РОБОТЫ НАСТУПАЮТ

Платформа Android всё больше проникает в профессиональную АВ-среду. На ней уже работают немало плееров для Digital Signage и конечных устройств для ВКС. Какие проблемы и какие новые возможности открываются с приходом маленьких зелёных роботов?

androids_pic.jpgСогласно данным исследования, проведённого фирмой Kantar Worldpanel ComTech осенью этого года, около 70% новых смартфонов, продающихся во Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании, работают под управлением ОС Android.

В России аналогичная картина: у нас, по информации исследовательской компании IDC, ОС Android продолжает лидировать с показателем, превышающим 75%.

И поэтому если вы ещё не встречали Android-устройства в АВ-инсталляциях, то скоро будете вынуждены познакомиться с ними — и весьма близко.

Устройства под управлением Android на профессиональном АВ-рынке можно разделить на две группы — в первой окажутся смартфоны и планшеты, которые после установки специальных приложений превращаются в пульты управления и устройства для пользователей на видеоконференциях. Ко второй будут относиться медиаплееры и микрокомпьютеры, в том числе Chromecast (о нём ниже). Они хоть и появились совсем недавно, но в настоящее время уверенно завоёвывают рынок.

Причина роста популярности планшетов в АВ-инсталляциях заключается в том, что вслед за устройствами на Apple iOS и приставкой Apple TV конечные пользователи и заказчики оценили удобство работы с Android-гаджетами в быту и решили внедрить их и на рабочем месте. Теперь перед интеграторами встаёт задача адаптации платформы к нуждам АВ-среды в профессиональном секторе. Эксперты отмечают, что такая адаптация продуктов Apple отняла немало времени и сил.

Устройства из второй группы постепенно пробираются на рынок решений Digital Signage, вытесняя с него медиаплееры на базе Windows CE и Mac OS X. Этот тезис подтверждается ростом количества медиаплееров, которые производители выводят на рынок, чего они не стали бы делать, если бы такие плееры никто не покупал. Данный рост обеспечивается не только предложением со стороны производителей и запросом от конечных пользователей, но и готовностью интеграторов использовать и продавать решения на базе Android.

Разработчики решений пользуются такой готовностью. Так, израильская компания NoviSign — производитель решений для Digital Signage на базе Android — специализируется на работе с вертикально ориентированными организациями — розничной торговлей, образовательными учреждениями и здравоохранением. Она предлагает им простые продукты, рассчитанные на работу в сетях небольшого размера (к примеру во врачебных кабинетах).

На покупателей они выходят, используя компании-интеграторы как канал продаж. «Наш бизнес ориентирован главным образом на системных интеграторов, которые понимают, что могут предложить клиенту решение, не требующее больших вложений», — рассказал Ави Вашковер (Avi Vashkover), соонователь компании NoviSign.

Их коллеги из британской Screenreach также отдают продажи дистрибьюторам. «Мы предлагаем платформу доставки контента ScreachTV — Android-плеер с нашим собственным софтом и сильно переработанной прошивкой, — рассказала Джорджия Ракусен (Georgia Rakusen), глава отдела стратегического партнёрства Sreenreach. — Мы сдаём наши устройства в аренду на объекты для использования с экранами через сеть дистрибьюторов. Дистрибьюторы в данном случае — это компании, предлагающие АВ-решения в барах, пабах и т.д.».

Продвижению и мобильных устройств, и встроенных решений на базе Android помогает то, что они дешевле в сравнении с специализированными АВ-продуктами. К примеру, крупная американская компания-интегратор Whitlock предлагает своё программное решение v-Scheduler (софт, отвечающий за составление расписаний для мероприятий и видеоконференций) в комплекте с Android-планшетом Sony Experia. «Аналогичное по функционалу решение на базе специально разработанного для таких целей устройства обошлось бы в $3000, а мы предлагаем наше за несколько сотен долларов», — отметил вице-президент Whitlock Джулиан Филлипс (Julian Phillips).

Одно из Android-решений, которое, похоже, без проблем проникнет в профессиональную АВ-среду с потребительского рынка, — это появившийся в продаже в США этим летом медиаплеер Google Chromecast. Он представляет собой устройство длиной около 7 см, предназначенное для воспроизведения потокового видео и звука из Интернета при подключении к HDMI-порту телевизора или дисплея (дополнительное питание идёт с USB-порта). Во Всемирную сеть оно выходит через локальную беспроводную сеть, а работа с потоковым контентом осуществляется либо через приложения, либо через программу, напоминающую по функционалу и интерфейсу браузер Google Chrome.

Такой продукт мог бы оказаться востребован в переговорных, где пользователи хотели бы в дополнение к обычной интерактивной доске иметь и решения для воспроизведения видео, но не имеют возможности установить соответствующее профессиональное оборудование.

«Chromecast — это хороший продукт, и он может отвоевать свою долю рынка», — считает Джон Павлик (John Pavlik), директор по архитектуре и дизайну в компании Crestron. Проблема же, как и ранее с получившим распространение за рубежом медиаплеером Apple TV, заключается в том, что Chromecast разработан для потребительского рынка. «Можно ли должным образом встроить его в профессиональную среду? Можно, но это будет непросто, — считает г-н Павлик. — Нам пришлось немало поработать с Apple TV и, похоже, придётся поработать не меньше с Chromecast».

Проблема разнородности

Одна из сильных сторон платформы Android — это наличие большого выбора устройств с разной производительностью и ценой. И это же — её главный недостаток, особенно когда речь идёт о смартфонах и планшетах, так как порождает проблему разнородности «железа».

Это особенно заметно на примере сегмента решения для видеоконференцсвязи (ВКС). Разработчики здесь должны быть уверены, что их приложения будут удобны и полезны для пользователя, по крайней мере, на наиболее распространённых смартфонах и планшетах. К примеру, компания LifeSize Communication утверждает, что её приложение для ВКС ClearSea будет уверенно работать примерно на 50 моделях мобильных устройств, поскольку оно было на них протестировано.

Интеграторы, работающие с клиентами, желающими организовать у себя мобильный доступ к ВКС, должны в первую очередь выяснить, внедрена ли в организации концепция BYOD.

Если да, то это обостряет проблему разнородности. Если заказчик выдаёт сотрудникам смартфоны и планшеты, то определить аппаратные возможности (объём оперативной памяти, размер и разешение дисплея, частоту процессора) и версию ОС (в нашем случае Android) гораздо проще. А вот если каждый приходит на совещание со своим устройством, то неизбежно встанет вопрос с их совместимостью — с системой в целом и друг с другом.

В отличие от Apple iOS, половина пользователей которой по статистике устанавливают обновления ОС в течение недели после их выпуска, картина в мире Android гораздо менее однородна. Сегодня примерно на 28% Android-устройств установлена версия Gingerbread, вышедшая более трёх лет назад. Другие 20% работают под управлением версии Ice Cream Sandwich, возраст которой — около двух лет.

Такие различия становятся проблемой для разработчиков профессиональных АВ-приложений, так как они рискуют внедрить в своём продукте функции, которыми не смогут пользоваться 20% пользователей.

«Android — это постоянно развивающаяся система, и обеспечение совместимости софта с предыдущими версиями [для разработчиков является нетривиальной задачей, а сама такая совместимость далеко не все-гда гарантирована, — отметил Саги Субоцки (Sagi Subocki), директор по продукту в Radvision, входящей в состав Avaya. — Поэтому интеграторы систем ВКС должны проводить тесты, адаптировать свой продукт к поведению, функционалу и возможностям разных ОС и гарантировать поддержку длинного списка версий Android, чтобы поддерживать уровень сервиса для клиентов на должной высоте».

Выходом для разработчиков ПО может стать внедрение в приложение функции распознавания версии ОС и автоматической адаптации к её возможностям. Такой подход использует компания Christie — их софт после установки определяет версию ОС и изменяет своё поведение в соответствии с этим. Этот подход, однако, требует денег и времени на этапе разработки. Внедрение HTML 5 — это ещё один способ ликвидации про-блемы разнородности платформ — причём не только в отношении разных версий Android, но и вообще в отношении мобильных ОС. Веб-приложения на базе HTML 5 для пользователя выглядят, как обычные установленные на гаджет приложения, но на самом деле они работают в браузере. «Хотя у HTML 5 есть явные преимущества — кроссплатформенность и независимость от версии ОС — у него имеются и недостатки, — отмечает Джоэл Сент-Дени (Joel St-Denis), менеджер по продуктам компании Christie. — Первое что мы заметили — это скорость реакции приложения. Когда речь идёт о средствах управления [АВ-системами], мы все хотим, чтобы оно равнялось нескольким микросекундам, а не двум-трём секундам, как пока получается на практике».

Проблема разнородности неодинаково выражена в разных сегментах рынка. «В сфере аренды и проката операторы чаще используют самые новые устройства и скорее обновляют софт до последней версии, — продолжает г-н Сент-Дени. — Мы ориентируемся в первую очередь на этот сектор, поэтому при разработке приложений мы имеем в виду новейшие версии. Но вместе с тем стараемся обеспечить поддержку и более старых устройств».

Примечательно, что использование Android, как и iOS, может служить как причиной разнородности, так и решением этой проблемы. Если взять для примера крупное предприятие с несколькими локациями, оно будет иметь огромный набор пользовательских интерфейсов управления, которые появились в разное время по мере  роста компании. Разнородность устройств в такой ситуации может быть причиной снижения производительности труда и увеличивать стоимость поддержки: к примеру, сотрудник, проводящий презентации в разных офисах, вынужден тратить время на адаптацию к новому пользователь-скому интерфейсу на каждом следующем рабочем месте — и, возможно, обращаться за помощью к техниче-ским специалистам. Если поставить управляющее приложение на Android-гаджет, пользователю необходимо будет изучить лишь один интерфейс.

Проблема надёжности

Скромные требования ОС Android к аппаратным возможностям устройств позволяют эффективно работать с клиентами, чувствительно относящимися к стоимости решения. Но и тут встаёт важный вопрос: выдержит ли дешёвое решение режим непрерывной работы?

Однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя, так как значительная часть Android-устройств — в первую очередь медиаплееров — сравнительно недавно появились на рынке и статистических данных относительно их работы пока нет. Но даже ограниченный опыт их использования показывает: операционная система такой режим работы выдерживает.

«ОС Android очень крепко сделана, — считает г-н Филлипс из компании Whitlock. — А надёжность устройства зависит от качества компонентов, производителя и т.д. — и не зависит от того, стоит на нём Windows CE или что-нибудь ещё».

Ещё один фактор надёжности — качество приложений, установленных на платформу — программного медиа-плеера и другого софта. Здесь проявляется двойственность Android, связанная с его большей (в сравнении с Apple iOS) открытостью: в силу такой открытости разработчики имеют большую свободу в создании функциональных возможностей, диверсифицированных в зависимости от сегмента рынка. В то же время эта свобода даёт простор для совершения ошибок, которые могут проявляться уже во время ежедневной работы. И есть шанс, что они наложатся на разнородность «железа».

«Мы разработали мощное ПО для недорого медиаплеера на основе базового софта Android, чтобы он мог работать так же стабильно, как какой-нибудь планшет от Samsung, — говорит г-н Вашковер из компании NoviSign. — Это было непросто, но мы это сделали.

Получившийся продукт способен стабильно работать в режиме 24/7/365 с ограниченным временем простоя.

Но если пользователь перегружает устройство, например, загружая на него HD-видео, оно может сломаться.

Это стало для нас вызовом, но дало отличный результат для клиентов. А для работы под большой нагрузкой у нас есть и системы на базе Windows».

И что же теперь делать?

android_inavateonthenet.jpgАудиовизуальные и информационные технологии в последние десять лет постепенно сливаются, поэтому многие компании-интеграторы заставляют своих работников приобретать навыки из области IT и проходить соответствующую сертификацию (например CCNA), чтобы поддерживать компетенцию и иметь возможность конкурировать с IT-интеграторами, которые всё дальше проникают на АВ-рынок. Но на сегодняшний день АВ-интеграторам, по-видимому, не стоит нанимать сотрудников с навыками программирования для Android. Одна из причин в том, что как за рубежом, так и в нашей стране уже существует огромное сообщество программистов, способных разрабатывать приложения для Android — их услугами можно пользоваться на временной основе.

«Если нам нужно было бы разработать какое-нибудь решение на базе Android, мы отдали бы это на аутсор-синг. Но я предвижу, что на каком-то этапе нам придётся иметь собственный персонал, обладающий такой квалификацией», — заметил Джулиан Филлипс из компании Whitlock.

Ещё одна причина, по которой собственные программисты АВ-компаниям пока не нужны, заключается в том, что производители АВ-оборудования разрабатывают Android-продукты так, чтобы они были как можно проще в установке и в использовании. Потенциальная опасность здесь заключается в том, что чем проще программа для Android, тем более вероятно, что конечные пользователи однажды заметят, что услуги профессиональных АВ-интеграторов им не нужны — особенно если речь идёт о совсем небольшой и несложной системе.

В любом случае, от маленьких зелёных роботов вскоре будет не скрыться и в АВ-среде, а значит, к их наше-ствию стоит быть готовым.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика