Цифровой кинопрокат: проблемы и перспективы - 1

Компания AMR и журнал InAVate начинают серию публикаций, посвященных цифровому кино. В данной вводной статье рассматривается сущность технологии цифрового кинопоказа и ее практическая реализация участниками рынка кинопроката.

Анна Слуева, аналитик компании Analysis, Marketing & Research.
Анна Слуева, аналитик компании Analysis, Marketing & Research.
В декабре 2006 года в кинотеатре "Заневский каскад" в Санкт-Петербурге компания "Кронверк Синема" провела презентацию, посвященную новым возможностям первого цифрового кинотеатра в сети. В это же время еще несколько крупных участников рынка, в числе которых такие сети кинотеатров, как "Синема Парк", "Киномакс", "Формула Кино" и "Каро Фильм", объявили о планах по переводу своих кинотеатров в цифровой формат. Тогда же ими были предприняты первые шаги по претворению этих планов в жизнь: "Синема Парк" открыла цифровой кинозал в кинотеатре, расположенном в ТРК "Гранд Каньон" в Петербурге; "Киномакс" заключила многомиллионное соглашение с компаниями "Невафильм" и CTC-Capital на поставку цифрового оборудования в свои кинотеатры и даже никому доселе особо не известный кинотеатр "Иллюзиум" в Набережных Челнах шагнул в эру цифровых технологий, установив цифровое проекционное оборудование. Справедливости ради нужно заметить, что в Москве существует небольшой кинотеатр "Мир искусства", где показ фильмов через цифровой кинопроектор осуществляется уже с 2001 года.

Все эти события дают право участникам рынка с гордостью объявить Россию страной, присоединившейся к цифровой революции в области кинопоказа. И действительно, за 2007 год число залов, оснащенных цифровым проекционным оборудованием, увеличилось с 4 до 31, что составляет примерно 2% от всех современных кинозалов на территории России.

Но существует ли эта цифровая революция в действительности? Действительно ли мировой кинопрокат захватила тенденция активного цифрового перевооружения? Что же движет этой революцией или распространением мифа о ней? Многие эксперты утверждают, что рынок диктует новые условия кинотеатрам и это-де заставляет их стремиться к внедрению новых технологий, чтобы качественно и оперативно отвечать на вызовы сегодняшних реалий. Но в чем состоит этот вызов? И действительно ли технологии цифрового кинопоказа являются панацеей в современных условиях?

В предлагаемой серии статей мы постараемся подойти к ответам на эти вопросы. Начав с рассмотрения сути технологии цифрового кинопоказа, мы увидим, какие новые явления она порождает и как это сказывается на участниках рынка – новых и уже существующих. Мы сопоставим их интересы в контексте имеющихся глобальных тенденций на рынке кинопроката – и, как говорил персонаж известной сказки Е. Шварца, в конце мы будем знать куда больше, чем сейчас.

Сущность технологии цифрового кинопоказа

Динамика количества современных кинозалов в РФ.
Динамика количества современных кинозалов в РФ.
Итак, что же представляет собой технология цифрового кинопоказа и какое влияние она оказывает на индустрию кинопроката? Ниже на диаграмме представлена упрощенная схема этой технологии с выделением основных участников рынка, ее реализующих.

Центральное место в реализации механизма цифровой демонстрации контента в кинотеатрах занимает, как и следовало ожидать, проекционное оборудование. Чаще всего оно представляет собой цифровой проектор и сервер, снабженный соответствующим программным обеспечением для управления показом. В случае если кинотеатр планирует демонстрировать цифровые стереоскопические фильмы (3D), он должен будет также установить соответствующую систему для воспроизводства подобного контента. Такие системы различаются по своим характеристикам, принципам действия и, соответственно, по стоимости внедрения. В настоящее время на мировом рынке они представлены тремя основными технологиями.

RealD – наиболее широко распространенная система, принцип действия которой основан на использовании электронного поляризующего фильтра, который синхронно с изображением переключает "полярность" поляризации изображения для левого и правого глаза. Для просмотра изображения используются пассивные очки с соответствующими фильтрами для каждого глаза. К преимуществам системы можно отнести сравнительно невысокую стоимость таких очков, которые зритель по окончании просмотра может забрать с собой. К недостаткам – необходимость замены обычного экрана на специализированный "серебряный" экран, которой является довольно дорогостоящим и к тому же ухудшает качество демонстрации обычных 2D фильмов. Стоимость лицензии RealD на данную систему также достаточно высока (порядка 100 тыс. евро на четыре года).

NuVision – система, предложенная одноименной компанией NuVision, использует очки с "электронными затворами" на основе LCD матриц. При этом работа очков синхронизирована с демонстрацией изображений для правого и левого глаза таким образом, чтобы в момент воспроизведения изображения для правого глаза левый глаз очков был "закрыт" и наоборот. Эта система не требует замены киноэкрана в кинотеатре на серебряный, но ее недостатком является достаточно высокая цена "активных" очков. Выпускаемые в настоящее время очки рассчитаны на 800 часов работы (т. е. около 400–500 киносеансов).

Dolby Digital Cinema 3D – самая новая система Digital 3D показа – была представлена компанией Dolby Laboratories в марте 2007 года. Система использует спектральный фильтр (разработка компании Infitec), который представляет собой диск, вращающийся синхронно с изображением и помещаемый внутрь цифрового проектора. Принцип действия основан на сдвиге спектров изображений для правого и левого глаза. Для просмотра изображения также применяются пассивные очки, снабженные многослойными фильтрами. К преимуществам системы можно отнести относительную невысокую стоимость очков и отсутствие необходимости устанавливать специальный экран. Недостаток – необходимость физического вмешательства в конструкцию кинопроектора для установки фильтра и особые требования к серверам, управляющим системой. Очевидно, данная технология нацелена на собственные серверы фирмы Dolby.

Технология цифрового кинопоказа, реализуемая основными участниками рынка.
Технология цифрового кинопоказа, реализуемая основными участниками рынка.
Естественно, появление новых технологических элементов выводит на рынок новых игроков – производителей оборудования и системных интеграторов. Последние представляют собой компании, оказывающие инженерные услуги кинотеатрам по оснащению их цифровым оборудованием включая проектные работы, закупки, монтаж, пуско-наладочные работы и сервисное обслуживание. Лидирующие позиции среди таких компаний в Америке занимают AccessIT, Dolby, Technicolor; в Европе – XDC, AADC (Art Alliance Digital Cinema), DCL и др.; в Азиатском регионе – CFG, Dong Young, Dadi Digital Cinema, T-Joy и др.

Среди производителей серверов для цифровых кинотеатров лидирующие позиции занимает компания Doremi, на чью долю приходится более 50% всех инсталляций в мире. Следующим значимым игроком является компания XDC, чьи позиции наиболее сильны в Европе (более 40% инсталляций на территории Европы). Довольно распространены также продукты компаний Dolby, QuVis, Kodak и Cube.

Однако технологические новшества приводят не только к появлению новых участников рынка, но также к изменению сложившейся инфраструктуры и взаимоотношений между уже существующими участниками – в данном случае между дистрибьюторами контента и кинотеатром. Такая инфраструктура в случае цифрового кинопоказа должна включать по меньшей мере три основных компонента:

1. Собственно производство цифровой копии фильма или другого контента, предназначенного для проката.

В настоящее время этот процесс подразумевает наличие трех основных стадий:

• Мастеринг-процесс цифровой обработки готового кинофильма (на 35-миллиметровой кинопленке либо на цифровом носителе) и преобразования его в цифровой вид, приемлемый для передачи и демонстрации фильма в цифровом кинотеатре.

• Компрессирование файла кинофильма – для достижения приемлемых объемов файлов применяются специальные алгоритмы компрессии файлов (например, JPEG2000), позволяющие без видимых для глаза дефектов изображения сжать файл с 2-часовым фильмом до 40–50 Гбайт.

• Шифрация файла кинофильма для защиты от несанкционированного копирования и воспроизведения.

2. Система передачи готовой копии в кинотеатр.

Существующие на сегодняшний день технологические разработки предполагают, что доставка копии в кинотеатр может осуществляться тремя основными способами:

• Физическая доставка фильма – фильм доставляется в кинотеатр на каком-либо физическом носителе (как правило, на жестком диске HDD), используя уже сложившуюся систему доставки пленочных копий.

• Доставка фильма через спутник – в этом случае дистрибьюторская компания должна иметь доступ к центру распространения контента, из которого сигнал через спутниковую систему поступает непосредственно на приемную систему кинотеатра (соответственно, кинотеатр должен быть ею оборудован). С точки зрения управления правами, кинотеатр получает доступ к базе данных фильмов, которые могут быть им загружены на основе лицензионного соглашения.

• Доставка копии фильма через оптоволоконные линии связи – этот способ подразумевает развертывание таких сетей и наличие подключения к ним у кинотеатра. Практическим ограничением на текущий момент является относительно невысокая скорость передачи данных этим способом.

В настоящее время практическое распространение в коммерческих масштабах получил только первый способ, использующий уже сложившуюся систему доставки пленочных копий. Остальные методы пока существуют в виде демонстрационных инсталляций или систем в стадии бета-тестирования. В частности, первой компанией, осуществившей передачу контента в свои кинотеатры через спутниковые каналы, была Boeing Digital Cinema (поглощенная в 2004 году AccessIT). В России технологии спутниковой доставки контента продвигает компания Urals Digital Cinema, в чьих планах к концу 2008 года оборудовать 50 кинотеатров в формате "мини-плекс".

В целом такое положение дел в сфере доставки контента существенно снижает практическую пользу для кинотеатров от внедрения цифрового показа, как мы увидим далее, так как сводит на нет многие из заявленных преимуществ технологии.

3. Система защиты контента от пиратства и кражи.

Дистрибьюторские компании традиционно предъявляют высокие требования к методам защиты информации от кражи и несанкционированного копирования. Одновременно с этим решается задача контроля соблюдения кинотеатром лицензионного соглашения на показ фильма. Поэтому указанная система включает в себя комплекс аппаратных решений, программных элементов и управленческих мер. Однако, как показывает практика других сегментов, связанных с распространением контента, – домашнее видео, кабельные сети, компьютерные игры и программное обеспечение,– техническая хакерская мысль развивается так же быстро, как и методы защиты.

В кинотеатре 'Иллюзиум' (Набережные Челны, Татарстан) установлен цифровой проектор Christie’s CP2000.
В кинотеатре 'Иллюзиум' (Набережные Челны, Татарстан) установлен цифровой проектор Christie’s CP2000.
В начальный период своего развития, который переживают сейчас технологии цифрового кинопоказа, большое значение имеет выработка общих отраслевых правил игры, с тем чтобы обеспечить баланс интересов всех участников рынка, преодолеть существующие технологические проблемы и несоответствия и обеспечить продвижение технологии на рынке. Эти вопросы решаются через различные отраслевые ассоциации (как уже существующие, так и вновь создаваемые), в которые объединяются компании-участники. Например, DCI – Digital Cinema Initiatives, DCPG – Digital Cinema Providers Group, NATO – National Association of Theatre Owners, EDCF – European Digital Cinema Forum и т. п.

Так, DCI, сформированная в 2002 году крупнейшими голливудскими студиями, выпустила свою первую версию стандартов цифрового кино в июле 2005 года. Однако работа по уточнению стандартов и внесению поправок в итоговый документ с тех пор не прекращается. В марте 2008 года была опубликована последняя версия (DCI Specification, Version 1.2.), которая доступна для ознакомления на сайте ассоциации (www.dcimovies.com).

Активное участие голливудских мейджеров в разработке отраслевых стандартов цифрового кино объясняется желанием иметь единый формат, в котором необходимо производить контент и таким образом избегать дополнительных расходов, связанных с необходимостью поддержки нескольких форматов. Кроме того, особое внимание в отраслевой спецификации студии уделяют вопросам защиты контента от несанкционированного копирования и кражи, что вызвано политикой противодействия пиратству и защиты авторских прав. Однако производители альтернативного контента не всегда могут (и не всегда стремятся) выдерживать такие высокие требования, это же относится и к производителям оборудования.

В результате сложились две системы цифровой демонстрации: D-cinema (цифровая кинопроекция) и E-cinema (электронная кинопроекция). D-cinema – это система высококачественной демонстрации кинофильмов, обеспечивающая максимальную защиту фильма от кражи и соответствующая требованиям DCI. E-cinema не предъявляет таких высоких требований к защите контента и используется для демонстраций рекламы, документальных фильмов, фильмов независимых производителей.

Продолжение >>>

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика