Концертный зал Свердловской филармонии

ar87.jpgС корабля на бал

Благотворительный Губернаторский бал в Концертном зале Свердловской филармонии был первым мероприятием после инсталляции звуковой системы топ-класса. О работе над этим проектом рассказывает руководитель отдела комплексных решений компании «АРИС» Александр Солоухин.

Для меня и моего коллеги Виктора Тажибова эта история началась весной 2011 года. В офисе «Ариса» раздался звонок из Екатеринбурга; директор Свердловской государственной филармонии Александр Колотурский был краток: замечательный зал, афиши которого сверкают именами мировых знаменитостей, до сих пор не имеет адекватной по качеству системы звукоусиления. Акустика зала уникальна, во всей полноте раскрывает тончайшие нюансы органной и симфонической музыки, но «непримирима» к более «громким» жанрам. Многие компании пытались решить эту проблему, но без особого успеха.

«Если инженеры «Ариса» не испугаются сложной задачи — милости просим. Ваша компания представляет именно те бренды, которые нам подойдут», — последняя фраза Александра Колотурского привела нас в недоумения, разрешившееся только в Екатеринбурге, где мы узнали предысторию.

После очередного фестиваля с участием звезд высшей лиги мирового джаза мнение музыкантов было единодушным: лучший во всём остальном, зал Свердловской филармонии серьезно проигрывает менее значимым площадкам в качестве звукоусиления. За советом, как решить проблему, Александр Колотурский обратился к Шамилю Гайнетдинову и Михаилу Конторовичу — звукорежиссерам, сотрудничающим с Филармонией по проекту «Виртуальный концертный зал».

aris_33.jpgНадо сказать, что выбор консультантов не был случайным. Звукорежиссёр известной группы «Смысловые галлюцинации», поработавший на всевозможных площадках и звуковых системах, Шамиль чётко представляет, как звучит оборудование того или иного бренда. Михаил Конторович, мониторный инженер «Смысловых галлюцинаций» и европейских туров группы The Orchestra (более известной под своим первым названием Electric Light Orchestra), опровергая поговорку «на звук и свет товарищей нет», был полностью солидарен с коллегой. Обоим и раньше приходилось работать с акустикой d&b audiotechnik, но однажды во Владивостоке компания Александра Ашуркина Stage-Pro поставила «Глюкам» прокатный комплект, куда входили линейный массив d&b audiotechnik Q-серии и микшерная консоль DiGiCo серии SD. С тех пор такая связка стала их любимым выбором.

Впрочем, и сам директор филармонии Александр Колотурский уже имел возможность познакомиться с работой связки d&b и DiGiCo в одной из европейских стран, поэтому рекомендация опытных концертных звукоинженеров помогла ему отбросить последние сомнения и позвонить в компанию «Арис».

Детальное обследование Концертного зала Свердловской филармонии показало: помещение крайне сложное, с большим временем реверберации и, самое неприятное, некачественно смонтированной системой вентиляции. В своё время никто не озаботился демпфированием вентиляционного короба, проходящего от одного портала сцены до другого, и он сильно резонировал в нижнем спектре частот. Также стало ясно, что подвесить электроакустику стандартным способом не получится из-за особенностей конструкции здания.

На первой встрече с руководством филармонии мы изложили базовую концепцию звуковой системы и рекомендации по подготовке концертного зала, в частности, демпфированию вентиляции под сценой. Удивительно, но и концепция, и рекомендации были сразу приняты, но появились дополнительные условия: оборудование не должно выбиваться из цветовой гаммы зала, а элементы подвеса и крепления не должны нарушать оригинальный архитектурный стиль. После совещания стало ясно: качественное озвучивание зала Свердловской филармонии — задача решаемая.

На этой позитивной ноте мы отправились в Москву, где вместе с другими сотрудниками отдела комплексных решений «Ариса» принялись дорабатывать концепцию. Окончательный вариант системы включал в себя следующее: два портальных кластера на базе линейных массивов d&b audiotechnik xA (в каждом два кардиоидных сабвуфера 27A-SUB, три элемента линейного массива 10AL с горизонтальным углом раскрытия 75° и два элемента 10AL-D с углом раскрытия 105°), три сабвуфера 18S-SUB на специальных подиумах под сценой, шесть встроенных в сцену акустических систем 4S для озвучивания ближней зоны и сценические мониторы MAX. Ответственным за микширование и маршрутизацию «назначили» цифровую консоль DiGiCo SD11. Из всей линейки SD она самая компактная, что позволило с комфортом разместить её на рабочем столе оператора.

Кроме того, была спроектирована специальная система подвеса для акустических систем. К монтажу привлекли нашего партнера из Екатеринбурга — компанию «8 Ом» под руководством Сергей Тарасенко. Ей же поручили изготовление элементов подвеса и крепежа по нашему проекту. К слову, конструкция была выполнена из специального сплава на секретном оборонном предприятии Екатеринбурга.

Несмотря на свой богатый опыт и высокий профессионализм, монтажники компании «8 Ом» испытывали сильное волнение. Ещё бы: это была первая в Екатеринбурге инсталляция d&b вообще и первая в России инсталляция новейшей серии d&b White в частности! Но волнения оказались напрасными, монтаж прошел без сучка и задоринки.

Морозным декабрьским утром мы снова прибыли в Екатеринбург для окончательной настройки системы — за день до Благотворительного губернаторского бала. Руководство филармонии прислушалось к нашим рекомендациям и реконструировало вентиляционную систему зала. Инженеры компании «8 Ом» всё отлично смонтировали, углы наклона были выставлены как надо (мы заранее просчитали их в фирменной программе Array Calc), и аппарат, можно сказать, зазвучал с первого раза.

maxr.jpgБлагодаря тому, что d&b audiotechnik является полноценной законченной системой, ей не требуются никакие дополнительные контроллеры и обработки. В каждом усилителе d&b audiotechnik есть встроенный процессор, позволяющий выполнить любые настройки акустической системы, а также все необходимые измерения, в т.ч. сопротивление кабеля, которым подключены акустические системы, и учесть эти параметры для корректировки звучания. Усилителями d&b можно управлять дистанционно с помощью небольшого устройства R70 и бесплатной фирменной программы R1. Благодаря всему этому настройка электроакустической системы Концертного зала Свердловской филармонии заняла минимум времени. Дело свелось к выставлению задержек для сабвуферов под сценой и акустических систем ближнего поля относительно порталов, и небольшой коррекции АЧХ.

Абсолютно понятно, что с системой звукоусиления, стоящей в первых строчках райдеров мировых звезд, можно использовать только микшерную консоль соответствующего уровня. Производителем таких консолей является британская компания DiGiCo. Для Свердловской филармонии мы выбрали консоль SD11 — за ее компактный размер. Зал филармонии предназначен, прежде всего, для концертов классической музыки, и консоль большого формата там не совсем уместна. Интерфейс консоли SD-серии интуитивно понятен, и для штатных (и весьма консервативных) звукорежиссеров филармонии не составило труда переключиться «с аналога на цифру», что продемонстрировал проведённый для них обучающий семинар.

Тем же вечером в зале филармонии состоялся Губернаторский бал; главный звукорежиссер Олег Вахрушев не мог сдержать улыбки — такое удовольствие от работы в этом прекрасном зале он получил, пожалуй, впервые.

Контакты компании "Арис"

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика