ОТЧЁТ О СРАВНЕНИИ ЦИФРОВЫХ МИКШЕРНЫХ ПУЛЬТОВ

Представляем новый маркетинговый проект журнала «InAVate русское издание» — публичное экспертное сравнение конкурентного оборудования. Руководитель проекта Анатолий Вейценфельд рассказывает о первом опыте.

sravnenie_560.jpgУ нового InAVate’овского проекта всего одна задача — принести пользу АВ-сообществу. И целых три цели: во-первых, предоставить поставщикам проАВ-оборудования новый экспертный инструмент поддержки продаж. Во-вторых, дать покупателям новый квалифицированный инструмент принятия решений о покупке. В-третьих, консолидировать профессиональное сообщество на общей платформе расширения компетенций.

Звучит лихо и слегка пафосно? Пусть: в офисе редакции успешно прошло первое публичное экспертное сравнение конкурентного оборудования. Начать мы решили с цифровых микшеров ценового диапазона 100…160 тыс. рублей. На рынке есть несколько таких «бюджетных» моделей, вызывающих большой интерес в силу относительной финансовой доступности и достаточно широких возможностей.

Чтобы эти возможности проанализировать и предоставить потенциальным покупателям объективную информацию о тестируемой аппаратуре, мы пригласили в редакцию экспертов разных поколений — гуру отрасли Дмитрия Сухина, звукорежиссёра оркестра им. Олега Лундстрема Сергея Балакирева, директора прокатной компании «Первая звуковая» (и в прошлом также звукорежиссёра) Геннадия Кравцова, звукорежиссёров Наталию Морозову (группа Кати Лель) и Кирилла Чижа (зал РАМ им. Гнесиных).

Если представители старшего поколения имеют большой опыт работы еще на аналоговых консолях, то молодежь привыкла к использованию ультрасовременных гаджетов, и нам было интересно получить мнение тех и других об упомянутом оборудовании.

На суд экспертов были представлены три цифровых микшера: Allen&Heath Qu-16, Roland M200i и Soundcraft Si Expression 3. Тем, кто удивится последней модели, поясню: ждали Expression 2, но по ряду причин нам предоставили большую модель 3, а поскольку они различаются только числом каналов и фейдеров, будем условно считать все объекты сравнения равными по «калибру».

mixers_sravnenie.jpgТехнику представляли специалисты компаний-дистрибьюторов: Алексей Буравлев из «МиксАрт» (Allen&Heath), Антон Кочубей из A&T Trade (Soundcraft); в процессе знакомства экспертов с техникой они давали пояснения и отвечали на возникавшие вопросы. К сожалению, не смог участвовать в сравнении Сергей Борзов из RSG (Roland).

У нас не было возможности провести инструментальное сравнение — измерить технические параметры сигнального тракта пультов (АЧХ, К.Н.И. и проч.). Кроме того, было принято решено не анализировать пресловутое «качество звучания» — по общему мнению, модели одной ценовой категории звучат примерно одинаково, а мельчайшие нюансы можно выявить только при прослушивании в специальном помещении на специальных тестовых сигналах, и практическая ценность такого анализа минимальна — в реальной концертной работе на искажения сигнала микшер влияет в гораздо меньшей степени, чем другие компоненты аудиотракта. Для конечных пользователей гораздо важнее «производственные» качества: удобство в работе, функциональная оснащенность, доступность и скорость обращения к функциям, понятность интерфейса (в т.ч. интуитивная) — иными словами, эргономические качества. Ну и разумеется, надежность и стабильность в работе.

Перед экспертами было поставлено несколько последовательных задач. Сначала они просто осмотрели аппараты, познакомились с элементами управления и составили общее впечатление об организации «рабочего пространства», то есть всей совокупности органов управления, индикаторов, дисплеев, панели разъемов и т.п.

Здесь необходимо отметить главную особенность цифровых микшеров — различия в дизайне их панелей управления, способов доступа к тем или иным функциям, организации маршрутизации и т.п. Проще говоря, для того, чтобы произвести какую-то операцию, нужно нажимать разные кнопки, крутить разные ручки и при этом произвести разно количество манипуляций. В этом коренное отличие современных цифровых микшеров от аналоговых, которые за несколько десятилетий существования унифицировались. В этом отношении цифровые микшеры представляют собой полный разнобой, и человек, освоивший один микшер, может потратить массу времени, чтобы сообразить, как проделать те же действия на другом.

Интерфейсы и маршрутизация

Для начала мы предложили экспертам оценить связь между интуитивностью интерфейса и скоростью работы. Микшеры были выключены, к каждому подключили микрофон. Требовалось включить питание и как можно быстрее добиться появления сигнала на выходе консоли. Тут, надо сказать, результаты были сходными, микрофон зазвучал довольно быстро, хотя количество нажатий на кнопки было разным. Тем не менее, наши гости отметили, что степень удобства при выполнении это самой простой операции была разной.

Затем эксперты обратились к более углубленному изучению возможностей маршрутизации сигнала. Например, можно ли перебросить сигнал с одного канала на разные выходы, как организуются посылы и возвраты. Здесь были выявлены различия как в возможностях, так и в способах реализации.

Наиболее «богатым» показал себя Soundcraft: у него возможности перенаправления сигналов более развитые, да и 16 XLR-выходов говорят сами за себя. Однако коммутационная панель Allen&Heath выглядит не менее внушительной: все микрофонные XLR-входы продублированы линейными TRS, имеется 10 XLR-выходов для миксов и т.д. Это дает больше возможностей при работе с внешними устройствами.

В нашем распоряжении были две многодорожечные сессии — биг-бенд на 19 и джазовое трио на 6 треков. Мы подключали к аналоговым линейным входам микшеров многодорожечный (8 выходов) аудиоинтерфейс Focusrite Saffire PRO 26. Но, например, к Soundcraft можно подключить только 4 «линии», к Roland — 6, и только к Аllen&Heath целых 16, так что пришлось обойтись только джазом.

Встроенные процессоры обработки сигнала

Во всех объектах сравнения имеется по четыре процессора эффектов (см. таблицу), на входы и выходы которых можно назначить любые входы/выходы пульта и соответственно выбрать aux/mix для посыла сигнала. Можно один и тот же вокал с одного канала отправить одновременно на два разных холла и дилэя.

В общем, маршрутизация сигналов и эффектов во всех тестируемых пультах оказалась очень гибкой.

Возможность воспроизведения и записи аудио

Roland напрямую позволяет воспроизводить и записывать два стереомикса (на флешку и в планшет), а для многодорожечной записи нужно подключать компьютер через Ethernet-порт и устанавливать ASIO-драйвер. Soundcraft для многодорожечной записи требует инсталляции опциональной карты расширения. А вот Allen&Heath дает возможность проводить полноценную многодорожечную запись и воспроизведение (до 18 дорожек) со специально форматируемого внешнего диска, подключаемого к порту USB на верхней панели. К другому порту USB можно подключить компьютер Apple Macintosh – в этом случае Мас опознает микшер как аудиоинтерфейс, в списке подключенного аудиооборудования появляется надпись Qu-16, и можно будет с помощью любой установленной на компьютере программы (Logic, Pro Tools, Performer, Cubase, Garage Band и т.д.) воспроизводить через пульт многодорожечную запись (до 32 треков), а на пульте обрабатывать треки встроенными эффектами и микшировать.

Аналогично можно производить прямо в компьютер и многодорожечную запись. Т.о., проблем с виртуальным саунд-чеком при использовании этого пульта не будет. Другие исследованные микшеры такой возможности не имеют.

Управление с помощью планшетов

Опытным путём в ходе нашего мероприятия было установлено, что все тестируемые модели могут работать с мобильными гаджетами через Wi-Fi, для каждой модели существуют программы под iOS (для некоторых и под Android), но для подключения требуется внешний роутер. Только Roland имеет специальный разъем (и провод в комплекте) для прямого подключения iPad.

Планшет ставится на удобный (идущий в комплекте к аппарату) пюпитр и обеспечивает сенсорное управление микшером. Учитывая, что собственный дисплей Roland’а очень маленький, монохромный и не сенсорный, к цене пульта придется прибавить стоимость планшетника — без него работать с некоторыми важными функциями будет очень сложно и неудобно, особенно на концерте.

В итоге

Мы предложили экспертам письменно оценить конкурентные микшеры по следующим параметрам: функциональная оснащенность, интуитивность интерфейса, доступность функций, удобство работы, качество звука и дополнительные возможности. Каждому параметру каждой модели каждый эксперт давал оценку по пятибалльной шкале, затем оценки суммировались.

В итоге Soundcraft Si Expression 3 набрал 144 балла, на втором месте Allen&Heath Qu-16 со 138 баллами, а Roland M200i получил 126 баллов. При этом личные рейтинги почти у всех экспертов совпали с общим, то есть оценка моделей была ровной и единогласной.

В заключение хотелось бы поблагодарить наших гостей-экспертов за непредвзятый, профессиональный подход к работе, представителей компаний-дистрибьюторов — за предоставленное оборудование, и лично Владимира Марченко из компании Digital Sound Systems — за дружеское участие: он предоставил в распоряжение экспертов великолепную акустику для прослушивания — миниатюрные широкополосные громкоговорители Meyer Sound MM4 с субвуфером MM-10ACX.

Полная версия статьи и техническая характеристика каждого оборудования доступны в мартовском номере "InAVate русское издание"  

Подробный видеоотчёт о мероприятии вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале InAVate TV.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика