Бум на Балканах

Сегодня Хорватия – одна из горячих экономических точек Европы. Ситуацию на рынке АВ-технологий этой страны комментирует Дарко Лютак – генеральный менеджер интеграционной и прокатной компании Atman, одной из крупнейших в регионе.

Image После разрушительных военных беспорядков середины 90-х годов Хорватия вновь стала набирать обороты. Сегодня в стране, избавленной от необходимости поддерживать своих соседей-югославов, наблюдается рост ВВП на душу населения, превышающий аналогичный показатель в таких странах ЕС, как Румыния, Болгария и даже Польша. И похоже, что Хорватия тоже стремится в ЕС. В контексте ожидаемого в 2008 году роста на 6% ВВП и низкого уровня инфляции, интересно узнать, что же происходит в секторе профессиональных АВ-систем? Если верить Дарко Лютаку, все не так плохо!

Так, например, компания Integrated Systems Events осенью 2007 года выбрала именно столицу Хорватии Загреб для очередной остановки своего европейского роуд-шоу (ISE Roadshow). "Я посетил шоу, поскольку здесь были некоторые наши поставщики, – говорит Дарко. – И мне кажется, это мероприятие было полезно многим. В Загреб приехало множество народа из Боснии, Сербии и других стран региона. Лично мне удалось встретиться с новыми партнерами и наладить контакты. То есть это была не просто выставка продукции, но и возможность для различных региональных компаний собраться всем вместе, что особенно важно для небольших фирм, которым не удалось попасть на выставку ISE в Амстердаме", – отмечает Дарко.

Учитывая успех выставки ISE 2008, а также мнение таких специалистов, как Дарко, спрос на роуд-шоу растет. А большинство интеграторов, с которыми InAVate общался в прошлом месяце, сходятся во мнении, что трех дней для такого события явно недостаточно: "Вообразите, что вы представляете в регионе около 20 брендов, 19 из которых будут представлены на ISE, – это 19 встреч с вашими поставщиками. А еще ведь хочется посмотреть новинки, так что три дня – это действительно мало. И это для меня, представителя малого бизнеса. Представьте, что такое три дня для крупной компании из России или Германии. В этом году мы даже вынуждены были разделить обязанности. Двое из нас занимались только вопросами проката, а двое других отвечали за системную интеграцию и встречи с поставщиками".

Что касается самой компании, Atman была основана в 1994 году, далеко не в лучшее для страны время, но пережила все штормы, экономические и политические, и стала одной из крупнейших АВ-компаний в регионе. Ее активность поделена, в основном, между интеграцией АВ-систем в Хорватии и бывшей Югославии и прокатом оборудования как внутри страны, так и за ее пределами. В области проката к ключевым рынкам компании Дарко относит "корпоративы", концерты и установку светодиодных баннеров на спортивных мероприятиях. Кроме того, Atman – единственная компания в регионе, где можно арендовать плазменные панели Panasonic с диагональю 103 дюйма. Это, несомненно, пропуск в клуб избранных, причем на европейском уровне.

Итак, каковы же общие правила игры на хорватском рынке АВ-систем?

Дарко Лютак,генеральный менеджер интеграционной и прокатной компании Atman.
Дарко Лютак,генеральный менеджер интеграционной и прокатной компании Atman.
"В целом впечатление такое, что уже несколько лет рынок на подъеме, – говорит Лютак. – Это означает, что, с одной стороны, увеличивается спрос, а с другой – количество различных решений, которые могут предложить системные интеграторы. Я бы сказал, что в последние три года рынок просто взорвался".

Похоже, главная причина – постоянный приток иностранных инвестиций в экономику Хорватии. Несколько лет назад уже обсуждались, и на страницах английского журнала InAVate в том числе, различные методы воздействия на экономику – непосредственное финансирование и привлечение иностранных компаний, которые позволили бы Хорватии стать кандидатом на вступление в ЕС. По мнению Дарко, первый метод не сработал, а второй, несомненно, сыграл очень важную роль. Список его клиентов выглядит как справочник "Кто Есть Кто" крупных транснациональных компаний, рассматривающих Загреб как стратегически важный город. Он включает в себя IT-индустрию (представленную Microsoft и IBM), автомобильную промышленность и даже производителей электроники. Все эти компании открывают в Хорватии офисы продаж, дистрибьюторские центры и региональные штаб-квартиры. Так, офис Ericsson в Загребе обслуживает всю Восточную Европу и российский рынок. Нетрудно догадаться почему: Хорватия весьма удобно расположилась между Западной Европой и бывшими странами СССР.

Однако высока ли среди компаний-интеграторов конкуренция при таком обилии клиентов? InAVate попросил Лютака честно оценить ее масштабы. По словам Дарко, в Хорватии существует всего четыре игрока, включая Atman, которые являются специалистами на рынке интеграции АВ-технологий. Соответственно конкуренция возникает только при заключении крупных контрактов. "Наши шансы, как и шансы нашего основного конкурента, очень высоки, поскольку помимо нас двоих в данной области задействованы лишь две компании – чуть меньшего размера", – считает Лютак.

"Дело мастера боится", – эта поговорка как нельзя лучше подходит для такого узкого рынка, а также для понимания того, что качество работы напрямую зависит от персонала. В Хорватии, как и во многих других странах, на рынке АВ-технологий хороших специалистов мало. Кажется, что их еще меньше, если верить словам Лютака: "Лишь 7% коренного взрослого населения имеют степень бакалавра или более высокую квалификацию. Однако эта статистика побудила правительство вложить крупные средства в высшее образование. Для компании Atman открылось огромное поле деятельности".

Конечно, плохо, что найти дипломированного инженера-электрика, способного разработать АВ-систему для университета или колледжа, достаточно сложно, и это проблема актуальна для всего региона. Дефицит специалистов заставил Лютака искать новый подход при найме на работу. "Я больше не ищу АВ-специалистов, знающих каждый децибел и запоминающих любую спецификацию. Мне нужны люди, которые смогут четко мыслить, быстро учиться и самостоятельно находить решения. Это самые важные условия, – считает Дарко. – И мне кажется, что такой подход весьма успешен, ведь наша компания растет год от года, и мы наслаждаемся положением лидера на местном рынке".

Однако гарантией, что все так и будет, может служить только постоянное самосовершенствование, особенно там, где техника и технологии меняются так стремительно. Контроль качества лежит на совести самих системных интеграторов, ведь не только в Хорватии, но и во многих других европейских странах нет законов, регулирующих деятельность в области аудиовизуальной интеграции.

Поэтому Дарко считает, что сотрудникам его компании необходимы внутренние тренинги, постоянное общение с представителями поставщиков и посещение выставок. Только все это вместе взятое позволит сформировать комплекс обучения персонала.

К счастью, несмотря на относительно небольшую долю, рынок Хорватии активно поддерживают производители. По словам Лютака, ключевые поставщики, такие как Biamp, Tannoy, DAS Audio, digiLED, Kramer Electronics и Panasonic, всегда готовы помочь с организацией тренингов не только для персонала, но и для конечных пользователей.

Что же в настоящий момент больше всего беспокоит Дарко и его команду? Деньги, причем не собственные, а покупателей. "Многие клиенты, похоже, не в курсе, какой уровень инвестиций необходим для достижения поставленных целей. Когда предлагаешь решение, в ответ зачастую встречаешь удивление размерам необходимых затрат" – отметил Лютак.

Однако качество прежде всего.
 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика