Запас карман не тянет?

По мере падения цен и роста спроса на дисплеи объемного изображения этот рынок может вырасти к 2011 году более чем в два раза. Рассказывает технический обозреватель InAVate Тим Крайдел.

Все 3D технологии служат для получения эффекта объемного изображения, являющегося прекрасным направлением для создания приложений и поставок оборудования. По мнению ряда аналитиков, существует не менее 40 разных сегментов рынка 3D систем и более 650 компаний и организаций производят и продают различные варианты этой технологии. Все это создает массу возможностей развития как минимум на несколько последующих лет. "Недавно были продемонстрированы технологии 3D дисплеев, которые в состоянии обеспечить качество, сравнимое с лучшими образцами обычных (2D) ЖК-дисплеев, и при этом стоят они не намного дороже. Это дает шанс для роста рынка 3D систем в ближайшие годы", – отметила в своем отчете за 2007 год аналитическая компания Insight Media.

Медицина по-прежнему является основным рынком для систем 3D визуализации.
Медицина по-прежнему является основным рынком для систем 3D визуализации.
По данным этой компании, в 2006 году объем мирового рынка 3D дисплеев, имеющих диагональ 40 дюймов и более, составил около 150 миллионов долларов. Ожидается, что к 2011 году он достигнет как минимум 223 миллионов долларов даже в случае наихудшего сценария развития рынка. По оптимистическому же прогнозу компаний-производителей, объем рынка достигнет 521 миллиона долларов. Еще одна аналитическая компания, iSuppli, оценивает перспективы рынка 3D систем в 19% ежегодного роста начиная с 2010 года.

А теперь немного подробнее о 3D технологиях.

Большинство 3D технологий относятся к одной из четырех категорий:

• Стереоскопическая – требует использования зрителями специальных очков для просмотра 3D изображений (так называемых "затворных" очков). Этот способ существует с 1840 года. Однако, несмотря на простоту и эффективность, он имеет и оборотные стороны. Например, в местах массового использования, например таких, как кинотеатры, требуется чистить и протирать очки перед каждым сеансом, что ведет к росту эксплуатационных расходов. Кроме того, такие очки достаточно дороги и их в буквальном смысле необходимо привязывать во избежание кражи. При использовании очков в профессиональных областях, например в компьютерном проектировании или здравоохранении, некоторым пользователям может быть неприятно ощущать себя вне процесса совместной работы, и это также является ограничивающим фактором для этой технологии 3D.

К этой же категории относятся шлемы и очки, в которых перед каждым глазом установлен миниатюрный ЖК-дисплей, в отличие от "затворных" очков, через которые все зрители смотрят на один общий экран. Тем не менее стереоскопическая технология является хорошим выбором в случаях, когда пользователи согласны потратить время на просмотр 3D изображений вместо, скажем, разглядывания информационных табло в торговых пассажах или дисплеев в музеях.

• Автостереоскопическая – формирует 3D изображения без использования специальных очков. В большинстве автостереоскопических систем используется либо "параллаксный барьер", либо "лентикулярные линзы". Их общая черта – расщепление пикселей изображения и показ каждому глазу своего набора пикселей. Этот прием создает ощущение объема, используя особенности работы человеческого мозга.

Однако, чтобы увидеть 3D изображение, зритель должен находиться в т. н. "зоне наилучшего восприятия". Это создаст проблему, если на дисплей попробуют смотреть несколько человек одновременно. Тем не менее некоторым производителям удалось преодолеть это препятствие. Например, компания Philips уверяет, что ее лентикулярная WOWvx технология, которая получит коммерческое воплощение через пару лет, обеспечивает расширенную зону наилучшего восприятия, что позволяет смотреть на монитор с диагональю 42 дюйма нескольким зрителям одновременно.

• Волюметрическая – обычно не требует применения очков или каких-то иных устройств для просмотра 3D изображений. Существуют в различных реализациях – от систем, использующих лазер для формирования в воздухе светящихся плазменных шаров, и до систем, сочетающих светодиоды и проекторы и создающих эффект объема и глубины за счет зрительного обмана. Проблемами являются необходимость нахождения зрителей в зоне наилучшего восприятия и высокие требования к вычислительной мощности систем.

• Голографическая – использует запись трехмерных изображений. В число исследовательских групп, разрабатывающих технологии для формирования голографических изображений на близких расстояниях, входит лаборатория Media Lab из Массачусетского технологического института (МИТ).

Хороша ли цена?

Если отбросить сложности выбора используемых технологий, то остается вопрос цены. Даже такие богатые рынки, как здравоохранение и горнодобывающая отрасль, считают предлагаемые 3D системы чрезвычайно дорогими, если речь идет не об их достаточно ограниченном использовании. Иными словами, лучше иметь всего несколько систем на предприятии, чем по одной для каждого работника, желающего работать с 3D изображениями.

"Основным рынком сбыта по-прежнему остается медицина", – сказала Дженнифер Колгров, главный аналитик компании iSuppli по дисплейным технологиям и стратегии. А как типичный пример ценового барьера можно привести АВ-инсталляцию в Лоро Парке (остров Тенерифе, Канарские острова). О ней было рассказано в июльском номере InAVate за 2006 год. Даже несмотря на бюджет этого проекта в 1 миллион евро, 3D технологию сочли излишне дорогой.

Это – общее настроение. Цены на плоскопанельные 3D дисплеи начального уровня начинаются от 3 тысяч евро, вдобавок цена растет еще больше за счет других факторов, таких как объемы работ по обязательной подгонке под эксплуатационные требования заказчика. Тем не менее имеются причины, дающие основание надеяться на расширение рынка через несколько лет, когда снизятся цены.

Технология CAVE используется для визуализации больших объемов данных при одновременной работе с ними нескольких человек. Изображение любезно предоставлено компанией Christie Digital.
Технология CAVE используется для визуализации больших объемов данных при одновременной работе с ними нескольких человек. Изображение любезно предоставлено компанией Christie Digital.
Одна из них – конкуренция. На рынке 3D решений уже присутствует несколько сотен компаний, поэтому конкурентное давление будет нарастать, а цены, соответственно, снижаться. Другая причина – насыщение. Чем больше пользователей будут использовать 3D системы, тем больше будут объемы поставок и тем ниже будут становиться цены.

Ну, а пока что использование 3D в бизнесе должно вести либо к возрастанию эффективности производства, либо к снижению затрат. Например, в автомобильной промышленности проще потратить 30 тысяч евро на 3D систему, чем вносить изменения в конструкцию изделия, находящегося в серийном производстве. А в ряде случаев 3D систему бывает проще продать в виде части важного AV-проекта, чем в виде отдельного приложения. Недавним примером такого подхода является новое предприятие "Газпром добыча Ямбург", находящееся в Сибири и входящее в состав государственной нефтегазовой монополии. На нем 3D система используется для визуализации геологических данных.

Сюда же относятся компании, широко использующие 3D уже в течение десятилетий. Они могут пойти на покупку новых систем, не дающих эффекта зрительной усталости, являющегося бичом старых систем, в особенности использующих CRT мониторы. Таким образом, с ростом качества 3D технологий становится проще и процесс их продажи.

Ряд профессиональных 3D инсталляций используется в иммерсионных системах виртуального окружения. При этом один или несколько пользователей находятся внутри комнаты, а на все окружающие их поверхности выводятся 3D изображения, что и создает впечатляющий эффект присутствия. "Эта среда позволяет выполнять по-настоящему совместные исследования и манипуляции с неограниченными объемами данных, – сказал Элисон Илсли, представитель компании Christie – одного из производителей, работающих на рынке 3D. – Мы создаем такие CAVE системы для различных военных структур, использующих их для тренировки личного состава, для компаний нефтегазового сектора, применяющих их для поиска и разведки месторождений, а также для медицинских, образовательных и исследовательских учреждений".

Из театра – в массы

3D технология вторгается и на потребительский рынок. Это особенно заметно в играх, домашних видеосистемах и больших кинотеатрах. Например, на проходившей в сентябре 2007 года выставке CEDIA Expo компания Texas Instruments особо отметила телевизоры 3D HDTV компаний Mitsubishi и Samsung, где использована технология 3D DLP компании TI. Это стереоскопические модели, т. е. зритель для просмотра телепрограмм и фильмов в объемном изображении должен надевать очки.

Кроме того, компания TI активно работает на рынке 3D кинотеатров. По ее информации, примерно 1 000 залов из 4 500 использует технологию DLP Cinema, позволяющую демонстрировать 3D фильмы. На недавней конференции ShoWest, проходившей в Лас-Вегасе, свою 3D продукцию и фильмы активно продвигали ведущие кинокомпании, такие как Dream Works и New Line Cinema. Они рассчитывают на успех новых 3D фильмов, в т. ч. "Hannah Montana & Miley Cyrus: Best of Both Worlds Concert Tour" и "U2 3D". В них использована технология компании 3ality Digital, предотвращающая появление ощущений укачивания и тошноты, на что жаловалась часть зрителей 3D фильмов в прошлом.

По мнению Джеффри Катценберга – исполнительного директора кинокомпании DreamWorks, являющейся одним из лидеров рынка 3D фильмов, – в 2009 году студии могли бы выпустить более десятка 3D фильмов. Но тут есть одна загвоздка: пока лишь немногие кинотеатры имеют необходимое оборудование – включая проекторы и очки –для показа 3D фильмов. Это служит ограничителем для роста рынка 3D фильмов, и по этой причине многие из этих фильмов одновременно выходят и в обычном (2D) варианте.

Но и ограниченное число готовых к показу 3D кинотеатров дает шанс поставщикам и интеграторам оборудования, однако только при условии, что публика по-прежнему будет наполнять зрительные залы, где идут такие фильмы, как "Hannah Montana". Ну, а тем временем кинокомпании старательно раскручивают маховик прогресса, субсидируя модернизацию кинотеатров для показа 3D фильмов. В частности, в США компания Imax собирается оплатить компании AMC Entertainment модернизацию 100 ее кинотеатров для показа 3D фильмов, из расчета более чем 300 тысяч евро на один зрительный зал.

Выставка ShoWest – это не только ярмарка, на которой производит фурор 3D технология. Такие компании, как Kaon Interactive, разработали сенсорные 3D дисплеи, предназначенные для использования их на выставках. Причем спрос на них есть с двух сторон сразу. Во-первых, для экспонентов 3D это единственный способ выделиться из толпы, наполняющей павильоны выставок. Во всяком случае, до тех пор пока эта технология остается относительной новинкой. Во-вторых, некоторые конечные пользователи, такие как компания Ciena – поставщик телекоммуникационного оборудования, заявляют, что экономят средства благодаря использованию 3D презентаций. Это дает им возможность избежать постоянной перевозки ряда их изделий с одной выставки на другую.
 
< Пред.

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика