Роскошь исследований

beer_photo.jpgДаниэль Бир – глава компании Electroacoustics и менеджер по продукции Института цифровых медиатехнологий Фраунгофера (Fraunhofer IDMT, русский InAVate публиковал множество статьей о его работе) в немецком городе Ильменау. Он считает, что исследования (product research) помогают раздвинуть границы будущего, и является убежденным сторонником вложения времени, денег и людских ресурсов в создание продукции, отвечающей конкретным требованиям.

Бир реалистично смотрит на ограниченные возможности промышленных исследований и осознает недостатки, вытекающие из этих ограничений... И всё-таки утверждает, что специализированные НИИ играют важную роль в процессе разработки новой продукции.

Большую часть своего опыта Даниэль приобрёл в процессе разработки нового типа планарных громкоговорителей, великолепно звучащих даже поставленными вплотную к стене. Его отношения с IDMT начались в ту пору, когда он еще студентом изучал медиатехнологии в Университете г. Ильменау (Ilmenau University of Technology).

«Программа включала базовый курс электротехники, но по существу была направлена на поиск решений для бизнеса и рынка носителей данных, — вспоминает Бир. — Между моим университетом и Фраунгоферовским IDMT существуют стабильные отношения, и в 2001 году я поступил туда ассистентом».

Бир начинал с настройки усилителей в исследовательской лаборатории, параллельно учился в аспирантуре своего института. С этого момента по-настоящему начались его исследования в области планарных громкоговорителей. В 2009 году он защитил диссертацию, а в 2012 был назначен главой компании Electroacoustics.

Между тем, Бир не всегда считал своим предназначением разработку нового звукового оборудования и вообще прикладные исследования. На протяжении долгих лет он об этом даже не думал!

Его отец, профессиональный виолончелист, мечтал, что сын последует по его стопам, и побудил его взяться за инструмент. Больших успехов Бир не добился и через шесть лет виолончель забросил. Но сохранил интерес к музыке, и, хотя не планировал играть в оркестре, все же подумывал о создании собственной группы.

Он начал играть на гитаре, и вместе с созданной им группой добился больших успехов… в малых масштабах. Однако он не питал иллюзий: «Мир музыки похож на лотерею, — говорит Бир. — Многие замечательные музыканты никогда не попадают на сцену, которая может дать им средства для жизни. Следовательно, я должен был придумать, как зарабатывать деньги, не жертвуя своим интересом к музыке».

Пока Бир обдумывал свою карьеру, ему в руки попала газетная вырезка с рекламой нового курса в университете г. Ильменау под названием «Медиатехнологии». Это могло стать компромиссом, позволяющим не отходить от музыки и одновременно надеяться на реальную карьеру.

Однако посетив день открытых дверей, Бир убедился, что этот курс не для него. Там было слишком много электронной инженерии, слишком техническим был сам университет. Бир искал похожие курсы в других, более «творческих» институтах, но группа занимала все его свободное время, и к октябрю, когда пришло время подавать документы (в Германии учебный год начинается позже, чем в России), Бир все еще ничего и не придумал. Так что не выбор, а, скорее, необходимость вынудила юношу записаться на курс, который он то и дело порывался бросить в течение первого года обучения.

Теперь, оглядываясь назад, Даниэль безмерно благодарен судьбе, столкнувшей его с медиатехникой. «Сегодня я понимаю, насколько полезными оказались те основы инженерии, что я изучал в Ильменау», — уверяет он. Бир нашел этой базе хорошее применение в работе над планарными громкоговорителями в Институте цифровых медиатехнологий IDMT.

Сама технология не нова, но все решения в этой области упирались в фундаментальную проблему: чтобы получить качественный звук, планарный громкоговоритель нельзя располагать вблизи от стены. Разработки Бира и его команды эту проблему решили. Если не вдаваться в подробности, исследователи применили массив миниатюрных излучателей (как в наушниках) и получили плоские громкоговорители с необыкновенно плотным прилеганием, которые можно было монтировать в мебель и другие объекты, а также прикреплять на стены и другие плоские поверхности.

Идея планарных громкоговорителей родилась на стыке с другой разработкой IDMT: синтезом волнового поля и создания «акустической среды» из множества распределенных в пространстве громкоговорителей. Отсюда возникла нужда получить компактные, не загромождающие пространство звуковые излучатели.

beer.jpgВ процессе исследований стало очевидно, что встраиваемые в картины или иные предметы интерьера громкоговорители имеют большой коммерческий потенциал. Синтез волнового поля явился только одним из наиболее показательных случаев их применения.

Команде исследователей удалось разработать продукт, лишенный большинства недостатков, свойственных доступным на данный момент технологиям. Бир объясняет, что IDMT сыграл роль «инкубатора идей» и «бизнес-ангела», выпустившего эту (как и многие другие, впрочем) технологию на рынок и, таким образом, принесшего пользу АВ-индустрии и, конечно, всему обществу в целом.

«Для начала надо проанализировать проблему, — говорит Бир. — С планарной технологией трудность состояла в том, что громкогокоритель нельзя было ставить близко к стене или вмонтировать его в дисплей, не потеряв при этом качество звука. Затем необходимо искать решения, — продолжает он. — Следует учесть общеизвестные методы, а также провести «ревизию» в смежных областях: найти технологии, которые можно адаптировать и, опираясь на них, достигнуть цели. В IDMT у вас есть роскошная возможность прибегать к помощи студентов, работающих над диссертациями и дипломами. Университетские ученые также являются экспертами в самых разных областях, так решение можно искать, опираясь на самые разные точки зрения».

Бир рассказывает, что поворотным моментом стало создание опытного образца. «Однако в некотором смысле эта веха была только началом, — отмечает он. — Мы получили возможность связаться с промышленниками и продемонстрировать им образец, надеясь запустить технологию в производство».

И тут оказалось, что надо строить «диалог с рынком» и одновременно совершенствовать продукт в соответствии с вновь появившимися требованиями.

«Моя роль сильно изменилась, — отмечает Даниэль. — Сейчас я менеджер по продукции, в мои обязанности входит расширение производства, презентации продукции, работа на выставках. Теперь не только сами разработки, но и эта «смежная» деятельность требует от меня особого внимания. Я постоянно ищу новые области применения нашей технологии – например, контактирую с представителями мебельной промышленности. Иногда мне хочется сосредоточиться исключительно на исследованиях... Однако приходится думать о бизнесе (смеется). Раньше казалось, что достаточно придумать решение, и дело сделано. Но на самом деле – это только начало. Продукт должен приносить деньги, — продолжает Даниэль Бир. — IDMT сосредоточен на прикладных исследованиях, мы обеспечиваем «эволюцию продукта» в целях дальнейшего производства. И идею надо представить в виде работающего образца».

Другими словами, исследовательская деятельность обязана приносить прибыль. Тем не менее, это условие Бир выделяет среди других видов давления, которое рынок оказывает на разработчиков. По его словам, исследовательское сообщество отличается чуткостью и быстротой реакции. «Развитие устремлено в будущее. Мы заглядываем, может быть, лет на 10 вперед», — говорит он.

При этом Бир реалистично смотрит на предоставляемые Фраунгоферовским Институтом и его коммерческими партнерами ресурсы и возможности, а также на имеющиеся ограничения и требования. «Здесь у нас есть прибыльные проекты, и с их помощью мы можем поддерживать более смелые исследовательские идеи. В «чистом бизнесе» же ты должен постоянно зарабатывать деньги, и делать это быстро. Однако исследования — это и есть наш бизнес, — заключает Даниэль Бир. — Мы рассматриваем проблемы со всех возможных сторон и пытаемся решить их не только в интересах производителей. Перед нами стоят вопросы развития технологий, а не отдельных продуктов».

 

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика