АВ-технологии: время идти в школу?..

av_school.jpg«Бытие определяет сознание», — говаривал Карл Маркс. Действительно, окружающая обстановка способна пробуждать определённые мысли и в некотором смысле вынуждать человека вести себя тем или иным образом. В этой связи редактор журнала InAVate Анна Митчелл (Anna Mitchell) решила выяснить, какие изменения наблюдаются в образовательной среде, начиная от нюансов обустройства учебных аудиторий и заканчивая используемыми здесь технологиями.

Эксперт в области образования профессор Стивен Хеппелл (Stephen Heppell) обрисовывает своё видение эффективных учебных пространств, причём он старательно избегает термина «гибкость», так как последний, во-первых, не несёт ни грамма полезной информации, а во-вторых, наводит на мысли о скрипучей «гармошке» автобуса «Икарус». Образовательный процесс должен быть живым, динамичным, ярким и захватывающим, а вовсе не «гибким», то есть мгновенно меняющим форму и принимающим неловкую позу под воздействием сиюминутных внешних обстоятельств.

Профессор Хеппелл является главой кафедры новых инфокоммуникационных технологий в научно-исследовательском центре CEMP (Centre for Excellence in Media Practice) при Борнмутском университете в Англии, а также приглашённым преподавателем в Мадридском университете им. Камила Хосе Села (Испания). По его словам, понятие живой и динамичной образовательной среды несовместимо с тесными помещениями в пределах четырёх стен, одного пола и такого же количества потолков, здесь требуется больше простора как для занятий, так и для отдыха. «Это свободное пространство можно использовать как угодно, но особенно удачным применением я считаю создание неких супер-классов из 80-120 детишек, грызущих гранит науки под руководством двух-трёх учителей, — утверждает Хеппелл. — Трудно себе представить более эффективный способ ведения уроков, ведь в данном случае открывается великолепная возможность стимулировать наиболее способных учеников и одновременно помогать отстающим. Вне всякого сомнения, в таких условиях дети учатся лучше».

«Обучение может происходить где угодно, а не только в четырёх стенах традиционной классной комнаты, — соглашается Мартина Додвелл-Беннетт (Martine Dodwell-Bennett), директор по продажам и маркетингу британской компании Steljes. — Занятия переродились из скучных «танцев» с мелом у доски в живой интерактивный и, главное, совместный процесс: ученики перестали быть пассивными слушателями, отныне они выступают центральными фигурами в этой захватывающей шахматной партии».

Подобные перемены, по словам профессора Хеппелла, оказали огромное влияние на роль аудиовизуального оборудования и технологий в образовании. Тут имеется сразу несколько направлений, на которых следует сфокусировать самое пристальное внимание. «Мы устали любоваться традиционно исцарапанной классной доской на передней стене помещения, — объясняет эксперт. — И вдруг, как по мановению волшебной палочки, на месте атавистичного символа старой школы возникают три плоских панели! А за ними скрывается полноценная комплексная инсталляция, ведь надо сделать так, чтобы ученики могли в любой момент продемонстрировать результаты своей работы в классе на ближайшем к ним дисплее. Соответственно, когда учитель хочет что-то показать детям, он выводит изображение сразу на все три устройства — кстати, во время перерывов их нередко используют для трансляции новостей. Другим популярным решением является выделение каждому ребёнку отдельной сетевой папки на общем сервере, где тот может хранить какую-то важную для себя информацию, в частности, рисунки, по желанию автора отображаемые на экране, например, в режиме скринсейвера».

Если взглянуть на различные университетские городки, школы, имеющие официальные сайты в сети и обеспечившие связь между ними с ипользованием современных коммуникационных технологий, то, по словам Хеппелла, роль АВ-индустрии во всех происходящих изменениях на образовательном фронте сразу станет понятной. И со временем она становится всё более важной. «Специалисты АВ-рынка всегда сотрудничали со сферой образования, организовывая здесь системы видео-конференц-связи или централизованной трансляции фильмов наряду с обучающими роликами, — уточняет профессор. — Просто на сегодняшний день наблюдается существенный рост актуальности и необходимости подобных услуг».

«Аудиовизуальные технологии играют ключевую роль в современном образовательном процессе, — подтверждает Додвелл-Беннетт. — Я могу констатировать, что британские учебные заведения уже вступили в новую эру интерактивных школьных досок, «умных» проекторов и многоуровневых АВ-инсталляций. При этом вновь возводимые здания, конечно же, находятся в более выигрышном положении, нежели уже существующие: техническая возможность для организации подобных систем и соответствующей планировки помещений закладывается здесь изначально, то есть затея не требует серьезных капиталовложений». Без сомнения, новые школы являются идеальным полем для организации идеального учебного пространства, так сказать, чистым листом, на котором можно нарисовать всё что угодно. Впрочем, Хеппелл утверждает, что старые здания тоже не следует списывать со счетов: «Не обязательно быть великим дизайнером, чтобы просто убрать лишние стены. К примеру, расширить классы за счёт коридоров: примерно в 20% наших школ они не несут никакой функциональной нагрузки и легко приносятся в жертву. Такая перестройка является простым, относительно дешёвым и вполне действенным способом решения поставленной задачи».

«Современные классы являются универсальной модульной структурой, что позволяет оперативно поделить их на зоны и сконфигурировать в соответствии с количеством учеников и особенностями проводимых занятий, — продолжает рассуждать Додвелл-Беннетт. — Помещения более не имеют жёсткой привязки к изучаемому здесь предмету и могут быстро адаптироваться под нужды учебного плана. Преимущество больших пространств как раз и заключается в том, что они позволяют одновременно организовывать просмотр обучающего фильма в одной части комнаты, практические занятия типа лабораторных работ — в другой, а обсуждение полученных результатов — в третьей».

Компания Smart Technologies совместно с консалтинговой фирмой Filigree Consulting провели исследование, доказавшее, что эффективность учебного пространства существенно повышается при использовании интерактивных классных досок и соответствующих персональных девайсов у каждого ученика. «Да, это верно, — не сомневается Додвелл-Беннетт. — Совместная работа в классе позволяет достичь большего эффекта, чем индивидуальные занятия, когда школьники хоть и сидят в одном помещении, но как бы изолированы друг от друга, не имея возможности для свободного общения с одноклассниками во время урока. И самим учителям удобнее контролировать процесс обучения, если оно является совместным».

Меняется уровень подготовки учеников и тот объём знаний, который им необходимо впитать, следовательно, учебные заведения должны подстраиваться в соответствии с новыми веяниями. Дети имеют свободный доступ к любым сведениям, получаемым с интернет-сайтов, из социальных сетей, газет, журналов, научных изданий и энциклопедий, в том числе электронных. Плюс информация активно циркулирует в эфире благодаря телевидению и радиовещанию. Школьников следует научить ориентироваться в этом потоке, анализировать и понимать полученные данные, одним из источников которых может (и должна) выступать школа.

«Ученикам надо рассказать о способах исследования информационного поля, одновременно дав в руки эффективный инструмент для поиска нужных сведений, — считает Радж Патель (Raj Patel), основатель и директор британской компании-интегратора RTS. — В этой связи я хотел бы напомнить об огромной важности внедрения технологий автоматической записи лекций: время от времени школьникам приходится заниматься повторением пройденного — к чему такие сложности? Если в распоряжении ученика имеются записи всех прошедших уроков, он может легко найти там нужную информацию, что позволяет учителю не тратить драгоценное время на повторное объяснение уже объяснённого».

«Большинство школ используют виртуальную систему VLE (Virtual Learning Environment), предоставляющую централизованный доступ к базе конспектов всех уроков, — подтверждает Додвелл-Беннетт. — Соответственно, любой ученик, пропустивший занятия, например, из-за болезни, может легко восполнить пробел в своих знаниях. Изменение педагогических стереотипов и стремительное развитие технологий приводят к повсеместному пересмотру отношения к методикам образования. Молодые люди буквально живут в виртуальном интерактивном мире, и этим необходимо воспользоваться в образовательных целях. Задача АВ-инсталляций в учебных заведениях заключается в том, чтобы удовлетворить потребности и исполнить желания сегодняшних технически грамотных детей».

«В современных экономических условиях образование — это своего рода валюта, на которой базируется будущее экономическое процветание любой страны, — философствует Додвелл-Беннетт — Роль новых технологий в школах и вузах становится всё более ответственной: мы должны создать квалифицированную рабочую силу, которая сможет освоить новейшее оборудование на производственных предприятиях XXI века. Интересно, что по результатам недавно проведённого компанией IBM глобального исследования более всего руководители фирм ценят в своих сотрудниках умение работать в команде. Следовательно, тягу к командным играм следует закладывать ещё в школе — и мы опять возвращаемся к разговору о достоинствах супер-классов, где одновременно учится сотня детей».

По словам Хеппелла, обычные классы — это зло: «Учитель торчит перед детьми аки ржавый гвоздь, ученики смотрят на него и на доску за его спиной. Учитель вещает, ученики записывают — не школа, а курсы стенографистов, честное слово! Такая схема планировки учебного пространства сегодня является фатальной ошибкой. Реорганизуйте класс, навесьте три интерактивных экрана вместо одной доски, и помещение сразу же оживёт, а процесс обучения станет по-настоящему живым, динамичным и ярким».

«Система образования должна формировать в учениках независимость и тягу к мыслительному процессу, — считает Тони Келли (Toni Kelly), вице-председатель Конференции SCHOMS (Standing Conference for Heads of Media Services). — Следует всячески поощрять активность школьников и студентов на занятиях. Учителя не желают проводить скучные уроки, а ученики тем более не хотят тратить своё время на подобное занудство. Обе стороны жаждут изменений, что, несомненно, радует».

«Главное — чем-либо «зацепить» молодёжь, мотивировать её активность на занятиях, — соглашается Дэвид Леш (David Lesch), директор по продажам чешской компании-интегратора AV Media и участник исследования «Образование XXI века» (Education for 21st Century). — Наша задача состоит в том, чтобы использовать имеющиеся у студентов смартфоны, планшетные компьютеры и ноутбуки во время лекций для оптимизации образовательного процесса. Учебные заведения должны подготовить соответствующую инфраструктуру, совместимую со всеми перечисленными девайсами, которые, кстати, построены на разных платформах».

«Многие современные образовательные программы и технологии великолепно работают на портативных мобильных устройствах, — констатирует Додвелл-Беннетт. — Это позволяет проводить уроки как в помещении, так и за его пределами, то есть группа может заниматься вне аудитории и даже организовать лекцию не в школе, а на улице, в парке или музее». Подобные технические решения базируются на беспроводных каналах передачи данных. «Люди привыкли думать, что беспроводные технологии служат только для выхода в Интернет, и вдруг — бац! — оказывается, что с их помощью без проблем и проводов делается всё что угодно, — развивает мысль Радж Патель. — Сегодня таким образом можно, к примеру, воспроизвести файл со своего планшетника, передав его прямиком на проектор. Представьте, что учитель в классе вместо оглашения традиционного приговора вроде «к доске пойдёт Майкл Смит!» просто касается нужного значка на экране своего iPad, и домашняя работа бедняги Майкла выводится на экран в центре зала. Впрочем, я не думаю, что сегодня у него имеется повод для опасения. На рынке уже есть парочка систем, пригодных для реализации подобного проекта, но пока всё упирается в недостаточную пропускную способность беспроводных каналов связи».

«Имеющаяся в школах инфраструктура не в состоянии обеспечить приемлемую скорость беспроводного соединения для нужд целого класса, — поддерживает Тони Келли. — Идея активно обсуждается, однако её полноценная реализация по-прежнему не представляется возможной из-за технических и технологических проблем».

av_mozg_schooll.jpg«За последние 10 лет образовательная среда претерпела существенные изменения, — констатирует профессор Хеппелл. — Причём катализаторами процесса выступают сами учителя, которые обмениваются информацией (преимущественно через Skype). В некоторых школах ни одно собрание преподавателей не обходится без виртуального (через Интернет в режиме реального времени) участия их коллег из других учебных заведений». Главной тенденцией на сегодняшний день является повышение мобильности образовательного процесса, то есть обретение независимости от аудиторий в частности и здания школы в целом. Активно внедряется программа BYOD (Bring Your Own Device), делающая ставку на использование принадлежащих ученикам смартфонов, планшетов и т.д. во время занятий, разрабатываются новые способы взаимодействия между преподавателями и студентами. Цель ясна, хотя средства её достижения порой различаются. Как результат, сфера образования становится всё более привлекательной для АВ-интеграторов, однако для успешного ведения дел им придётся поощрять и поддерживать указанные тренды, обеспечивая школам и вузам необходимую консультативную поддержку.

Бесспорно одно: те компании, которые в полной мере осознают потребности своих учёных клиентов, получат множество заказов и будут процветать, а их конкуренты, продающие атавистичный хлам типа   обычной классной доски, коей самое место на свалке истории, бодренько останутся без работы.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика