Профессиональное аудио: взгляд в 2020 год


audio_to_2020_1.pngЕщё до начала презентации, проведённой для читателей InAVate Роландом Хеммингом и Ричардом Нортвудом, двумя хорошо известными на Западе консультантами в области аудиосистем, их будущие слушатели примерно догадывались, о чём пойдет речь. Соответственно, высказывая своё мнение, выступавшие могли не опасаться довольно резких суждений — аудитория была вполне к ним готова.

Напрашивается законный вопрос: есть ли смысл ещё раз возвращаться к обсуждению вопросов, поднятых на том мероприятии? Несомненно, да. Цель данной публикации состоит в том, чтобы спровоцировать продолжение дебатов о будущем коммерческих проектов по созданию систем звуковой трансляции.

Каковы оптимальные методики их разработки, производства, инсталляции и даль¬нейшего использования? Можно ли усовершенствовать перечисленные процессы? Проанализировав текущее положение вещей, Роланд и Ричард пошли по пути наименьшего сопротивления, сравнив ситуацию на рынке аудио и в смежных областях — таких как IT, освещение, управление инженерными и прочими системами зданий. Изучение истории их развития позволяет оценить все достоинства и недостатки тех или иных решений, используя накопленный опыт для нужд аудиоиндустрии. В конце концов, лучше учиться на чужих ошибках, нежели тратить драгоценное время на устранение собственных оплошностей.

Сегодняшняя ситуация выглядит запутанной похлеще Гордиева узла. Имеется куча сетевых протоколов передачи информации, зато до сих пор нет реальной силы, которая могла бы заставить производителей аудиотехники прийти в этом смысле к единому знаменателю. Руководствуясь принципом «только бизнес и никакого здравого смысла», конкурирующие фирмы штампуют системы, работающие на основе разных сетевых стандартов.

С другой стороны, сфера разработки программного обеспечения, являющегося одним из основных инструментов при проектировании и дальнейшей эксплуатации современных цифровых аудиосистем, по сей день остается крайне слаборазвитой. Почти все основные изготовители оборудования предлагают соответствующее ПО для своих изделий, но исключительно на безвозмездной основе — как дополнительный стимул, дабы потребитель выбирал продукцию строго определённого бренда. В результате аудиоиндустрия не платит за прикладные программы ни копейки, следовательно, экономического стимула для разработки нового ПО попросту не существует. Сложившаяся ситуация делает бессмысленными любые серьезные инвестиции в данную область, где перспектива получения прибыли выглядит довольно смутно.

Общий застой в сфере программного обеспечения привёл к тому, что управление аудиосистемами зачастую организуется на основе разработок 15-летней давности типа регуляторов уровня громкости и т.п. в виде антикварных виртуальных «ползунков». Рассуждать о взаимной интеграции таких программ с аналогичным ПО, используемым на смежных рынках, уже не приходится: её возможность минимальна, что в принципе не удивляет.

Вот один из типичных примеров, позволяющий судить о масштабах бедствия. В своё время появился некий единый стандарт, который был принят всеми игроками аудиорынка — речь идёт о MIDI. И что же было дальше? Ровным счётом ничего. Как сказал кто-то мудрый, история нас учит лишь тому, что она нас ничему не учит.

Назревшая необходимость стандартизации не вызывает ни малейших сомнений. К примеру, современные системы освещения позволяют быстро заменить один ряд бегущих огней на другой, который в подавляющем большинстве случаев окажется полностью совместимым с используемой панелью управления. Здесь же имеется универсальная технология WYSIWYG (сокращение от англ. What You See Is What You Get — «что видишь, то и получишь») для формирования световой картины, а также повсеместно принятые и давно сформировавшиеся стандарты DMX для управления освещением. Однако не всё так просто: появление DMX512 смешало карты во вроде бы уже сложившемся «пасьянсе». Во-первых, для крупных систем понадобились коннекторы различных типов. Во-вторых, DMX512 несовместим со стандартным цифровым протоколом управления освещением DALI. Ну и, в-третьих, на рынке имеется ряд других довольно удачных стандартов, таких как ArtNet, RDM, KlingNet и т.д.

Впрочем, несмотря на всё сказанное, DMX остается наиболее удобным для разработчиков и инсталляторов освещения. Бесспорно одно: управлять светом намного проще, чем аудиосигналом, так как в первом случае количество настраиваемых параметров и объёмы передаваемых данных ниже, а необходимость вмешательства человека — меньше.

Сфера IT традиционно демонстрирует стремление к взаимодействию и совместимости программных продуктов. Оно и понятно: продавая лицензии на ПО и оказывая техническую поддержку, разработчики получают немалые деньги. Несмотря на доминирующие позиции одной-двух основных программных платформ, поставщики оборудования всё ещё умудряются предлагать своим клиентам разнообразные аппаратные решения для, казалось бы, одних и тех же задач.

Весьма перспективным решением для аудиосистем грозится стать группа технических стандартов AVB (Audio Video Bridging, также известная как Ethernet AVB). Новая эра уже наступила, ну или почти наступила… Промышленный форум AVnu Alliance, продвигающий AVB и специализирующийся на совершенствовании аудио- и видеорешений профессионального уровня, уже может похвастаться длинным списком более чем солидных компаний-участников. В свою очередь, Bosch Communication Systems поддержала создание стандарта Open Control Alliance (OCA) для мультимедийных систем. Короче, все производители теперь станут вроде как братьями, а конкуренция отменяется.

Ну-ну. Делясь своими мыслями по поводу появления AVB и OCA, а также рассуждая о возможных перспективах их развития, Ричард Нортвуд сказал бук-вально следующее: «Как написал Дуглас Адамс в своем «Путеводителе вольного путешественника по галактике», если ответ 42, то где же вопрос? Я имею в виду вот что: судя по всему, нам предлагается строить системы на основе оборудования, поддерживающего стандарты AVB, причём управляющее программное обеспечение должно быть совместимым с OCA. Но если связка AVB/ OCA является ответом, то на какой вопрос?..

audio_to_2020_2.pngСегодня многие системы построены на основе уникальных технических решений, обладающих определенными конкурентными преимуществами — не суть важно, применяется ли здесь оборудование от одного производителя или нескольких различных брендов. Так ли это плохо, как могло бы показаться? Скорее всего, нет — во всяком случае, пока конечный потребитель остаётся доволен результатами. Конечно, клиент не всегда получает в точности ту сис¬тему, которая ему необходима, зато с финансовой точки зрения подобные проекты чаще всего являются оптимальными».

«В идеале системный проектировщик должен иметь возможность для непредвзятого выбора компонентов, в наибольшей степени подходящих для решения конкретных задач при условии полной программной и аппаратной совместимости всего комплекса оборудования, — добавляет Роланд Хемминг. — Не так давно всё вышесказанное казалось безнадежной утопией, однако появление связки AVB/ OCA позволяет строить довольно дерзкие планы на ближайшее будущее. С точки зрения разработчиков это хорошая новость. Впрочем, блюдо под названием AVB/OCA выглядит суховатым и остро нуждается в добавлении пикантного соуса, способного превратить банальный набор пищевых продуктов в готовый к употреблению кулинарный шедевр. Компании AMX, Crestron, Stardraw и т.д. уже давно, а главное — успешно разрабатывают методики, призван¬ные объединить отдельные группы устройств в когерентные системы. Вот что нам действительно нужно, так это технологии, не только упрощающие контроль над работой оборудования, но и полностью учитывающие все возможные затруднения, возникающие на стадиях разработки, поставки и построения аудиосистем».

Хорошо, с текущей ситуацией худо-бедно разобрались, настал момент перемотать плёнку на три года вперёд. Итак, мы в 2015 году. Предположим, что сладкая парочка AVB/OCA цветёт и пахнет, однако на повестке дня всё ещё остаётся ряд вопросов. Например, как производители будут выделять свои предложения, стараясь сделать их более привлекательными, чем у конкурентов? И что ответит служба технической поддержки при возникновении сбоев в работе системы, компоненты которой выпущены под разными брендами? Ведь без лишних слов понятно, что ни один изготовитель не захочет добровольно взять на себя ответственность за неполадки и начнёт всеми силами перекладывать проблему (вероятнее всего это будет программный конфликт драйверов) на плечи конкурентов, утверждая, что именно их продукция стала причиной возникновения неисправности.

Ещё один вопрос — а как обновлять стандарты? Здесь необходимо про¬являть осторожность, иначе клиен¬там придется активно участвовать в вечной гонке преследования между «хардом» и «софтом», выиграть в которой невозможно. Необходимость частой замены стремительно устаревающего оборудования, дабы оно по своим аппаратным возможностям соответствовало последним версиям ПО, вряд ли обрадует пользователей системы. Если учесть тот факт, что все производители сегодня заинтересованы в появлении чётких стандартов, начатая дискуссия грозится стать долгой.

Кстати, а кто выступит арбитром, гарантирующим соблюдение более или менее устойчивого баланса между требованиями стандартов и «креативом»? Кто примет окончательное решение о том, что некая инновация является излишне ради¬кальной и потому несёт угрозу для нормального процесса взаимодействия компонентов системы? Важно также возвести разумные барьеры для новых игроков рынка, причём под жёсткий контроль следует взять не только стоимость конечного продукта, но и возможность его дальнейшего развития — здесь потребуется проведение технологической экспертизы.

По мнению Хемминга и Нортвуда, ни AVB, ни OCA сами по себе решительно не способны удовлетворить все имеющиеся потребности рынка, однако они являются некой стартовой площадкой на пути поиска ответов на поставленные вопросы. Связка AVB/OCA не может, к примеру, улучшить звучание аудиосистемы или усовершенствовать её каким-либо другим способом: впрочем, упомянутые стандарты изначально не предназначены для решения подобных задач. К тому же аудиоиндустрия всё ещё нуждается в управляющих интерфейсах.

«Их может создавать кто угодно, только не звукорежиссёры, которые не являются IT-экспертами и даже не всегда умеют рисовать, — комментирует Хемминг. — Многие специалисты такого профиля имеют слабое представление об азах акустики, другие понятия не имеют, как рассчитать потребляемую мощность, необходимую для работы всей системы. Замечу, что AVB и OCA не могут заполнить ни один из указанных пробелов в знаниях, здесь требуется совсем другой подход».

Справедливости ради заметим, что мы ни в коей мере не пытаемся критиковать ни одну из организаций, хотя бы попытавшихся привести рынок профессионального аудио к единому стандарту. Просто AVB и её «подруга» OCA явно не претендуют на роль спасителей человечества. Ну а чтобы картина выглядела ещё яснее, приведём небольшой обзор основных этапов реализации проекта коммерческой аудиосистемы:

1 Осмотр объекта на месте или как минимум изучение его подробнейших чертежей

2 Выбор места для установки громкоговорителей

3 Проверка, будут ли они звучать так, как нужно (выполняется на основе компьютерного моде¬лирования, математических расчётов и статистических предположений)

4 Инженерный расчёт необходимых технических параметров усилителя

5 Вычисление количества входов (с учётом возможного запаса)

6 Инженерный расчёт необходимых технических параметров цифрового процессора (DSP)

7 Применение ранее сделанных наработок и уже опробованных методик

8 Разработка сетевой топологии (самостоятельно либо с привлечением третьей стороны)

9 Создание пакета технологической документации

10 Передача подготовленных документов и спецификаций программистам и/или инженерам

11 В игру вступает программист, который начинает работу с чистого листа

12 На сцене появляется инженер, монтирующий первую стойку

13 Выполняется инсталляция оборудования

14 Заказчик принимает работу

15 Система запускается в эксплуатацию

Хоть это и очевидно, но всё же прокомментируем: новые стандарты, рассмотренные выше, ни на грамм не облегчают прохождение перечисленных этапов. Кстати, интерфейс панели управления разрабатывается значительно позже, после того как основной проект уже давно создан и утверждён заказчиком. Необходимые изменения вносятся разными людьми, порой представителями нескольких подрядчиков, причём вручную (то бишь «на коленке»).

Подводя итог, хочется вопросить: так чего же мы хотим?.. Вот, к примеру, пожелания мистера Нортвуда: «Я желаю, чтобы у меня была возможность соединить две точки друг с другом, дабы обеспечить голосовую связь с другими людьми и без проблем передавать им аудиосигнал». Но такая задача выглядит до смешного простой.

А вот дальше начинаются сложности. «Решение должно обладать полной совмес-тимостью с прочими бизнес-системами, чтобы на его основе можно было построить телекоммуникационную сеть, как вариант, более экономически эффективную, способную проводить самодиагностику и допускающую любое изменение конфигурации при возникновении такой необходимости, — уточняет Нортвуд. — Если некий продукт А в составе системы по тем или иным причинам оказывается недееспособным, а продукт Б функционирует без проблем, то, пару раз щёлкнув мышкой (подав голосовую команду? изобразив соответствующий жест?), можно исключить проблемный компонент, причём пользователи даже не заметят подмены. Обновления микропрограмм (прошивок) для оборудования должны устанавливаться при минимальном участии человека. Наконец, следует по возможности оптимизировать структуру интерфейсов управления, объединив наиболее часто используемые функции. Подобную перенастройку способны выполнить, например, специалисты по техническому обслуживанию, которые выполняют ежегодную диагностику системы».

Немного расстраивает тот факт, что компании из смежных областей АВ-индустрии уже давно и успешно практикуют всё перечисленное, извлекая немалую финансовую выгоду. В частности, они сами разрабатывают и продают ПО, рассматривая его как отдельный продукт, а не просто бесплатное дополнение к своему оборудованию. Здесь стараются получить определённую прибыль даже при оказании услуг по обслуживанию систем и технической поддержке клиентов. Вроде бы идея неплохая, хоть и не новая, есть над чем подумать. Цели обозначены, пора отправляться на поиски средств. А пока поставим многозначительную паузу — дискуссия продолжается, господа присяжные заседатели!

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика