Бытовая техника в Pro-AV проектах

Профессиональное оборудование испытывает постоянно растущую конкуренцию со стороны бытовых аналогов. Журнал InAVate решил провести собственное расследование и изучить, каким образом интеграторы и производители приспосабливаются к этой тенденции.

butovka.jpgДействительно ли профессиональное АВ-оборудование оправдывает свою высокую стоимость? Вопрос встал не вчера, но, что характерно, сегодняшние клиенты уже не позволяют с собой «играть ценами». Они постоянно сравнивают товары и ищут наиболее выгодные варианты. Показательный пример: компания-интегратор участвовала в тендере на оснащение госучреждения, предусматривавшем в т.ч. установку восьми 50-дюймовых ЖК-дисплеев. Спустя год сотрудники компании пришли к выводу, что не надо было основывать своё предложение на профессиональном оборудовании: ключом к успеху могли бы стать и бытовые ЖК-телевизоры.

«Предположим, к вам приходит некто и говорит, что может приобрести 50-дюймовки от LG по 20 000 рублей, — фантазирует Олег Леонардович Коржихин из компании «Полянка-ТВЧ». — Ну и что ему ответить? Покупайте, приносите, мы их смонтируем, интегрируем и адаптируем для решения существующих задач».

Многие инсталляторы предпочитают брать оборудование в розничных магазинах, нежели связываться с дистрибьюторами, так как точно знают: первые предложат им более приемлемую цену. «Я знаю множество подобных случаев, — делится информацией Олег Коржихин. – Работа на этом рынке предполагает безостановочный поиск поставщика, который готов продать товар максимально дёшево, иначе интегратор теряет шанс что-то на нём заработать. Такая вот нездоровая реальность, и в ней нам приходится барахтаться».

Можно называть это конкуренцией, или соприкосновением рыночных ниш, однако факт налицо: бытовая аппаратура всё чаще встречается в составе коммерческих инсталляций, и примеров тому — море.

Все вышесказанное является ещё одной причиной, по которой интеграторам следует сосредоточить усилия на оказании соответствующих услуг, дабы меньше зависеть от «коробочной» торговли оборудованием. Нельзя забывать, что устройства, выходящие из строя раньше, чем ожидает заказчик, наносят болезненный удар по репутациям поставщика и инсталлятора, а слишком частые обращения клиентов в сервисную службу могут весело «скушать» всю прибыль от заключенного контракта на обслуживание и сделать техподдержку убыточной.

«Даже если производитель готов предоставить расширенную гарантию на свои изделия в случае их коммерческого использования, всё равно это наверняка будет некое базовое соглашение, предусматривающее необходимость мощной сервисной поддержки, – утверждает Михаил Невзоров, руководитель отдела проекционной техники российского филиала компании Mitsubishi Electric. – Она способна резко увеличить затраты интегратора, не говоря уже о том, что клиент очень быстро потеряет терпение, если установленная система будет постоянно работать не так, как надо».

Борьба за место под солнцем

Жесткость конкуренции между профессиональным оборудованием и бытовыми аналогами сильно варьируется в зависимости от типа продукции. И если в области дисплеев или Blu-ray плееров борьба выглядит абсолютно беспощадной, то в остальных категориях возможны варианты. К примеру, одни интеграторы признают подобное столкновение интересов в области проекторов, другие же его отрицают. Не прекращаются дебаты о влиянии «бесплатных» услуг конференц-связи и IP-телефонии (таких как Skype) на доходы компаний, поставляющих и инсталлирующих аналогичные коммерческие системы. Причём всё это актуально не только для России, но и для всей индустрии в целом.

«Это весьма запутанный рынок, где нет явных границ между профессиональной и бытовой техникой, а посему интеграторы сначала смотрят на качество предлагаемой продукции, а потом на её стоимость, – уверен Алан Маршалл (Alan Marshall), руководитель инсталляционного подразделения английской компании Pure AV. – Для использования в составе коммерческих систем подходят лишь несколько моделей бытовых проекторов: уж слишком разные требования касательно качества картинки и прочих параметров предъявляют заказчики, чтобы можно было говорить о массовом проникновении любительского оборудования в профессиональную сферу».

Впрочем, другие специалисты уверены в существовании чёткого разделения между профессиональными и бытовыми системами – по крайней мере с позиции интеграторов. «Продукция Chief обладает широчайшими возможностями для использования на рынке коммерческих систем благодаря простоте инсталляции, точности решения поставленных задач и, соответственно, уйме сэкономленного времени, – считает Карстен Штайнекер (Carsten Steinecker), управляющий директор компании Comm-Tec. – За последние два года наша компания довела смысл сказанного до сведения игроков рынка, у которых попросту не нашлось возражений».

Планшетные компьютеры на базе ОС Android, как и сверхпопулярные iPad, тоже способствуют размытию границ между бытовыми и профессиональными инсталляциями. Речь идёт о постоянно возрастающем количестве приложений, предполагающих использование этих сугубо любительских устройств в качестве дополнительной выносной панели управления.

«Парочка простых аксессуаров делают iPad полностью пригодным для работы в составе АВ-систем профессионального класса, – замечает Штайнекер. – Отличным примером здесь может служить моторизированная док-станция от iRoom в сочетании со специальным ПО от RTI. Компания Vivateq уже продала тысячи подобных устройств».

Но продолжим изучение проблемы столкновения интересов на примере сектора HoReCa, или, по-другому, сферы гостеприимства. «Традиционно в гостиничных номерах использовались обычные телевизоры, однако в них предусматривалась возможность установки специального блока для централизованного управления различными функциями, в частности, ограничением максимальной громкости динамиков или блокировкой работы всего устройства, – рассказывает Боб Рейкс (Bob Raikes), директор аналитической фирмы Meko. – Теперь же, в полном соответствии с законом Мура, необходимость в расширении функционала отпадает сама собой: телеприёмники изначально обладают всеми нужными модулями и настройками, полностью отвечая потребностям любого отеля. С другой стороны, коммерческие аналоги отличаются наличием нескольких тюнеров для приёма обычных цифровых, кабельных и спутниковых каналов, что делает их самодостаточными устройствами, не нуждающимися в использовании дорогостоящей головной станции. Дальнейшее развитие «умных телевизоров» сделает возможным их использование в составе сложных интерактивных гостиничных сетей, повысит уровень комфорта для гостей и, следовательно, позволит владельцам заведения увеличить действующие расценки за постой».

arhitectur.jpgКак объяснить клиенту разницу?

Если потребитель не хочет переплачивать за профессиональную технику, то лишь потому, что не верит в оправданность подобных расходов. У поставщиков и интеграторов есть один очевидный способ изменить подобное мнение – рассказать своим клиентам о множестве дополнительных функций, таких как, например, защита, не позволяющая посторонним вмешиваться в работу систем digital signage.

Необходимо уделять особое внимание обучению клиентов еще и потому, что они зачастую расценивают некоторые важные характеристики оборудования как своего рода техническую мелочь, пустячок. В качестве примера можно привести компанию Samsung, которая наглядно продемонстрировала всем заинтересованным лицам: выпускаемые ею коммерческие дисплеи вовсе не являются слегка перелицованными аналогами бытовых телевизоров.

«ЖК-дисплеи страдают от так называемого эффекта остаточного изображения, – комментирует Сотос Мандалос (Sotos Mandalos), технический продакт-менеджер английского отделения Samsung. – Обычно кристаллы «залипают» или как минимум становятся малоподвижными в строго определённой позиции, особенно когда они отображают белый цвет. Чтобы избежать указанного явления, мы используем различные методы, не дающие картинке «тормозить». В обычных телевизорах ничего подобного не предусмотрено, так как изображение здесь меняется довольно динамично, вынуждая кристаллы всё время двигаться и вращаться без внешней стимуляции».
Компания Mitsubishi проявляет аналогичную заинтересованность в продвижении своей профессиональной техники среди конечных потребителей. «Pro-серии дисплеев, такие как MDT и LDT, имеют встроенную функцию смещения картинки, что предотвращает возникновение эффекта остаточного изображения, – утверждает Михаил Невзоров. – У бытовых телеприёмников нет такой системы, и это может привести к возникновению определённых проблем при их использования в составе digital signage».

Кстати, упомянутые системы выступают хорошим примером того, как правильная подача необходимой информации может окончательно и бесповоротно склонить чашу потребительских весов в пользу профессионального оборудования.

«Выпускаемые нами видеостены имеют функцию задержки подачи питания, так как одновременное включение четырёх, девяти, шестнадцати и более дисплеев спровоцирует скачок напряжения, который способен вызвать проблемы в электросети, – вставляет очередную «шпильку» бытовой технике Сотос Мандалос из Samsung. – Обычные телевизоры не нуждаются ни в чём подобном и, как следствие, не оснащаются такой защитой».

Время от времени поставщики профессиональной техники, защищая свои рынки сбыта, фокусируются на таких нишах, которые недоступны производителям «домашнего» оборудования – во всяком случае, последние оказываются не в состоянии предложить аналогичный товар по конкурентоспособной цене.

«Мы сконцентрировали усилия в тех рыночных сегментах, где попросту нет бытовых устройств: речь идёт о сверхшироком формате, высокой яркости и узкой специализации, – поясняет Дэниел Роуз (Daniel Rose), руководитель отдела маркетинга европейского офиса Panasonic. – Однако в других областях ситуация выглядит несколько сложнее. В частности, на рынке плоских панелей, по некоторым оценкам, до 40% проданных устройств относятся к любительскому или чуть более высокому классу, особенно если их планируется использовать в наиболее простых коммерческих инсталляциях типа POS или POI, где отсутствует потребность в мощном функциональном оснащении, гибких настройках или высочайшей надёжности техники. Как результат, клиенты отдают предпочтение обычным бытовым телевизорам».

Ложное чувство уверенности

Обычно производители аннулируют гарантийные обязательства в отношении своей бытовой продукции, используемой в профессиональных целях. Однако такая политика не всегда эффективна, поскольку клиенты и интеграторы не лыком шиты и как-то не спешат признаваться в коммерческой эксплуатации вышедшего из строя оборудования. А как докажешь-то?.. Согласно конфиденциальному признанию одного инсталлятора, никак. С другой стороны, многие заказчики уверены, что экономия от приобретения заметно более дешёвых компонентов на начальном этапе формирования системы вполне оправдает возможные будущие расходы на покупку нового модуля взамен сломанного старого. К примеру, в приёмной британского офиса Warner Brothers смонтирован бытовой 65-дюймовый 3D дисплей. «В то время он стоил порядка 2500 фунтов, а гарантийный срок составлял один год, – рассуждает Джайлс Смит (Jiles Smith) из компании Audio Dynamics, работавшей над этим проектом. – Профессиональная плазма обошлась бы примерно в 4500 фунтов, ну и что? Налицо почти двукратная разница: добавив жалкие 500 фунтов, эти ребята смогут купить еще один бытовой телевизор с поддержкой трёхмерного изображения, когда первый вдруг возьмёт и сломается».

Однако безвременная кончина пусть даже сравнительно дешёвого «домашнего» устройства в составе коммерческой инсталляции, как уже говорилось, почему-то вовсе не радует её владельцев, даже если дистрибьютор техники загодя готовил их к этому событию. Хорошая альтернатива — снабжать бытовые мониторы расширенной гарантией при продаже. Такой подход защитит и поставщика, и клиента в том случае, когда техника вдруг выйдет из строя ранее положенного срока, производитель позаботится о её возврате к жизни.
Кое-кто из поставщиков старается минимизировать влияние любительского оборудования на сферу профессиональных инсталляций за счёт разработки бытовых устройств, вполне способных успешно работать в затруднённых условиях за пределами уютных комнат частных домов. Подобные модели комплектуются лишь инфракрасным пультом, а переключение между активными источниками сигнала осуществляется одной кнопкой. Это исключает возможность дискретной коммутации на входе и провоцирует на интеграцию контроллеров типа AMX или Crestron, делающих систему надёжной и лёгкой в использовании.

Еще одним доводом в пользу профессиональной техники является поддержка стандарта RS-232. «В бытовых дисплеях коды RS-232 меняются по мере появления новых моделей, а у pro-аналогов они остаются неизменными, – поясняет Гуннар Молвен Аасланд (Gunnar Molven Aasland), руководитель проектов скандинавской компании-интегратора Viju. – Некоторые производители встраивают контроллер RS-232 в один из HDMI-портов, то есть для управления устройством пользователю придётся купить блок сопряжения, в котором имеется HDMI-вход с интегрированным RS-232».

Как убедить интегратора

В конечном итоге именно финансовые соображения почти всегда становятся причиной покупки бытовой аппаратуры для работы в составе коммерческих проектов. То есть у производителей есть только один реальный способ развернуть конечного потребителя лицом к профессиональной технике – сначала убедить в правильности такого пути самих интеграторов. А потом уже они будут подталкивать клиентов к выбору профессионального оборудования, потому как оно является не сильно дорогим при покупке или более выгодным при дальнейшей эксплуатации (впрочем, одно другому не мешает), легко инсталлируемым и простым в обслуживании.

«Далеко не все бытовые дисплеи совместимы с кронштейнами стандарта VESA, что может заметно увеличить затраты на их монтаж, – предупреждает Михаил Невзоров. – Если говорить о подключении устройства к LAN, то часть ЖК-дисплеев Mitsubishi имеют встроенные приёмопередатчики типа CAT5 и способны принимать сигнал по обычной витой паре. Во многих случаях это сильно удешевляет инсталляцию, так как позволяет избежать протяжки многокилометровых кабелей (например, в торговых комплексах или бизнес-центрах) и использовать уже имеющуюся инфраструктуру здания».

Профессиональные дисплеи также открывают возможность для извлечения дополнительной прибыли, ведь их функционал сам по себе должен наводить любого интегратора на мысль о продаже этому же клиенту оборудования для создания контента и управления пакетами услуг. К тому же есть смысл попытаться заинтересовать потребителя высокой энергоэффективностью техники класса pro.

«Бытовые дисплеи зачастую не могут похвастаться склонностью к экономии электроэнергии, функции удаленного управления здесь тоже наверняка нет, – ставит финальную точку Михаил Невзоров. – А вот профессиональные модели от Mitsubishi обладают максимально гибкими настройками и многофункциональной системой планирования событий, позволяющей устройству автоматически переключать входы или самостоятельно выйти в режим пониженного энергопотребления».

Контакты компаний:

«Полянка-ТВЧ»

AMX

Audio Dynamics

Comm-Tec

Crestron

Viju

Meko

Mitsubishi Electric

Panasonic

Pure AVS

Samsung

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика