От цифирной школы – к цифровой

Мир постепенно "оцифровывается". Главы государств говорят о цифровом обществе на международных саммитах. Для бизнеса естественными стали виртуальные офисы. Дети не мыслят себя вне "цифры". А готова ли стать "цифровой" современная школа?

С.В. Кувшинов демонстрирует Д.А. Медведеву элементы цифровой школы.
С.В. Кувшинов демонстрирует Д.А. Медведеву элементы цифровой школы.
Новая "операционная" система

Впервые о "цифровой школе" заговорили в прошлом году в Череповце Вологодской области. Системный интегратор Polymedia с компаниями-партнерами – "Аквариус", "1С", "Кирилл и Мефодий" – при поддержке городской администрации переоборудовали по индивидуальному проекту школу №37, где состоялся конкурс "Учитель года-2007". А уже в октябре отдельные элементы "цифровой школы" были продемонстрированы Дмитрию Медведеву на Форуме лидеров приоритетного национального проекта "Образование" в Государственном Кремлевском дворце.

Сегодня "Цифровая школа" – это проект Лиги образования, объединяющей общественные организации, коммерческие структуры и профессиональных консультантов. Здесь обобщается опыт использования аудиовизуального оборудования, идет апробация новейших решений с возможностью масштабирования, в зависимости от особенностей (размеров, финансового положения, педагогической концепции и т. д.) и потребностей конкретных образовательных учреждений. Уже начата разработка их типовых моделей, формируется библиотека кейсов, создается система сертификации. Экспертами и консультантами проекта выступают представители ведущих компаний аудиовизуального направления, системные интеграторы, педагоги и руководители школ, достигших лучших результатов в области информатизации. В итоге этой большой работы в России появится сеть цифровых школ.

19 июня в Российском государственном гуманитарном университете состоялось Hi-Tech Show, посвященное вопросам цифрового образования. Участниками этого открытого образовательного форума стали ведущие производители аудиовизуального, компьютерного оборудования и специалисты в области информатизации образования. Диалог между производителями и потребителями – важная составляющая проекта, позволяющая снять предубеждение, что цифровая техника – это дорогие игрушки. Действительно, очень часто в образовательных учреждениях не используется и половина возможностей, которые заложили в "умные
устройства" талантливые инженеры.

Диалог продолжится на второй международной выставке Integrated Systems Russia 2008, которая пройдет в МВЦ "Крокус Экспо" с 30 октября по 1 ноября. "Цифровое образование" – так называется специализированная экспозиция, которую организатор выставки, компания "МИДЭКСПО", готовит совместно с компанией Integrated Systems Events и Лигой образования при поддержке Федерального агентства по образованию. На 200 квадратных метрах будет построен действующий прототип "цифрового образовательного учреждения". Цель проекта: внести вклад в развитие и реализацию приоритетного национального проекта "Образование", а также продемонстрировать новейшее оборудование и интеграционные решения для образовательных учреждений. Каждый по-
сетитель выставки сможет совершить "образовательные экскурсии"
по цифровым учебным аудиториям, медиатеке и даже спортзалу, посмотреть работу всего оборудования и воплощение решений в реальном времени.

Портал к знаниям

Структура экспозиции "Цифровое образование" на выставке Integrated Systems Russia, как и цифровая школа в целом, похожа на сеть и базируется на четырех узлах-центрах: "Информационный центр", "Центр управления", "Учебный центр", "Центр здоровья". Вокруг каждого узла – свое пространство, которое дополнит, а может, и изменит традиционное функциональное назначение школьных помещений.

"Информационный центр" включает в себя демонстрацию следующих модельных зон образовательного пространства: фойе, медиатека, медиастудия. Фойе станет местом презентации школы для ее обитателей и гостей, и прежде всего родителей; улучшится навигация по зданию, каждая табличка на кабинете станет своеобразным информером. На стенах будут представлены цифровые рамки Digital frame – постоянно сменяемые экспозиции, где могут быть показаны как работы профессионалов, так и творческие работы учащихся. Использование учениками индивидуальных смарт-карт позволит осуществлять контроль посещаемости. Цифровой паспорт станет и ключом, открывающим персональный шкафчик ученика, и электронным платежным средством, которым можно оплачивать питание, и библиотечным абонементом. Библиотека при этом будет не просто медиатекой – пространством для работы со всеми видами информации, но зоной интеллектуальной релаксации и поиска творческого вдохновения. Медиастудия объединит функции всех школьных СМИ, где главным станет корпоративный портал со всеми сервисами социальной сети, а также внутреннее телевидение и радио.

"Центр управления" продемонстрирует новейшие модельные зоны учительской, системного администратора, кабинета руководителя. В учительской можно будет проводить интегрированные педсоветы с коллегами из других школ. Благодаря интеллектуальным технологиям типа "умный дом" школа будет легко управляться небольшой мобильной администрацией. Цифровое сердце школы – сервер, на котором будут собраны все образовательные ресурсы, в том числе создаваемые поколениями педагогов. Системный администратор станет "властелином" цифровой техники, в том числе современной телефонной станции, позволяющей проводить телеконфереции и общаться при помощи интернет-телефонии с зарубежными коллегами, терминала для приема цифрового телевидения. Кабинет руководителя превратится в настоящий персональный ситуационный центр, позволяющий контролировать ход учебного процесса.

Главная зона экспозиции "Цифровое образование" – "Учебный центр". Здесь оборудование должно помогать раскрывать творческий потенциал педагога, делать процесс обучения ярким и интересным, открывать новые жанры передачи информации, давать детям импульс к самообразованию. В "Учебном центре" представлены различные кабинеты: естественных наук (физика, химия, биология, астрономия), филологии, творчества (изобразительное искусство, музыка, технология), а также актовый зал, учительская. Комбинации возможностей интерактивных досок, интерактивные стены, показ реальных трехмерных объектов, новое качество звука – вот современный арсенал в борьбе за знания. Учебное пространство должно моделироваться под разные задачи (проведение учебных и организационных мероприятий, театральные постановки, учебно-научные конференции, аудиовизуальные брейн-ринги), обеспечивать возможность проведения видеоконференций, видеомостов, видеолекций.

В "Цифровой школе" ученик может проводить весь день, и за его здоровьем должны наблюдать специалисты. "Центр здоровья" включает в себя мобильный спортивный зал, медицинский кабинет, комнату психологической разгрузки, столовую. Именно в детском возрасте возникают болезни, с которыми люди мучаются всю жизнь. Поэтому с помощью умных цифровых приборов постоянный анализ здоровья и его профилактика станут незаметными и ненавязчивыми, что позволит уменьшить заболеваемость. Благодаря тестированию психоэмоционального состояния подростков школьные психологи помогут справляться с трудностями переходного возраста, а учителя подберут педагогические инструменты под индивидуальные потребности ребенка. Ну и, конечно, спорт, который обеспечит полноценную физическую нагрузку. При этом ничто не мешает развернуть в коридоре мобильную спортивную площадку, построенную по цифровой технологии интерактивных игровых тренажеров.

Портал знаний – компьютерная модель аудитории цифровой школы
Портал знаний – компьютерная модель аудитории цифровой школы
Одновременно 30 октября, в первый день работы выставки, пройдет конференция "Ответы образования на вызовы цифрового века".

Кому это выгодно?

Проект Лиги образования "Цифровая школа", как и экспозиция "Цифровое образование" в рамках выставки Integrated Systems Russia 2008, – не рекламная и не маркетинговая акция. Цель проекта – не продвижение чьих-то конкретных решений или увеличение рыночной доли отдельных компаний. Задача более амбициозная – сделать рынок образования ориентированным на потребности конечных потребителей: школьников, родителей и педагогов, которые с помощью цифровой техники могут добиться больших результатов. И, конечно, на потребности "покупателей" – муниципальных администраций и органов государственной власти, которые смогут спланировать и оптимизировать инвестиции в развитие IТ инфраструктуры, выбирая решения по своему бюджету и возможностям.

Говорят, что цифры правят миром. В XVIII веке Петр Первый инициировал открытие сети светских бесплатных цифирных школ. В них принимали детей всех слоев населения, а основным был курс цифири – арифметики с началами геометрии. Именно на математику великий преобразователь возлагал большие надежды, верил, что она увеличит число грамотных людей в стране. У каждого времени свои приоритеты – и на смену цифирным приходят цифровые учебные заведения
 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика