Видео-оборудование с разрешением 4К-8К

realnost_8k.jpgРеальнее самой реальности?

Выбор камер, дисплеев и другого оборудования c разрешением 4K продолжает расти. InAVate разбирается, что об этой технологии необходимо знать АВ-профессионалам, и каковы перспективы 8K.

Часто — и не без веских причин — барометром достижений в области видео считают Олимпийские игры. Судите сами: первая «цветная» трансляция была выполнена в 1964 году, в 1984 появилось видео в формате HD, а в 2012 — в формате Ultra HD (UHD). Правда, в случае с HD потребовалось более десяти лет, прежде чем технология стала массовой... Так что UHD (известный как 8K), скорее всего, даже в самых «продвинутых домохозяйствах» не появится до Олимпиады 2022. Причина — запредельные цены на оборудование, высокие требования к пропускной способности каналов передачи и ограниченный выбор контента. Однако 8K (разрешение 7680 х 4320) начинает потихоньку появляться в профессиональных АВ-приложениях. Один из примеров — проекционная технология JVC e-Shift 8K, практически вдвое (очень близко к 8К) увеличивающая разрешение по вертикали и горизонтали проекторов 4К. «Нашим основным заказчиком является компания Boeing — говорит Дэйв Уолтон (Dave Walton), ассистент вице-президента JVC по маркетингу и коммуникациям. — Эта технология востребована в симуляторах полетов».

Трудно сказать, сколько стоит 8К аппаратура, поскольку на данном этапе основная часть продукции изготавливается на заказ. Готовых решений пока нет.

«8К кажется весьма далекой перспективой, ее адаптация к рынку возможна не раньше 2020 года — рассказывает Хагаи Гефен (Hagai Gefen). —  Среди выпускаемого нашей компанией 4К-оборудования — просто коммутаторы, матричные коммутаторы и сплиттеры. О 8К говорить пока рано, разве что как о далекой перспективе. Если вы разрабатываете 4К систему и хотите в дальнейшем использовать ее для 8К, то для большей пропускной способности лучше пользоваться оптико-волоконными кабелями, — продолжает г-н Гефен. — Нужно понимать, что для перехода с 4К на 8К придется серьезно модернизировать всю инфраструктуру».

Где брать контент?

Контент также необходимо будет или модернизировать, или преобразовывать, по крайней мере, в начале, и для 4К, и для 8К.

«Мы часто слышим вопросы типа «будет ли мой Blu-ray плеер работать с новыми 4К-дисплеями?» — говорит г-н Гефен. — Ответ «да», но контент придется скалировать для поддержки формата Ultra HD».

Другим потенциальным барьером на пути адаптации являются дополнительные расходы на создание «родного» 4K или 8K контента. «Интеграторы, использующие данную технологию в цифровой рекламе (digital signage) или презентационных системах, кроме стоимости дисплеев, вынуждены нести расходы на разработку контента — рассказывает Винс Фавилл (Vince Faville) из американской компании-интегратора Video Visions. — На данный момент выбор 4К контента достаточно невелик, а 8К контента просто не существует».

Всего несколько программ способны «выдавать» контент для демонстрации с помощью 4К-дисплеев и проекторов. Одним из примеров являются известная система CAD, чей генератор изображения способен выводит четыре DVI сигнала квадрантами.

«Да, программа есть, но необходимо еще и устройство отображения, способное работать с этими четырьмя квадрантами» — комментирует г-н Уолтон из JVC. По его словам, другим потенциальным источником контента могут стать 12-мегапиксельные видеокамеры: «С их помощью можно создать контент, который пиксель за пикселем заполнит 84-дюймовый дисплей», — говорит он.

Из-за того, что конечные пользователи явно замечают превосходство в качестве изображения, формат 4К может стать реальной перспективой для интеграторов, контент-провайдеров и других профессионалов АВ-рынка. Есть примеры: скажем, компания AV Concepts применила 4К технологию для создания голограммы Тупака Шакура (Tupac Shakur), «выступившей» вместо живого артиста перед публикой Музыкального Фестиваля Coachella 2012.

«При демонстрации голографической проекции человека качество и правдоподобность идут рука об руку, — рассказывает креативный директор компании AV Concepts Курт Апанович (Curt Apanovich). — Несмотря на то, что реальный размер нашей проекции составил 1920 х 1080 пикселей, видеосъемка в 4К дала нам необходимый запас гибкости для обработки  изображения при пост-производстве и до финального рендеринга в HD».

Стоит отметить, что для некоторых приложений и HD-качества недостаточно — например, для широкоформатной проекции с экранами шириной от 90 метров. «Если речь идет об экране такого размера, установленном, скажем, в банкетном зале отеля на расстоянии девять метров от публики, качество и разрешение контента очень важны — говорит Апанович. — Когда мы снимаем видео для подобных проектов, то делаем это в высоком разрешении, даже если оно предназначено для демонстрации лишь на каком-то участке проекционной поверхности. При таких размерах экрана стандартное HD не подходит. В конечном счете, клиенты выбирают нас исключительно за высокое качество, — признается Апанович. — Да, работа с форматом HD требует больше времени и затрат, но уж результаты говорят сами за себя».

Именно «вау-ээффект» все чаще привлекает внимание клиентов к технологии 4К. «Лучшая мотивация — это восторг по поводу участия в инновациях, — говорит продукт-менеджер компании Crestron Майкл ДиБелла (Michael DiBella); одна из моделей коммутатора серии DigitalMedia этого производителя совместима с 4К. — Первый раз появление на рынке всего нескольких моделей проекторов и дисплеев, пусть и ультра-высокотехнологичных, так сильно «подогрело» интерес к 4К».

«Ассортимент 4К дисплеев стремительно растёт, — уточняет г-н Фавилл из компании Video Vision. — Сегодня продаются уже 10–15 моделей дисплеев с диагональю от девяти до 152 дюймов». Однако пройдет год, а то и два, прежде чем ассортимент устройств отображения в формате 4К сравнится с выбором 1080p устройств.

«Ценник выше 20 тыс. долл. За устройство пока что не позволяет говорить о массовом применении этой технологии, — говорит Майк ДиБелла из Crestron. — Однако на данный момент на рынке нет ничего подходящего с диаганалью меньше 84 дюймов».
При этом остальные эксперты считают, что «надбавка на 4К» сегодня уже не так пугает конечных пользователей, как раньше. «Цены на 4К падают и сегодня немногим выше стандартных HD дисплеев», — говорит Дэйв Уолтон из компании JVC. Другая история со съемочными камерами. Один из примеров — FT-ONE компании FOR-A, которую производитель называет «первой в мире полностью 4K супер-камерой для замедленной съемки» (устройство выполняет запись до 1000 кадров в секунду). «Она в четыре раза дороже нашей (не 4К) высокоскоростной камеры», — с гордостью говорит директор по продажам компании FOR-A Педро Сильвестре (Pedro Silvestre).

gefen_toolbox.jpgВидео «на стероидах»

Пропускная способность каналов передачи не менее критична для раширения «ареала» 4К: в этом случае битрейт должен быть в четыре раза выше, чем для 1080р. «Следует понимать, что единственным решением для передачи 4К видео на большие расстояния является оптоволокно, — напоминает г-н Фавилл из компании Video Vision. — После сжатия для передачи 4K и 8K требуется примерно 50 и 500 Мб/с соответственно».

Именно сжатие делает видео в формате 4К пригодным для хранения и передачи. Одна из инновационных компаний, разрабатаывающая новые алгоритмы сжатия 4К — израильский старт-ап Beamr. «Наша технология позволяет в два-четыре раза уменьшить битрейт в потоке H.264, сохранив при этом качество видео, — утверждает технический директор компании Beamr Дрор Гилл (Dror Gill). — Теоретически можно снизить скорость передачи 4К до уровня HD. Кодеки H.264, MPEG-2 или H.265 никак не связаны с моделями восприятия, они просто обрабатывают изображение на основе математических формул и параметрах пикселя.

А разработанная компанией Beamr технология именно анализирует каждый входной кадр, выполняя измерения качества восприятия на основе известных физиологических параметров человеческого зрения. Сравнивая два кадра видео, мы можем сказать, способен ли человеческий глаз различить разницу между ними», — поясняет г-н Гилл.

Измерения на основе качества восприятия определяют предел сжатия до возникновения потерь. При этом, по словам г-на Гилла, программное обеспечение компании Beamr полностью совместимо с H.264, так что пользователь вовсе не покупает «патентованного кота в мешке». «Компрессия выполняется внутри стандартного кодера, и выходе формируются стандартные видео потоки», — объясняет г-н Гилл.

Первым продуктом (точнее, услугой) компании Beamr будет облачный сервис, куда клиенты смогут загружать своё видео, а затем получать его уже в сжатом виде для последующего хранения или передачи. Компания также предлагает свое ПО по лицензии. Отдельного обсуждения требуют физические интерфейсы и кабели. Здесь критичным фактором является частота кадров. «Интерфейс HDMI 1.4a способен пропускать 4K сигнал с частотой кадра 24p и 30p, — говорит Дэйв Уолтон из компании JVC. — Это зависит от исходного разрешения: 4096 . 2160 «пойдет» с частотой 24р, а 3840 . 2160 — 30р по одному кабелю. Но если ваше 4К видео имеет частоту кадров 60р, то придется воспользоваться другим интерфейсом, скажем, DisplayPort».

По словам г-на Гефена, чаще всего он слышит от интеграторов сакраментальный вопрос: «Будет ли мой старый CAT-5 кабель работать с 4К?». Вот его ответ: «Нет, для поддержки более высоких разрешений придется обновлять всю систему, включая дисплеи. Времена, когда удавалось относительно легко интегрировать старые и более новые технологии, проходят. 4K/8K — это нечто кардинально новое».

Источник: InAVate

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика