ОБЗОР РЫНКА ВСЕПОГОДНЫХ ГРОМКОГОВОРИТЕЛЕЙ

gromkogovoriteli_3.jpgКогда как не весной писать о всепогодных громкоговорителях? В начале летнего сезона самое время обсудить положение дел на этом рынке и вспомнить основные характеристики такого рода устройств.

Устройства для воспроизведения звука окружают нас повсюду — не только в помещениях, но и на открытом воздухе. Они могут иметь самые разные формы и назначение, но у всех у них есть общие свойства, которые определяются условиями их работы. В этом обзоре мы кратко перечислим общие характеристики всепогодных акустических систем и выясним у наших экспертов, представителей российских и зарубежных компаний-производителей и дистрибуторов такого оборудования, как обстоят дела на рынке всепогодной акустики и какие новые тенденции на нём наблюдаются — если они наблюдаются, конечно.

Технические особенности

gromkogovoriteli.jpgНачнём с того, что уличная — или всепогодная акустика — делится функционально на два типа. Акустические системы первого типа применяются в составе систем массового оповещения и для управления эвакуацией (СОУЭ).

Их задача — передать звуковое, прежде всего речевое, сообщение на большое расстояние, и качество звука при этом не особенно важно или, по крайней мере, не является основополагающей характеристикой громкоговорителя. А что является, так это мощность, разборчивость речи, звуковое давление и угол рассеивания звука (в случае, если необходимо передать звук в каком-то конкретном направлении) — то есть способность донести до аудитории речевое сообщение и «перекричать» при этом шум окружающей среды. Сюда можно отнести громкоговорители рупорного типа, звуковые колонны, «звуковые прожекторы» и т. д.

Совершенно другие требования предъявляются к защищённым громкоговорителям второго типа — ненаправленным аудиосистемам разного размера и мощности для развлекательных мероприятий с более широким, чем у «рупоров», диапазоном передаваемых частот и, возможно, но не обязательно, меньшим уровнем звукового давления. Сюда можно отнести традиционные «корпусные» или потолочные громкоговорители, а также модели, помещённые в декоративный корпус, напоминающий камень или кадку с цветами и т. д. В некоторых случаях такие модели громкоговорителей внешне почти не отличаются от комнатных аналогов, что делает практически незаметным для пользователя переход, скажем, из закрытого зала ресторана на открытую веранду. Пример такого решения — акустические колонны Audac AXIR и AXIR-O (где буквой «O» обозначается outdoor-модель) Для чего бы ни использовались уличные громкоговорители, они должны быть надёжно защищены от воздействия окружающей среды, то есть в первую очередь от воздействия влаги и пыли и проникновения посторонних предметов. Степень защищённости электромеханических устройств от воздействия окружающей среды определяется рядом документов, в которых прописаны требования к оболочке этих устройств и их конструкции. Самый известная система классификации степеней защиты известна как IP Code — она разработана Международной электротехнической комиссией и опубликована в международном стандарте IEC 60529 (в России известен как ГОСТ 14254-96).

Настоящий стандарт распространяется на группировку изделий для обеспечения информационных технологий, электротехнические и приборостроения напряжением не более 72,5 кВ. Сюда попадает и уличная акустика. Степень (или класс) защиты, согласно этому документу, обозначается буквами IP и двумя цифрами, где первая характеризует защищённость от проникновения внутрь устройства твёрдых частиц и предметов, а вторая — от проникновения влаги.

Устройства с невысоким классом защиты можно применять на улице — например, под навесами.

Защитой от влаги и твёрдых частиц, впрочем, дело не ограничивается — уличные громкоговорители должны также выдерживать высокие и низкие температуры, вибрацию, воздействие морской воды — сильнейшего фактора коррозии, а также, возможно, падения с большой высоты (вдруг рупор унесёт ветром).

Способность электронных устройств противостоять такого рода воздействиям, а также продолжительность воздействия могут описываться рядом других стандартов — к примеру к системам СОУЭ могут применяться требования стандарта европейского EN54 и соответствующих российских норм пожарной безопасности, а в случае с outdoor-акустикой в приморских районах или на морских судах особую актуальность приобретает стандарт IEC 60068-2-11, описывающий «выносливость» материалов и устройств под воздействием соляного тумана.

Иногда акустические системы тестируются по национальным армейским стандартам — в армии, как известно, требования к надёжности очень высоки, а условия эксплуатации намного жёстче, чем на «гражданке».

Отсюда вывод: выбирая всепогодную акустику под каждый конкретный проект, стоит внимательно изучать возможности акустических систем в части их защищённости не только против жидкости и твёрдых частиц — это общее место — но и против воздействия прочих неблагоприятных факторов.

Основополагающее значение, помимо конструкции громкоговорителей, имеет по понятным причинам качество материалов и комплектующих. И никакой экономии здесь быть не может. Отсюда главная особенность надёжных защищённых громкоговорителей — высокая стоимость. Это плавно подводит нас к обсуждению изменений на рынке всепогодной акустики в последние пару лет.

gromkogovoriteli_2.jpgО технологиях и ценах

Примечательно: серьёзных изменений стоимости оборудования и решений на рынке всепогодной акустики нет, как нет и серьёзных изменений технологического характера — такое мнение выразили практически все опрошенные нами эксперты. В чём тут дело? На этот вопрос нам ответил руководитель отдела PRO AUDIO российской компании-дистрибутора «АРИС» Денис Коломиец: «Этот сегмент рынка очень мало подвержен изменениям, — считает он. — Разработка защищённой акустики, подбор материалов, налаживание технологического процесса занимает довольно длительное время, поэтому если у производителя появляется удачная модель, она обычно становится “хитом” и без изменений продаётся годами, если не десятилетиями».

А специалист Отдела маркетинга компании «РИВА» Александр Бахматов уточняет: «Да, прорывных новинок всепогодной акустики по рынку не наблюдается. Если изменения и есть, они, как правило, заключаются в эволюции уже существующих моделей — используются новые, более устойчивые материалы, появляются новые элементы декора», — полагает он.

В то же время г-н Бахматов отметил расширение сферы применения систем направленного звука, а главный инженер компании «Музыкальный Арсенал» Сергей Катаев обратил внимание, что до рынка всепогодной акустики дошли технологии передачи звука по сети: «В последнее время чаще используются распределённые системы с не очень мощными громкоговорителями. Чаще стали использоваться активные громкоговорители небольшой мощности», — заметил он.

Ещё один «генеральный тренд» подчеркнул Стюарт Арчибалд (Stuart Archibald) менеджер по продукции компании Tannoy: «Требования к качеству передачи звука растут — это общая тенденция. Системы звуковоспроизведения на открытом воздухе в этом отношении не исключение. Простого дешёвого рупора уже недостаточно».

А что же распространение технологии и систем digital signage — неужели оно не оказало никакого влияния на рынок всепогодной акустики? Ведь кажется, будто добавление звуковой составляющей в уличные DS-системы — логичное развитие такого вида коммуникации. Но нет — такое влияние если и есть, то оно мало заметно.

«Мы не сталкивались с подобными проектами: по нашему опыту, пока визуальная реклама чаще всего остаётся именно визуальной», — рассказал Денис Коломиец из «АРИС». Ни в одном DS-проекте акустическую составляющую не использовали и специалисты компании «СНК-Синтез» — так утверждает менеджер по развитию бизнеса компании Евгений Глинский. «Но мы думаем, что это весьма перспективный рынок, — отмечает он, — будущее именно за такими системами. С единственной оговоркой: громкоговорители должны быть не просто компактными, но и с не очень большим звуковым давлением. Условно говоря, чтобы в 5-7 м их уже не было слышно — чтобы получалась своего рода “индивидуальная” реклама». Пока же использование акустики на наружной рекламе приносит хлопоты и не очень популярно в России, считает Александр Бахматов из компании «РИВА», так как на излишний шум из динамиков могут быть жалобы — как со стороны простых граждан, так и со стороны контролирующих органов (СЭС). «Наиболее выгодным с системами DS в таком случае является использование всепогодных динамиков направленного звука — например, производства Panphonics, — указал г-н Бахматов. — Они не будут шуметь на всю округу, а будут слышны только в определённой, выбранной заказчиком точке».

А Евгений Глинский из «СНК-Синтез» напомнил о существовании в России федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», принятой в 2011 году. «Речь в ней во многом идёт о создании/переоборудовании в городах и на критически важных объектах систем безопасности жизнедеятельности населения на основе… digital signage, — говорит г-н Глинский. — Проще говоря, систем, предлагающих стандартный набор видов контента: рекламные ролики, новостная лента (сводка погоды, курсы валют, местные новости), спецпредложения, — и в то же время, в случае возникновения стихийных бедствий или ЧС, готовых перейти на аудио- и видеотрансляцию правил поведения для местного населения с информацией о мерах предосторожности и местах эвакуации. И всё это на муниципальном, городском, региональном и федеральном уровнях». Есть о чём задуматься специалистам, добавляет он. Другие опрошенные нами эксперты также не исключают расширения сферы применения всепогодной акустики в связи с ростом популярности систем digital signage.

Что же касается стоимости оборудования, то и тут все гладко, почти неподвижно и предсказуемо: само по себе стоимость всепогодных решений в последние год-два практически не менялась, а поскольку всепогодная акустика как правило производится в США и Европе, то её стоимость в России колеблется вместе с курсом валют и в последнее время лишь растёт.

Полную версию статьи читайте в апрельском номере журнала «InAVate русское издание»

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика