НОВИНКИ АУДИО НА PLS 2014 – ОБЗОР

Анатолий Вейценфельд посещает выставку Musikmesse и Prolight + Sound во Франкфурте уже в 15-й раз, но снова готов поделится своими впечатлениями о новинках в области аудиооборудования.

pietro_sutera_prolight_ps_017.jpg

Впервые мне довелось побывать на тогда еще просто Musikmesse еще в прошлом столетии (!) и вся эволюция звуковых технологий и оборудования за прошедшие полтора десятилетия, что называется, проходит перед глазами. Хорошо видно, что менялось радикально, где произошли настоящие революции, а что происходит очень неторопливо. Кое-где видны и «тупики истории» - решения, которые в свое время казались радикальными, но в итоге не получившие развития и не оправдавшие надежд. Но отличить революционное от тупикового позволяет только время, хотя всегда хочется угадать самую жизнеспособную тенденцию.

Революционные решения

Были и на нынешней выставке обращающие на себя внимание необычные экспонаты. Вот, казалось бы, незатейливый маленький микшер Si Performer 1 от Soundcraft – самый маленький в серии. 16 микрофонных входов, 16 XLR-выходов, свободно назначаемые фейдерные слои, 8 VCA и 8 Mute групп, трехканальный (LCR) выход, 20 микс-шин, 4 процессора эффектов от Lexicon. Есть HiQNet-порт, цифровые входы и выходы AES/EBU, wordclock… Все это очень солидно, тем более для маленького бюджетного микшера, но все же ничего невероятного. А вот наличие в микшере интегрированных функций управления световыми приборами по DMX – это решение пока уникальное. Кажется, это первый интегрированный звукосветовой микшер, позволяющий одному оператору управлять и звуком, и светом, что весьма экономично в небольших залах. Удобно ли – это другой вопрос.

Еще одна инновация – от итальянской компании Powersoft: серия усилителей Х из двух моделей, восьмиканальной и четырехканальной. Оба выдают до 5,2 кВт на канал (на 2 Ома) и оснащены не только обычным для компании корректором фактора мощности и новой технологией SRM (Smart Rails Management), но и машрутизатором и полнофункциональным процессором обработки сигнала Armonía Pro Audio Suite. Кроме того, они поддерживают цифровой вход AES, два расширенных цифровых потока Dante и аналоговые входы, предоставляющие выбор из четырех различных источников сигнала на канал.

powersoft_x_series.jpg

Развитый маршрутизатор фактически может функционировать как патч-бэй, что является революционным решением для усилителей. Усилители Х-серии одинаково пригодны для концертных и профессиональных стационарных инсталляций. Модульная конструкция позволяет подключать разъемы XLR, speakON или Phoenix, в зависимости от конкретных требований. И наконец, интегрированный Wi-Fi модуль позволяет использовать усилители серии X, чтобы управлять ими с помощью любого смартфона или планшета через пользовательский интерфейс, специально разработанный для локального мониторинга.

По существу, с таким аппаратом все, что нужно для построения сложной мультисценической системы усиления – это микшер, собственно усилитель и акустика. И это тоже одна из главных тенденций в современной звукотехнике – функциональная интеграция, универсализация устройств. Эта же тенденция присутствует и в упомянутом выше звукосветовом микшере Soundcraft.

powersoft_mforce_diffusorb.jpg

В прошлом году компания Powersoft представила революционную новинку – супер-субвуфер M-Force, работающий не по принципу звуковой катушки, а использующий находящуюся в переменном плоском магнитном поле толстую стальную пластину, стержень на конце которой прикреплен к верхушке конуса огромного 30" диффузора из толстого жесткого пластика - полипропилена.

powersoft_2.jpgУсилие толчка диффузора с такой приводной push-pull системой составляет свыше 330 кг, а диапазон охватывает от 10 до 150 Гц. Этот акустический монстр позволяет подвести к нему мощность до 15 кВт! Тогда это изобретение казалось экзотическим и вызывало сомнение в практичности, но вот прошел год, и оно уже используется – американские производители акустики приобрели более ста экземпляров M-Force и встраивают их преимущественно в кинотеатральные системы. Кроме того, он использовался вместе с усилителем Powersoft K10 мощностью 9 кВт на прошедшей в феврале ежегодной церемонии Grammy Awards.

Впрочем, и этот гигант теряется рядом с экспериментальной работой инженеров из компании Alex Audio из Западной Украины - они создали динамик диаметром 80 дюймов!

alexaudio.jpg

По словам разработчиков, пока что это рекламно-демонстрационный вариант, но один экземпляр уже куплен, и кроме того, сделан акустический расчет для кабинета под такой динамик – его объем должен составить около 5 тысяч литров. В наше время трудно предсказывать будущее, и кто знает, может быть эта техническая шутка найдет себе реальное применение?

Аудио микшеры

И все же наибольшее количество новинок пришлось, как и можно было ожидать, на цифровые микшеры. Последние 2-3 года появляется все больше относительно компактных недорогих «народных» микшеров, в том числе от производителей, ранее микшерами не занимавшихся.

Вот и компания QSC, известная, прежде всего, своими усилителями, выпустила небольшой микшер TouchMix, который, как мне кажется, может стать настоящим хитом продаж. Его уникальная особенность в том, что на месте физических фейдеров – сенсорная панель, переключаемая при необходимости на разные функции, подобно дисплею в компьютерных программах.

qsc_touchmix16.jpgРазработчики TouchMix пошли дальше общей тенденции и заменили встроенным планшетом большую часть регуляторов.

Интересно, что две модификации микшера имеют почти одинаковые размеры – дело в том, что входные разъемы и регуляторы уровня Gain расположены в 16-канальной модели на верхней панели в два ряда, а в 8-канальной – в один, а ширина у них одна и та же. TouchMix-16 имеет 20 входных каналов (16 комби XLR-TRS и 2 стереовхода TRS) при шести мониторных маршрутах и четырех маршрутах для процессора эффектов. На каждом входном канале имеется 4-полосный параметрический эквалайзер, ВЧ- и НЧ-фильтры, гейты и компрессоры.

qsc_screen.jpgНа всех выходах, включая Aux, есть графический эквалайзер, фильтры,  динамическая обработка и задержка. Имеются 8 DCA и 8 Mute групп. Процессоры эффектов включают все стандартные виды обработки: реверберация, хорус, эхо и т.п. К микшеру можно подключить и iPad, для чего в комплекте прилагается миниатюрный роутер. Разумеется, настройки и сцены можно сохранять как в самом микшере, так и на внешнем USB-носителе. TouchMix-8 отличается от старшей модели тем, что у него 12 входов (8 комби XLR-TRS и 2 стереовхода TRS).

Признаюсь, я потратил на стенде QSC гораздо больше времени, чем планировал: на каждый микшер подавались сигналы с многодорожечных фонограмм, были подключены наушники – и оторваться от интуитивного процесса микширования было невозможно!

Впрочем, куда дальше пошла малоизвестная у нас американская компания Slate Pro Audio, показавшая интереснейшую систему Raven MTi. По существу это цифровая рабочая станция в виде 27" мультисенсорного дисплея (6 касаний, HD разрешение) размером с реальный микшерный пульт, позволяющая работать с экранным микшером как с настоящим, быстро переключая окна на различные функции.

slate_raven.jpgRaven совместим с plug-and-play и соединяется с компьютером при помощи стандартных кабелей DVI и USB 2.0. С рабочей станцией Raven MTi интегрируется через протокол NeyFi, присутствующий в текущих версиях всех основных производителей, что дает пользователю возможность управлять всеми параметрами основной программы-редактора (Pro Tools, Logic и др.) через сенсорный интерфейс.

raven_mti.jpgМожно улучшать рабочую среду и усовершенствовать рабочий процесс через настраиваемые пользователем элементы управления. Компания сейчас активно разрабатывает мультисенсорные версии популярных плагинов для Raven.

Микшеры PreSonus Studiolive вполне традиционны по дизайну, однако насыщены функционально, имеют удобный и эстетически приятный интерфейс, и главное универсальны, что и отражено в их названии. Из студии среднего формата они легко переместятся в среднего формата концертный зал. Их популярность растет, что нашло отражение и в результатах нынешней премии MIPA (см. публикацию в этом же приложении), где пульт Studiolive 32 победил в номинации «Микшеры для проджектных студий». На выставке были представлены новые версии Studiolive AI в 16-, 24- и 32-канальном вариантах.

presonus_studiolive_24.jpgВсе микшеры имеют возможность группировки в 4 группы, встроенные порты FireWire800 для записи и виртуального саунд-чека (до 48 каналов в Studiolive 32). Микшеры оснащены 4 шинами эффектов. Консоли продаются со специальным Wi-Fi/LAN адаптером, а также имеют встроенный Ethernet-порт. Судя по всему, Studiolive уверенно теснит лидеров рынка бюджетных цифровых микшеров.

stagetec_polaris.jpgЕще одна интересная новинка в категории микшеров, на этот раз в области высшего ценового класса – это консоль-контроллер Polaris от Stagetec. Компания Stagetec, как известно, специализируется на театральном звукоусилении, хотя далеко не каждому театру по карману ее консоли, точнее микшерные системы. Консоль Polaris включает фейдерную панель и 19" мультисенсорный дисплей.

stagetec_polaris_2.jpgНесколько консолей можно соединить по Ethernet в большую систему. В базовой версии система включает консоль на 16 фейдеров и 16 двойных энкодеров, 21" мультисенсорный монитор, рэковый модуль (64 входа и выхода MADI и 64 канала DSP), плюс сценический рэковый модуль – 256-канальный TDM-маршрутизатор. Кроме MADI, в системе может использоваться специальная карта NEXUS, передающая 16 каналов в обоих направлениях. Главное достоинство системы – в ее масштабируемости и приспосабливаемости под самые разные задачи.

На рынок концертных микшеров уверенно вышла и компания Solid State Logic – одна из мировых лидеров в сфере студийных и вещательных консолей. Новинка так и называется – SSL Live, и дебют компании в области концертного оборудование хотелось бы отметить, думаю, он и не останется незамеченным, несмотря на крайне плотную насыщенность рынка этого типа оборудованием.

Как это сейчас повсеместно распространено среди микшеров высшего класса, система состоит из нескольких частей: консоли и внешних сценических модульных рэков.

ssl_live.jpgКонсоль оснащена 36 фейдерами - 3 блока по 12 фейдеров, причем один из блоков размещен на наклонной плоскости рядом со встроенным сенсорным дисплеем – довольно необычное решение. Как всегда в случаях цифровых микшеров, количество фейдеров не имеет отношения к количеству входных каналов и тем более каналов микширования. На задней панели микшера есть 32 аналоговых входа и 32 аналоговых выхода XLR, по 8 цифровых входов и цифровых выходов формата AES/EBU, но можно подключить аналогичные внешние модули, есть также микрофонный сплиттер на 32 входа и выхода, а также различной емкости модули MADI. Выпущен также отдельный MADI-концентратор. Все это делает SSL Live очень мощной микшерной системой для больших туровых проектов.

В новой разработке так или иначе использованы знаменитые достижения компании Solid State Logic в области студийных микшеров. Огромное функциональное разнообразие, неограниченные возможности обработки и эффектов, гибкая маршрутизация, продуманный удобный и красивый интерфейс с графическими иконками музыкальных инструментов, автоматизация и сохранение сцен и настроек, наконец, знаменитый звук SSL -  все это присутствует и здесь. Скажу лишь о новой функции, известной звукорежиссерам больших студий звукозаписи и пост-продакшн, но ранее не встречавшейся в концертных микшерах – возможности формирования Stem-групп.

Еще одна уникальная функция в новом микшере – возможность с помощью своего рода объектно-ориентированного программирования произвольно  менять местами блоки в маршрутизации сигналов. В общем, система очень богатая и сложная, думаю, у нее большое будущее, несмотря на наверняка солидную цену.

Микрофоны

Теперь обратимся к микрофонам. Яркой новинкой от DPA стала обновленная версия миниатюрных микрофонов серии d:screet 4060 - Necklace Miniature Omni Microphone, то есть микрофон вокруг шеи.

dpa_microfon.jpgНенаправленный капсюль 4060 уже известен и широко используется в театрах, лекторами, телеведущими, но раньше этот микрофон крепился на оголовье или петлице, теперь же он находится на необычном «ошейнике». Вероятно, в некоторых случаях такое расположение предпочтительней – все покажет практика.

lewitt_lct_550.jpgАвстрийская компания Lewitt существует совсем недолго – ее дебют на Musikmesse состоялся в 2010 году, я хорошо помню, как впервые увидел это название и заинтересовался микрофонами необычного вида, ведь у ламповых микрофонов Lewitt стеклянная передняя стенка – чтобы было видно лампу.

Несмотря на молодость, компания выпускает почти два десятка моделей нескольких серий. В студийную серию LCT Authentica входит семь моделей, в том числе две ламповые - 940 и 840.

Новинкой этого года стала кардиоидная модель LCT 550 – разработчики сенсационно заявили, что у этого микрофона нет собственных шумов – 0 дБА (при измерении электронного тракта), 3 дБА (с учетом Броуновского движения)!

Ещё одна инновация компании - микрофон DGT 650. В обычном режиме он работает как XY-микрофон (стерео), а при переключении в режим Singer/Songwriter принимает акустический моно сигнал и одновременно - линейный сигнал через порт USB (!), к которому подключается через специальный 18-контактный разъем.

Невозможно было пройти мимо легендарных ленточных микрофонов американской компании Royer Labs, нечасто встречающихся в наших студиях. В свое время Дэвид Ройер радикально изменил дизайн ленточных микрофонов – от огромных "кирпичей" типа RCA-44 они перешли к миниатюрным приборам, похожим на микрофоны-"пушки".

Фирма выпускает одиннадцать моделей микрофонов в трех сериях – R, SF и Live. Возглавляет модельный ряд R-121. Выполненный в компактном корпусе типа shotgun, R-121 имеет направленность типа "восьмерка". Для него (как для всех ленточных микрофонов) характерны натуральный звук и плоская АЧХ. Удалось существенно повысить уровень выдерживаемого звукового давления – как известно, именно перегрузка всегда была слабым местом классических ленточных микрофонов. R-121 выдерживает уровень звукового давления в 135 дБ на частоте 20 Гц, что для "ленточника" превосходно!

royer.jpgМикрофон особенно хорош он для голоса: низы избавлены от бубнения, а высокие частоты – от сипоты. Есть у данной модели интересное свойство – при близком расположении тыловая сторона микрофона (вторая половина "восьмерки") дает более яркий звук, чем передняя, так что для ближней зоны пользователь получает фактически два микрофона с разной окраской звука.

R-122 – активный ленточный микрофон. Чувствительность R-122 достигает чувствительности конденсаторных микрофонов (до -37 дБ), что дает возможность использовать с ним любой микрофонный предусилитель. Дальнейшим развитием активных ленточных микрофонов стал первый в мире ламповый ленточный микрофон R-122V. В нем используется пентод в режиме триода 5840W, а выход собран на трансформаторе фирмы Jensen.

У микрофонов Royer серии Live более тонкая диафрагма, за счет этого она чуть медленнее отрабатывает переходные процессы и дает более мягкие верха. Это было сделано по рекомендации известных концертных звукорежиссеров. У этой серии логотип фирмы красного цвета, в отличие от зеленого у студийных.

Многим, в том числе и в России, известны инструментальные навесные микрофоны голландской компании SD Systems, отличающиеся высоким студийным качеством передачи звука. Несколько лет назад компания исчезла с рынка (и выставки во Франкфурте), ее сайт работал в архивном режиме. Но вот радостная весть – компания вернулась на рынок, пока с теми же моделями, что и выпускались ранее, но, по словам руководителя компании, ведутся и новые разработки.

C большой помпой преподнесла свою новинку и немецкая компания Schoeps – это кардиоидный конденсаторный микрофон V4 Uс малой диафрагмой. Корпус микрофона имеет необычную форму, отсылающую нас к модели СМ51/3 более чем 60-летней давности! Электронная схема микрофона построена на FET-транзисторах.

schoeps.jpgМикрофон держит максимальный уровень звукового давления в 144 дБ, имея при этом уровень собственных шумов в 15 дБА. Интересной особенностью модели является возможность наклона головки капсюля относительно корпуса на угол до 20 град.

Британская микрофонная компания Sontronics довольно молодая – ей 10 лет. Полагаю, у нас ее знают мало, хотя компания имеет в России дистрибьютора. Из двух десятков выпускаемых моделей выделю две. Первая – это очень необычный стереомикрофон Apollo, представляющий собой ленточный XY-микрофон по системе Blumlein.

sontronics.jpgУ него непривычная решетка капсюля – очень воздушная, полупрозрачная. Благодаря этому звук передается чисто и неокрашенно, что нехарактерно для ленточных микрофонов. Другой микрофон – это динамическая модель Halo, предназначенная для съема звука с гитарных комбиков. Микрофон имеет нарочито старомодный дизайн, так что может использоваться и вокалистами, поющими классический джаз и ретро-музыку – в сочетании с соответствующими костюмами и антуражем он будет смотреться очень стильно.

Акустические системы

Обратимся теперь к акустическим системам, точнее, к принципиальным технологическим новинкам в этой сфере. Прежде всего, в области компактных систем продолжается рост популярности т.н. вертикальных массивов, которые у нас не очень почтительно называют «селедками». Это узкие колонки из большого числа маленьких СЧ/ВЧ-динамиков в сочетании с субвуфером, содержащим усилитель для сателлитов. По качеству звучания они, конечно, несколько уступают традиционным акустическим системам, но при необходимости в компактной, малозаметной, легкой и достаточно громкой системе они незаменимы. Стандартный вариант – это колонка, установленная на субвуфере, для чего там обычно имеются специальные разъемы.

hk_elements.jpgРассмотрим возможности и параметры вертикальных массивов на примере одного из лучших «образцов жанра» - комплекса HK Audio Elements. Разные варианты этой системы включают две модели узких колонок: с четырьмя (модель Е 435) и восемью (Е 835) СЧ/ВЧ-и динамиками размером 3,5 дюйма в каждой, и трех моделей субвуферов: Е110 Sub A, Е110 Sub AS и E210 Sub AS. Несмотря на разницу всего лишь в одну буквы в названии и практически идентичный внешний вид, различие между Е110 Sub A и Е110 Sub AS огромно – во второй модели расположено 2 усилителя мощностью 600 Вт, а в первой – только один. Это дает возможность подключать к Е110 Sub AS вдвое больше колонок. В субвуфере E210 Sub AS размещены два усилителя по 1200 Вт.

Главное достоинство системы – в ее масштабируемости: можно устанавливать колонки одна на другую, причем для этого не требуется никаких проводов, так как разъемы находятся на торцах колонок и коммутация происходит в момент установки одной колонки на другую. Благодаря возможности варьирования моделей в комплекте можно собрать как скромную, так и довольно мощную систему. (На фото показан максимальный вариант из 6 колонок и двух субвуферов).Звучание комплекта, а мне довелось его слушать в разных помещениях, было очень солидным – яркие, разборчивые и чистые высокие частоты, нейтральная и читаемая середина и крепкий глубокий низ. Клубную концертную программу такой комплекс озвучит без проблем, причем он не займет места даже на самой маленькой сцене. Там, где компактность и незаметность акустики играют большую роль, такие системы - просто решение всех проблем.

Впрочем, у HK Audio есть решение и для тех, кому нужна еще более компактная акустика – это сверхминиатюрная серия Lucas Nano, включающая две маленькие колонки размером с мультимедийные мониторы и компактный субвуфер. Серия состоит из версий Lucas Nano 300 и Lucas Nano 600. Lucas Nano 300 включает СЧ/ВЧ-колонки с одним или двумя 3,5" динамиками и 8" субвуфер с двухканальным усилителем для НЧ- (160 Вт) и СЧ/ВЧ- (2 х 35 Вт) каналов. Lucas Nano 600 включает СЧ/ВЧ-колонки с одним или двумя 4,5" СЧ-динамиками и одним или двумя 1" ВЧ-динамиками и 10" субвуфер с двухканальным усилителем для НЧ (300 Вт) и СЧ/ВЧ (2 х 80 Вт) каналов. В блоке субвуфера находится встроенный трехканальный микшер, а при сборке комплекта колонки убираются в специальную полость в субвуфере и там закрепляются, что необычайно удобно при перевозке.

Комплект Maui 44 от компании LD Systems довольно солиден для данного класса усилительных систем. СЧ/ВЧ-компонент состоит из 16 3,5" динамиков и двух 1" твитеров от Celestion, нагруженных на волновод. Субвуфер содержит два 12" НЧ-динамика и два усилителя с DSP общей мощностью 1600 Вт. Уровень звукового давления системы достигает 129 дБ. Усиление субвуфера и всей системы регулируется раздельно.

nova.jpgEuphoria от Nova представляет собой наиболее крупный вариант компактных вертикальных массивов. Ее колонка ЕX600 содержит 6 5" динамиков и и планарный волновод, на который нагружен драйвер с 2" звуковой катушкой.

Звуковое давление составляет 133 дБ, а мощность 800 Вт. В комплекте идет и субвуфер ЕХ 318 SUB, содержащий 18" динамик, трехканальный усилитель (2 х 800 Вт + 1600 Вт) и 4-канальный контроллер с DSP.

Теперь немного о настоящих линейных массивах для озвучивания концертов и массовых мероприятий. Новую систему Aero 2 показала испанская компания DAS Audio. Она состоит из широкополосных кабинетов Aero (4 модели разной мощности) и 12 моделей субвуферов.

Aero 40A – это трехполосный компонент линейного массива, который включает в себя коммутацию для дистанционного мониторинга и управления. Уникальная конфигурация Aero 40А содержит фирменную разработку Advanced Line Array System (ALAS) включающую 12” динамик с тыловой нагрузкой на НЧ-рупор. Средние частоты воспроизводятся новым 8” громкоговорителем, специально разработанным для Aero 40А. Высокие частоты воспроизводятся двумя компрессионными драйверами М-75N, нагруженными на волновод BPS-2912.

das_audio.jpgТрехканальный усилитель класса D работает в ключевом режиме (SMPS) и оснащен комплексной защитой для усилителя и для компонентов. Мощность усиления на НЧ составляет 1000 Вт, на средних частотах 500 Вт и на ВЧ 500 Вт. Электронная часть Aero 40А содержит новейшие цифровые сигнальные процессоры с FIR-фильтрами. АЦП/ЦАП-конверторы позволяют существенно улучшить динамику, снизить искажения и добиться очень низкого уровня шума. Дистанционный мониторинг и управление осуществляется с помощью фирменной сети DASnet, специализированного приложения для управления системой. Субвуфер LX-218R содержит два новых длинноходовых преобразователя 18LX, представляющий значительное улучшение по сравнению с предшественниками благодаря повышенной  мощности и одновременно понижению искажениий и компрессии мощности. Динамики работают на фазоинвертор на передней панели.

Новинку в области линейных массивов показала и американская компания Meyer Sound. Модель называется LYON и представляет собой младшую, т.е. более компактную версию серии LEO. По мнению разработчиков, система дает реальную линейность звукоизлучения. Выпущены две версии с разными характеристиками направленности. Активный субвуфер 1100-LFC дополняет комплект мощным четким басом. Управление системой (speaker management) производится с помощью программы Galileo Callisto.

…Таковы краткие впечатления от прошедшей выставки ProLight + Sound во Франкфурте-на-Майне. Разумеется, нельзя объять необъятное, и с сожалением констатирую, что за рамками обзора осталось много интереснейших экспонатов… Информация о них будет появляться в новостях и обзорных статьях по новому оборудованию. А мы будем ждать следующих выставок и следующих новинок.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика