingress Protection (IP), введённая в обиход Европейским Комитетом по Электротехнической Стандартизации(CELENEC). Она определяется двумя цифрами (IP**), первая из которых отражает способность корпуса устройства противостоять проникновению твердых инородных тел; а вторая – его водонепроницаемость.

Класс защиты у громкоговорителей для улицы варьируется от IP55 до IP66. Подходящий для большинства целей громкоговоритель будет иметь класс защиты IP65. Это говорит о том, что он полностью защищён от проникновения пыли и выдерживает направленные струи воды. Корпус с маркировкой IP64 по умолчанию считается водонепроницаемым.

Область применения устройств с более низким классом защиты ограничена; это что-то среднее между уличным и внутренним использованием (скажем, на вокзалах под навесами). К примеру, класс защиты IP53 обеспечивает некоторую защиту от влажности, а так же от сажи и птичьего помета.

Однако это далеко не всё, что нужно знать по данной теме. IP-рейтинг не полностью характеризует уровень защиты громкоговорителей. Например, не принимаются во внимание температурные колебания, соленые брызги и долговечность корпуса. IP характеризует только устойчивость к проникновению пыли и влаги, что может ввести в заблуждение как заказчиков, так и инсталляторов.

Чтобы прояснить ситуацию, InAVate опросил представителей ведущих мировых компаний, выпускающих всепогодные громкоговорители.

Менеджер по международным продажам компании SoundTube Уэсли Гаррет сообщил следующее: «Есть устройства, спроектированные так, что влага и пыль в них не попадает вообще, однако IP-рейтинг этого не учитывает. Так же не учитывается длительность воздействия пыли и влаги на внешние элементы корпуса. Например, защитная сетка из дешевой стали в сырую погоду прослужит не больше трех месяцев. Новый стандарт EN54 (введён в действие с апреля 2011, InAVate публиковал статьи о нём в предыдущих номерах) или армейские спецификации во многих случаях гораздо более объективны, чем IP».

С этим согласен Мишель Ван Лун, специалист по акустике компании Bosch: «Классификация IP ничего не говорит о сопротивляемости воздействию соли. Для этого есть разные тесты, такие как «испытание в солевом тумане» по стандарту IEC 68-2-11».

Фото 1 и 2: Громкоговорители Apart Rock 20 и Soundtube XT850 хорошо «маскируются» в саду или на лужайке перед домом.

soundtube_xt850.jpgapart_rock.jpg

Действительно, специализированные громкоговорители широко применяются на флоте, как в системах оповещения, так и в «развлекательных» целях, и эта область применения имеет ряд особенностей. «Корабельные решения – самое сложное испытание для громкоговорителей, — говорит директор по маркетингу компании IC Audio Саша Ридлинг. — Динамик должен обладать достаточно высоким уровнем громкости, 110, а то и 120 дБ, чтобы перекрывать шум, создаваемый работающим двигателем, ветром и волнами. Кроме того, корабельные громкоговорители требуют дополнительной защиты: морская вода является очень агрессивной средой, которая за несколько недель может повредить динамик, если не учесть этого в самой конструкции».

С этим мнением согласен Кевин Тестер, управляющий директор компании Penton, уже полвека поставляющей громкоговорители для ВМС Великобритании: «В снабжении флота громкоговорителями есть дополнительные сложности, и морская соль – ключевой фактор. Скобы, используемые при креплении громкоговорителей, должны быть изготовлены из нержавеющей стали более высокой марки, чем для тех динамиков, которые буду использоваться на суше. Чем чище сталь, тем лучше!»

В развитием технологий и материалов стали меняться и методы защиты громкоговорителей от непогоды. «Чтобы наши новые рупорные громкоговорители и звуковые колонны могли противостоять экстремальным погодным условиям по классу защиты IP66, для изготовления корпусов мы используем полипропилен, герметизированные точки входа кабелей и алюминиевые или стальные скобы крепления, – рассказывает менеджер по маркетингу компании APart Audio Филипп ван Итвелд. – Они ориентированы на профессиональный и промышленный рынок и «выдают» звуковое давление до 120 дБ. Мы так же предлагаем «каменные» громкоговорители, корпус которых выглядит, как выполненный из натурального камня и соответствует классу защиты IP64, что позволяет размещать их прямо на земле и среди растений».

Широкий ассортимент громкоговорителей Tannoy включает в себя и «уличные» модификации стандартных моделей. Директор по международным продажам этой компании Марк Фланаган объясняет: «Tannoy предлагает в качестве дополнительной опции полную «метеозащиту» для всех профессиональных моделей своего ассортимента. Для всех стандартных корпусов, включая серии V, VX, VXP, VQ и VQnet у компании есть варианты с метеозащитой. А теперь в продаже появилась и метеозащищенная версия звуковой колонны QFLEX.Так же мы выпускаем целый ряд небольших встраиваемых громкоговорителей, которые по своим метеозащитным характеристикам соответствуют и даже превосходят класс IP64, например серии Di и DVS».

Линейка громкоговорителей TOA S-Line, весьма стильная по дизайну, также обладает интересными влагозащитными характеристиками. Вот как её описывает директор по продажам и маркетингу компании TOA Брет Даунинг: «Type S предназначены для крупных площадок, где естественный звук должен быть слышен на большом расстоянии. Эти 2-полосные линейные массивы, оснащенные восемью низкочастотными и 24 высокочастотными динамиками, устанавливаются вертикально и образуют сплошной линейный источника звука с малым затуханием сигнала на расстоянии».

Фото 3: Звуковая колонна IC Audio TS-C 20-500 спокойно работает на кораблях под напором солёной вод.

ic_audio_ts-c.jpg 

Ник Кук из компании Yamaha Commercial Audio рассказывает про новую серию громкоговорителей VS: «Дополнившие нашу растущую линейку оборудования для коммерческих инсталляций, громкоговорители серии VS компактны, привлекательны и функциональны по дизайну, что позволяет легко «вписывать» их в любое окружение. Они идеально подходят для СОУЭ, систем фонового озвучивания торговых помещений, клубов, ресторанов, конференц-залов или культовых сооружений, а так же для использования в театрах и на стадионах. Динамики серии VS обеспечивают высокое качество звука с исключительной четкостью, как в помещении, так и на улице. В серии VS две модели, обеспечивающие превосходную отчётливость в речевом диапазоне и работающие с линиями 70 и 100 Вольт. Их влагозащитные корпуса и излучатели соответствуют требованиям стандарта IEC60529».

О широком ассортименте соответствующего оборудования компании Community рассказывает её директор по маркетингу Джон Уиггинс: «Самыми популярными из производимых компанией метеозащищенных громкоговорителей являются модели WET Series II и рупорные R-Series. В линейку продуктов, защищенных от капризов погоды, входят звуковые колонны серии ENTASYS, а так же новая серия громкоговорителей iHP, выполненная из судостроительной фанеры и герметизированная с помощью стекловолокна». Интересно, что громкоговорители Community WET Series II и R-Series поставляются с 15- летней гарантией на корпуса.

Цена вопроса
Очевидно, что дополнительная защита и более качественные материалы сказываются на цене, естественно, в сторону её увеличения. «Малосерийность» так же увеличивает стоимость продукции по сравнению со стандартной, однако разница в себестоимости целиком зависит от производителя.

«На самом деле в каждом конкретном случае ситуация не одинакова, — утверждает Саша Ридлинг из IC Audio. — Многие наши динамики разрабатывались как для наружного, так и для внутреннего применения, поэтому их стоимость одинакова. Иногда, конечно, требуются специальные технические решения и в таком случае продукция будет дороже относительно стандартной».

Кевин Тестер из Penton UK считает, что затраты не так велики: «Если вы хотите сделать громкоговоритель устойчивым к влаге, то это, естественно, увеличит его себестоимость, но, по сравнению со стоимостью обычного громкоговорителя, это увеличение не столь заметно».

Оценка Марка Фланагана из Tannoy менее оптимистична: «Производство полностью водонепроницаемого громкоговорителя — дело недешевое, как с точки зрения материалов, так и с точки зрения производственных процессов, не говоря уж о времени. Объем дополнительных расходов варьируется в зависимости от продукта, но, в среднем, начинается от 30% себестоимости стандартного устройства».

Уэсли Гарретт из компании SoundTube указал ещё на один важный момент, касающийся надежности и долговечности: «Защитная сетка из нержавеющей стали более чем в два раза дороже обычной. Но, когда вы закладываете дополнительные средства на лучшую электронную начинку и крепеж, это безусловно окупится в дальнейшем благодаря длительному сроку службы».

По словам Джона Уиггинса, компания Community уделяет много внимания универсальности громкоговорителей: «Мы проектируем большинство своих продуктов, закладывая в них возможность использования как на улице, так и внутри помещений. Для этого мы постоянно совершенствуем качество материалов. В результате можно с уверенностью сказать, что Community создаёт только качественное и надежное оборудование, цена которого, при этом, остаётся вполне конкурентоспособной».

Большие расстояния между усилителем и громкоговорителем — обычное дело, если речь идет об «уличной» акустике, а это значит, что системы с низким напряжением и сопротивлением не смогут развивать достаточную мощность. Поэтому большинство таких систем используют линии с напряжением 100 Вольт. Активные (со встроенными усилителями) громкоговорители в таких системах встречаются редко, в основном, из-за проблем с перегревом и конденсации влаги.
Этот факт прокомментировал Джон Уиггинс из компании Community: «Было неоднократно доказано, что усилители не выдерживают суровых уличных условий. Гораздо практичнее, при условии больших масштабов мероприятия, использовать отдельное помещение для усилителей и просто соединять их кабелем с громкоговорителями. На 99,9% всех крупных мероприятий звуковые системы строятся именно по такой схеме».

Заключение
Хотя цифровая реклама буквально «заполонила» помещения и улицы, существенного спроса на метеозащищенные громкоговорители для тех же целей (использование в комбинации с визуальной информацией) не наблюдается. Вероятно, картина изменится в будущем, поскольку количество наружной визуальной рекламы будет только расти, и в этих инсталляциях наверняка будет задействовано не только видео, но и звук. Несмотря на ограниченную область применения, рынок метеозащищенных аудиосистем устойчив, зрел и гибок. Здесь продолжают появляться новые продукты, что обеспечивает широкие возможности для системных интеграторов.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика