ММДМ: НЕТ ПРЕДЕЛОВ СОВЕРШЕНСТВУ

meyaer_bolsh.jpgСпустя 10 лет после открытия Светлановский — главный — зал Московского международного Дома музыки зазвучал по-новому. Мы решили разобраться, кто этого добился и что для этого было сделано.

Почти все АВ-специалисты, в разговоре с которыми мы упоминали Светлановский зал Московского международного Дома музыки (ММДМ), отмечали, что установка в нём электроакустической системы Meyer Sound Constellation — уникальный и один из самых заметных АВ-проектов, реализованных в столице, а то и во всей России в последние годы.

Система была инсталлирована и запущена в конце ноября прошлого года, а примерно год спустя — в начале декабря 2013 года в Москву снова приехал главный специалист по системе Constellation Джон Пеллоу (John Pellowe) из компании Meyer Sound — в Светлановском зале он продемонстрировал работу системы сотрудникам компаний-инсталляторов и представителям СМИ. Помимо этого, он произвёл тонкую настройку системы, учитывающую опыт работы с аналогичными системами, приобретенный за прошедший год во всем мире.
Это дало отличный повод — и возможность — побеседовать с участниками проекта и выяснить у них интересные детали работы над ним.

А в чём, собственно, дело?

Дело в том, что уже с самого открытия ММДМ в 2002 году его главный концертный зал — Светлановский, названный по имени выдающегося дирижёра Евгения Светланова, — вызывал нарекания по части акустики. В частности музыканты и слушатели отмечали проблемы с распространением звука в районе сцены и партера — не помогла даже отделка помещения «самым лучшим в мире “акустическим” деревом» — сибирской лиственницей.

После установки органа — самого большого в России — выяснилось, что несмотря на огромные возможности инструмента, его звучание в имеющихся акустических условиях оставляет желать много лучшего.
«Проблема в том, что энергия со сцены просто исчезает — стены отражают звук вверх, в то время как они должны были бы возвращать его назад [в зал]», — пояснил Джон Пеллоу.

Поэтому с подачи Правительства Москвы в 2012 году к десятилетию ММДМ был организован конкурс на оборудование зала электроакустической системой Constellation от американской компании Meyer Sound. Эта система позволяет с одной стороны компенсировать недостатки в области акустики помещения, а с другой — «настроить» зал под разные виды музыки.

Система Constellation была выбрана по рекомендации президента Московского международного Дома музыки скрипача и дирижёра Владимира Спивакова — он познакомился с нею, выступая в Nokia Concert Hall в Таллинне (Эстония), и остался очень доволен её возможностями, указал Джон Пеллоу.
По словам Владимира Марченко, генерального директора компании Digital Sound Systems (DSS), проводившей работы по установке системы, единственным альтернативным способом ликвидации недостатков, связанных с акустикой помещения, была бы его  перестройка. Стоимость таких работ в сравнении со стоимостью работ по оборудованию зала системой Constellation, приобретала астрономические масштабы. «Фактически, не существовало иного разумного способа создать в зале нормальную акустику, кроме как установить в нём систему Constellation», — считает г-н Марченко.

rekovaia.jpgКак работает система Constellation

Система Constellation состоит из комплекса микрофонов, платформы цифровой обработки звука и активной акустики (подробная статья о ней опубликована в номере «InAVAte русское издание» за май-июнь 2010 года). Звук улавливается микрофонами, подаётся для обработки на процессоры D’mitri. Те в свою очередь обсчитывают время реверберации, ранние отражения, громкость и «теплоту» звука и подают полученный сигнал на громкоговорители системы.

В задачи Constellation не входит усиление или изменение звука — только исправление дефектов акустики или создание новой геометрии зала. Constellation — это система, которая работает независимо от другого АВ-оборудования, она является частью зала, а не системы звукозаписи, звукоусиления (хотя её элементы, по словам сотрудника DSS Евгения Евстратова, могут при необходимости использоваться для записи выступлений).

Важно отметить, что Constellation — это масштабируемая система, которую можно установить в различных помещениях — вне зависимости от их размера и конфигурации. Существуют не только стационарные варианты Constellation, но и мобильные — одним из таких пользовался Cirque du Soleil на гастролях.
Уникальной особенностью Constellation в ММДМ является использование не стандартных стационарных подвесов для микрофонов и громкоговорителей над сценой, а «мобильных»: над сценой микрофоны и громкоговорители закреплены на лебёдках российской фирмы «Гелла», позволяющих всего за одну минуту изменить положение (поднять или опустить) всего массива оборудования, что оказалось необходимым Дому музыки.

«Мы создаём вторые стены внутри помещения, — сказал г-н Пеллоу, — виртуальные. Мы снимаем ранние отражения микрофонами над сценой и затем перераспределяем эти ранние отражения обратно для музыкантов и аудитории, постепенно увеличивая задержку и ослабляя их. Мы также можем компенсировать недостаток низких частот в зале, сделать звук более плотным — это одна из основных причин, почему в ММДМ была установлена Constellation — без неё звук был слишком “тонким”.
Нам необходимо было обеспечить четыре коммуникационных процесса: зал должен слышать, что происходит на сцене; исполнители должны слышать друг друга; исполнители должны слышать аудиторию; и зрители должны слышать друг друга. Constellation — это единственная система, которая позволяет удовлетворить все эти требования».

Специалисты Meyer Sound отметили также, что Constellation может работать со звуком разной громкости — в том числе при её малых уровнях, что очень важно для ММДМ.

Как это делалось и что получилось

Весной 2012 был составлен предварительный проект оборудования Светлановского зала. Затем был организован конкурс на право доработки проекта, инсталляции и облуживания системы. Победителем конкурса была объявлена московская компания Digital Sound Systems — по словам её генерального директора Владимира Марченко, выйти победителями ей позволили «квалификация сотрудников и гибкость руководства». К моменту начала работ специалисты DSS прошли обучение по работе с Constellation и первыми в России получили сертификаты на установку и обслуживание этой системы.
Идеологию системы — принципиальную схему расположения микрофонов и громкоговорителей — проектируют в компании Meyer Sound после проведения обмеров помещения и изучения его акустических свойств. Затем за дело берутся инсталляторы, в задачи которых входит совмещение дизайн-проекта Meyer Sound с конструкцией здания. Реализация проекта заняла примерно шесть месяцев — с начала июня по конец ноября 2012 года.

Основные работы велись во время летнего перерыва между концертными сезонами. За это время были смонтированы громкоговорители и микрофоны в зале и над сценой, система лебёдок для микрофонов и громкоговорителей сценической части системы. Процессорная часть — то есть DSP и блоки входов-выходов плюс дополнительное оборудование — поместилась в два рэковых шкафа (один расположен в запотолочном пространстве, а другой, обслуживающий микрофоны и громкоговорители, установленные под и над балконами, — в студии звукозаписи, в противоположной стороне зала — это сделано для того, чтобы длина медной линии не превышала 100 м и не возникала деградация сигнала). В системе имеется два типа сетей — контрольная, соединяющая основные управляющие модули, и сеть передачи звука (стандарта AVB), соединяющая процессоры с блоками входов/выходов.
Особую гордость у частников проекта — и в частности у Михаила Раппе, главы компании «Гелла», выполнявшей субподрядные работы по поставке и монтажу системы лебёдок, — вызывает система закрепления микрофонов и громкоговорителей над сценой.
Управление лебёдками полностью интегрировано в управляющий модуль Constellation, с которого производится настройка всей системы.

meyer_sound_lemur.jpgПо отзывам представителей Meyer Sound, сопряжение управляющих, протоколов Liftmaster и Constellation было непростой задачей, с которой, однако, специалистам обеих компаний удалось справиться с большим успехом. По словам г-на Раппе, его сотрудникам также пришлось изрядно потрудиться в ходе реализации проекта — в частности, непосредственно на месте в кратчайшие сроки разработать и внедрить уникальный двойной привод со стальным несущим тросом для закрепления громкоговорителей над сценой.
«Meyer Sound свою систему настраивают с точностью до фазы, это позволяет им не только добавлять ранние отражения, но и гасить их, — продолжает Михаил Раппе. — Поэтому им потребовалась точность позиционирования оборудования до 1 см на 20 метрах выноса, а система Liftmaster обеспечивала точность до 10 см». Инженерам «Геллы» удалось оперативно решить эту проблему, внедрив датчики положения кабеля с лазерной гравировкой отсчётов.

В системе предусмотрено четыре положения микрофонов и громкоговорителей над сценой — от самого нижнего, сервисного (1 м), до «полностью убрано» (11,45 м), применяемого при использовании в зале проекционного экрана.
Первый раз Constellation в ММДМ включили в сентябре 2012 года, а затем началась окончательная настройка системы после инсталляции всех компонентов — эти работы проводились американскими специалистами Meyer Sound.

«Мы продаём Constellation не как просто набор оборудования, но как комплекс устройств и услуг, начиная с дизайн-проекта. Оборудование мы не устанавливаем — мы приезжаем, когда оно уже установлено, проводим первичные испытания, калибруем, настраиваем, — рассказал Джон Пеллоу. — Потому что громкоговорители, микрофоны и другие компоненты хотя и высокого качества, но они не могут ничего сделать сами по себе, без человеческого фактора. Так что когда система была установлена год назад, мои коллеги из научного департамента Meyer Sound откалибровали её, приехав сюда, — каждый микрофон и каждый громкоговоритель, чтобы они должным образом взаимодействовала с залом. После приехал я, чтобы “озвучить” систему — сделать так, чтобы она хорошо звучала для артистов и для зрителей». В целом настройка оборудования заняла несколько недель.
Для Constellation в Светлановском зале специалисты Meyer Sound по заказу ММДМ создали 12 пресетов — Amplified Rock, Chamber Music, Amplified Musical, Short Symphony, Long Symphony, Choral Music, Organ и другие.

Обычно, по словам представителей Meyer Sound, используется гораздо меньшее количество наборов настроек. После выбора пресета оператор может подстроить некоторые параметры, не меняя сам пресет, и сохранить сделанные настройки. Настройка и управление системой осуществляется либо с панели Meyer Sound MS-LEMUR (на базе сенсорного ЖК-экрана) на пульте звукооператора в зале, либо с любого ПК или мобильного устройства при подключении к веб-серверу. Отметим, что пресеты включают не только настройки для микрофонов и громкоговорителей, но и для лебёдок. Имеется также возможность проверки работы каждого элемента системы оператором.

Все манипуляции операторов с системой записываются в логфайлы, которые доступны для специалистов Meyer Sound удалённо. По словам Джона Пеллоу, в будущем специалисты Meyer Sound получат возможность удалённого тестирования системы.
Всего в зале было установлено 48 микрофонов — 32 в основной части зала и 16 над сценой.

Микрофоны в зале, над местами зрителей принципиально отвечают за реверберацию, а микрофоны над сценой — за реверберацию и ранние отражения. Звук с этих микрофонов идёт в процессор ревербераций и в процессор ранних отражений. Вычислительная часть системы состоит из основных процессоров, матричных процессоров и процессоров DVRAS (три DVRAS заняты моделированием реверберации, а четвёртый — иными задачами). После обработки он выводится на более чем 200 громкоговорителей.
С установкой системы оказались восстановлены нормальные показатели реверберации и ранние отражения, добавлен «объём звука», озвучена ранее бывшая «мёртвой» зона под балконами. Руководство Дома музыки и лично Владимир Спиваков были очень довольны результатом работ — то же касалось и музыкантов оркестра, которые в первые же минуты работы системы заметили изменения к лучшему в акустике зала.

Трудностей во время реализации проекта практически не возникло — все субподрядчики Digital Sound Systems отработали в штатном режиме. Партнёры, с которыми DSS работала в Светлановском зале, являются давними партнёрами компании — это стало причиной их привлечения к проекту.
После инсталляции между ММДМ и DSS действовал договор о гарантийном обслуживании системы, а по окончании гарантийного срока будет заключён договор о техническом обслуживании системы.

«Взаимоотношения с работниками Дома музыки складывались совершенно нормально, хотя поначалу там отнеслись к нам с недоверием или, лучше сказать, с настороженностью. Однако когда увидели, как мы работаем, — особенно на этапе монтажа системы, — все успокоились и работа шла в штатном режиме, — рассказал Владимир Марченко. — Единственное, из-за  чего пришлось немного понервничать — это небольшие задержки с поставками оборудования, что не помешало завершить все работы к установленному договором сроку».

Что дальше

Что же касается дальнейшей работы Constellation в Светлановском зале, то Джон Пеллоу планирует и в будущем приезжать сюда, чтобы каждый раз делать систему ещё лучше.
«Моя работа делается в два этапа — сначала производится первичное “озвучивание”. Этот этап мы прошли осенью прошлого года, — пояснил г-н Пеллоу. — Дальше мы оставляем систему работать на несколько месяцев или на год и затем возвращаемся, чтобы, учтя реакцию пользователей, наш опыт эксплуатации Constellation по всему миру и результаты наших научных исследований, внести какие-либо улучшения. В этом зале задача была не только увеличить реверберацию, но и добавить ранние отражения, сделать звук теплее в целом, улучшить, усилить “низы”.
Полагаю, что за эти два приезда мне удалось этого добиться. Я намерен приезжать сюда каждый год и совершенствовать систему дальше.

Я также не против поработать над расширением системы, если у руководства Дома музыки появится такое желание, — можно было бы добавить больше громкоговорителей в зоне под балконом».
Если говорить о российской стороне, главным итогом установки Constellation стало то, что Москва получила (спустя 10 лет после постройки) крупный концертный зал с нормальной акустикой — первый за сто с лишним лет. А АВ-отрасль в России смогла улучшить свои компетенции.
«На этом проекте мы не заработали состояние, но получили огромный — очень важный — опыт и приобрели отличную репутацию», — считает Владимир Марченко.

Хотя Джон Пеллоу не дал никакой конкретной информации о будущих проектах Meyer Sound, связанных с установкой Constellation в других залах в России, он уверил нас в интервью (которое вы можете увидеть на нашем YouTube-канале), что такие проекты, несомненно, будут. С ним согласен и Владимир Марченко из DSS: «В России масса “кривых” с точки зрения акустики концертных залов, так что поле применения такой системы у нас в стране очень широкое», — считает он.

Вообще, в мире в 2014 году система Constellation будет установлена примерно в 20 залах. О некоторых из них мы непременно расскажем в будущих номерах журнала.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика