Переход «на цифру» Университета им. Эразма

Первой фазой впечатляющего проекта по обновлению Университета им. Эразма в Роттердаме (бюджет 40 млн евро) стал переход на полностью цифровую архитектуру. Эта инАВация улучшила условия преподавания, расширила доступ к ресурсам и обеспечила удаленное управление ими.

rotterdam_universitet.jpgКак часто реализованные проекты отстают от «светлого будущего», которое производители демонстрируют нам на выставочных стендах! И так же часто мы не замечаем созданные на основе реальных инноваций шедевры, способные украсить мировой зал славы АВ-технологий. Чтобы познакомиться с одним из таких проектов, редактор английского InAVate Крис Фитцсиммонс (Chris Fitzsimmons) посетил Университет им. Эразма в Роттердаме: на высококонкурентном образовательном рынке Голландии этот вуз выбрал для себя путь развития, основанный на применении новых технологий и связанных с ними методов обучения.

Пилотный проект был выполнен в одном из зданий университетского кампуса. Его целью стала разработка шаблона для дальнейшей «цифровизации» системы передачи АВ-сигналов во всём Университете. Руководителем проекта от компании-интегратора Hulskamp Audiovisueel стал Тео Ван Хемерт (Teo van Hemert), а координатором от Университета выступил его технический директор Петер Ван Баарл (Peter van Baarl).

Г-н Ван Баарл рассказывает о предпосылках проекта: «Имеющаяся в Университете АВ-система собиралась по частям и поэтому состояла из множества разных продуктов, в беспорядке размещенных по разным помещениям. Это очень усложняло жизнь нашим преподавателям и техническим специалистам. Кроме того, другие университеты успели обогнать нас в плане технологического развития, а ведь бюджеты государство выделяет на основании рейтингов и количества студентов». Ван Баарл говорит, что при запуске проекта было поставлено несколько основных целей. Первая — это создание комфортных условий обучения: освещение, мебель и все остальное должно быть качественным, также как и акустика помещений. Вторая — это развитие внутренней системы коммуникаций Университета и связей с внешним миром, в частности, возможность просмотра и передачи контента «вживую» (live) и по запросу (on demand).

«Мы хотели организовать удаленное управление всем АВ-оборудованием внутри Университета, и добились этого благодаря применению платформы AMX RMS, — сообщает Ван Баарл. — Помимо этого, хотелось иметь возможность расширять систему в будущем, а также иметь гарантии в ее надежности и работоспособности в долгосрочной перспективе. И наконец, хотелось получить систему, удобную в использовании и простую в обслуживании».

Тео Ван Хемерт добавляет: «Тендер мы выиграли в марте 2012 года, инсталляция началась в июне, а закончилась уже к первому сентября. Основной задачей был полный перевод АВ-систем на цифру, чтобы каждый преподаватель мог получить доступ к контенту из любого помещения Университета. Для этого архитектура системы была сделана настолько централизованной, насколько это вообще возможно».

Видео

В результате всё «построилось» вокруг гибридной цифровой матрицы Lightware MX-RF80R. Она установлена в центральной серверной и соединена с остальными помещениями оптоволокном». Из учебных помещений на матрицу поступают входные DVI-D сигналы. До повторного заведения на матрицу и передачи на устройство отображения, видео выходы масштабируются скалером TV One Corio 2. Система снабжена локальным монитором Datavideo для контроля и быстрого решения возможных проблем. Полная ёмкость используемой в Университете им. Эразма Роттердамского матрицы Lightware составляет 80 . 80 каналов, но в настоящее время задействовано только 40 выходов и выходов. Это обеспечивает значительный запас на будущее, свободу в подключении новых помещений и даже возможность вывода видео за пределы университетского кампуса.

Г-н Ван Хемерт настаивает на том, что самым незаменимым элементом системы является оборудование Lightware: «Несмотря на то, что существуют и другие крупные видео матрицы, только Lightware позволила передавать видеосигналы без задержки даже на один фрейм, а это было основным требованием Университета». Вся сеть Университета работает с разрешением 1200 x 800, при этом «родное» разрешение от источников увеличивается или уменьшается в зависимости от потребности. Мощность системы Lightware позволяет передавать сигналы Full HD (1080p) и выше, однако большая часть имеющихся в распоряжении Университета видеоматериалов не настолько высокого качества.

Аудио

Аналогичным образом, цетнтрализованно, в кампусе Роттердамского Университета коммутируются аудио сигналы — на платформе Biamp Tesira Server по протоколу AVB (Audio Video Bridging). В центральной серверной рядом с кодеком системы видео-конференц-связи (ВКС) Polycom расположена система звукозаписи Mediasite.

Три записывающих устройства Mediasite RL-1 объедены параллельно; чтобы обеспечить их использование с матрицей коммутации, проектировщики договорились с производителем о некоторой доработке «прошивки» Mediasite. Следующим после решения вопросов совместимости шагом стало создание системы бронирования серверов на определенный промежуток времени для записи лекций в конкретном помещении. Непросто было и определить правильные места для камер системы ВКС, а также организовать управление ими, но опыт работы г-на Баарла на телевидении позволил решить эти задачи. И запись аудио, и видеоконференц-связь получают входные сигналы напрямую с видео и аудио матриц, в результате пользоваться ими можно в любом подключенном к системе помещении: по запросу преподавателя выходы обеих матриц просто на него переключатся.

Управление

rotterdam_warcom.jpgУправление всей АВ-коммутацией и специализированными лекторскими устройствами обеспечивает контроллер AMX NI-4100. Через интегрированный в систему AMX контроллер Crestron MC3 осуществляется и управление медиа рекордером Crestron Capture HD. Благодаря этому технический персонал Университета имеет полный доступ к любому из АВ-устройств в сети, инженеры обеспечены диагностической информацией и имеют возможность удаленно подключиться к любой сенсорной панели на преподавательских рабочих местах. Между прочим, рабочие места преподавателей имеют некоторые технологические отличия, обусловленные особенностями аудиторий, однако это не помешало сохранить интерфейс управления практически неизменным для любого из них. В каждом помещении управление осуществляется через сенсорную панель AMX Modero X. Интерфейс управления всех панелей имеет стандартную структуру, а различия опций соответствуют различиям учебных классов.

Классы для проблемно-ориентированного обучения отличаются от остальных небольшими размерами и рассчитаны максимум на 12 студентов. Групповая работа организована с помощью новых интерактивных досок Sharp с 70" ЖК-дисплеями. Возможные типы сигналов включают в себя доступную через компьютер университетскую сеть и локальные VGA и HDMI входы. Лекции и уроки могут быть записаны на USB-флешку с использованием рекордеров Crestron Capture HD, входящих в состав каждого комплекта оборудования на рабочих местах преподавателей. Сигналы для записи передаются на презентационный коммутатор AMX DVX2150HD, который отвечает за выбор и управление источников сигналов. Видео материалы общего пользования отображаются на 72-дюймовой панели MXD-700L, звуковое сопровождение выполняют настенные громкоговорители Proel Flash5a.

Чтобы дать картинку большего размера в более крупных классах в Университете Эразма Роттердамского используются проекторы Sharp PGD40W3D, формирующие изображения не на привычных экранах, а окрашенных специальной краской стенах. DVI-D сигналы с «родным» разрешением WXGA передаются на проекторы с универсального матричного коммутатора Lightware UMX 4 . 4 (расположены в преподавательских столах) через удлинители Lightware по витой паре. Входящие сигналы поступают на матрицу через локальные входы (DVI, VGA, компонент и аудио), к которым можно подключить любой источник. По умолчанию к матрице подключена документ камера WolfVision Visualizer VZ-9plus, а также все расположенные в центральной серверной источники сигналов. Аудио сигналы из матрицы Lightware поступают на усилитель Biamp Tesira EX-MOD, а затем на громкоговорители Proel.

Для организации интерактивной работы с материалом преподавательские места оборудованы планшетами Wacom PL2200, которые используются и как инструмент для работы с учебным материалом, и как средство отображения информации для преподавателей. Самые крупные учебные аудитории, где студенты традиционно рассаживаются в зале-амфитеатре, оборудованы аналогичными системами, но пропорционально большего размера. Системы звукоусиления здесь построены на линейных массивах компании Cadenbach со встроенными усилителями мощности. В самом большом лекционным зале предусмотрено место звукооператора, где при необходимости можно поставить микшерный пульт, подключив его к сети AVB. Для усиления голоса преподавателей в крупных аудиториях Университета используются радиосистемы Sennheiser с петличными микрофонами. Кроме того, здесь используются проекторы Barco RLM-W12, также формирующие «картинку» на специально окрашенных стенах.

Выводы

rotterdam_lightware.jpgПо мнению Ван Баарла, централизованное размещение оборудования значительно повышает эффективность его использования: «Наш подход к внедрению системы записи и воспроизведения контента Mediasite является на данный момент уникальным. Обычно серверы Mediasite ставят в каждой аудитории, что не позволяет эффективно их загружать. А в нашем Университете весь медиа-контент хранится в одном месте и управляется централизованно, в результате потоки данных (записи и воспроизведения) с помощью матрицы Lightware можно перенаправлять в любое помещение, что гарантирует практически постоянную загруженность оборудования».

Аналогичная ситуация и с кодеками ВКС. Используемое в Университете Эразма Роттердамского решение позволяет в случае необходимости организовать видео-конференц-связь в любом помещении и приглашать для проведения презентаций коллег из других университетов. Однако после завершения сеанса ВКС кодек моментально становится доступным для работы в любом другом помещении Университета.

С самого начала в данном проекте применялся нестандартный подход, гарантирующий внимание ко всем мелочам. Например, в учебных аудиториях университетов редко используются миниатюрные микрофоны DPA, однако они комфортны и дают преподавателям больше свободы передвижения в процессе лекций. «Возможно, на мой выбор повлиял опыт работы на ТВ, — говорит Ван Баарл. — Но я уверен, что в данном пилотном проекте необходимо было сделать все, чтобы достичь наилучших результатов. Мы построили действительно великолепную цифровую систему, так почему надо было идти на компромисс при выборе систем звукоусиления?»

Применение такого большого количества совершенно новых устройств, конечно же, было очень рискованным. Автор проекта Тео Ван Хемерт считает это главным «вызовом» при реализации проекта: «Мы взяли на себя серьезный риск, используя значительное количество новейших технологий. Tesira использовалась впервые в Европе, опыт использования матрицы Lightware и рекордера CaptureHD Pro тоже еще невелик. К счастью, все производители оказали нам полную поддержку при работе над проектом и помогли быстро разобраться со всеми проблемами». Другим «вызовом» стало жесткое ограничение по времени. «Одновременно с нашим проектом в здании шла полная реконструкция, и мы всегда были последними в очереди, — говорит Ван Хемерт. — Мы учтем это при планировании последующих АВ-проектов и позаботимся об их лучшей интеграции в общий план развития Университета».

Участвовавший в подготовке данной статьи директор российской компании VMG Максим Степанов говорит: «Российские университеты активно внедряют аналогичные системы, и мы надеемся, что опыт Роттердамского Университета поможет им найти правильный подход при интеграции  современных мультимедийных систем в учебный процесс».

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика