Интерактивный музей: ИНТересно и активно!

Готовы ли российские музеи взять на вооружение новейшие АВ-технологии? Татьяна Фиалкова, заместитель директора компании "Интмедиа", делится впечатлениями о прошедшей выставке "Интермузей".

ImageВсероссийский музейный фестиваль, в рамках которого проходит выставка “Интермузей”, в этом году проводился в десятый раз. Это событие традиционно объединяет российские и зарубежные галереи и музеи различного профиля. Одним словом – музейный костяк. Среди участников выставки есть и компании-инсталляторы, работающие с музеями, среди них – “Интмедиа”.

В этом году АВ-технологии как никогда ранее использовались в проведении фестиваля. Почти на каждом стенде нами как партнерами этой выставки были инсталлированы плазменные панели и ЖК-мониторы, мультимедийные проекторы и интерактивные доски для того, чтобы музеи смогли представить свою интерактивную программу или видеофильм.

Ведь сегодня интерактивная часть музейной жизни становится все более органичной, и у музейщиков появилось понимание, как эту интерактивность применить.

Организатор выставки Татьяна Кибальчич отмечает, что сейчас музеи движутся по направлению, по которому уже несколько лет идут учреждения образования. Получилось так, что образовательные технологии ушли немного вперед по отношению к технологиям, используемым в сфере культурных учреждений. И теперь вдруг музеи увидели, что можно взять в современных образовательных системах и современной образовательной ситуации (например, внедрение интерактивных досок) и как это применить на практике.

Для иностранных участников выставка тоже была интересна: они увидели, что российский музейный рынок сегодня готов воспринять новые технологии.

Можно привести несколько примеров.

  Татьяна Фиалкова,  заместитель директора компании
Татьяна Фиалкова, заместитель директора компании
Представители немецкой компании Reier, производящей эксклюзивные витрины, прокомментировали, что именно за последний год российский рынок учреждений культуры очень сильно вырос, окреп и готов воспринять их как поставщиков уникального музейного оборудования высокого класса.К сожалению, речь идет пока только о западных разработках в этой области.Сейчас очень актуальны 3D технологии. Вот и на “Интермузее” была представлена одна кинопроизводственная компания, которая показала свои 3D фильмы, в том числе научные, экспозиционные, просветительские.

Отдельная тема – 3D сканирование. Интересен пример немецкой фирмы ARCTron. Ее директор, археолог и компьютерщик, создал специализированную компанию для того, чтобы делать музейные проекты. 3D сканирование, конечно, очень дорогая технология, но ведь какое высокое качество мы получаем! У этих сканеров может быть несколько областей применения в музейной области и сфере культурного наследия. Напрмер, ARCTron сканировали миниатюрные кельтские скульптуры. Вы можете увидеть на экране через стереоочки увеличенную 3D проекцию, допустим, статуэтки, подробно разглядеть ее, при этом различая фактуру материала. Во-вторых, по такой же технологии можно снимать и воссоздавать места, куда посетители не могут попасть, например археологические памятники. Наконец, можно реставрировать и воссоздавать утерянные объекты. Допустим, скульптуру, от которой всего-то и осталось, образно говоря, рука, полноги и четверть головы, – можно “достроить”, а потом воссоздать в натуральном размере. И это не только технологическое достижение, но и научный результат.

Казалось бы, для наших музеев это нечто совершенно запредельное, из области фантастики, и причем дико дорогое. Но вот что удивительно – на стенде у ARCTron всегда толпилась публика, причем люди не просто любовались шоу и спрашивали, как это устроено, но их интересовала стоимость систем и координаты разработчиков.

Для российских музеев с их богатейшими коллекциями точно нашлось бы применение технологиям 3D сканирования. В Пермской художественной галерее, например, совершенно уникальное собрание деревянной т. н. круглой скульптуры. Но у музея проблемы с помещением. А собрание это достойно нью-йоркского Метрополитена. Вот бы отсканировать все это – ведь нигде в мире подобной коллекции нет!

В случае со стереопроекцией есть, правда, и сдерживающий энтузиазм фактор – в музее пользоваться очками почти невозможно. Они хоть и дешевые, но все-таки стоят денег и требуют к себе бережного отношения. Очередной российский парадокс: билет не стоит столько, сколько стоит посещение музея. У нас цена на билет формируется не из подсчета стоимости оказываемых посетителю услуг. Однако при всей несвоевременности использования стереоскопических систем в российских музеях интерес к новым технологиям есть. Даже сотрудники таких необычных музеев, как, например, зоопарк, просто не могли отойти от этого стенда! Казалось бы, технология 3D сканирования должна использоваться в промышленности, а мы видим, как она находит применение в архитектуре, как она пришла в музейный мир.

В ходе работы выставки стало понятно, что российский музей с успехом осваивает новые технологии. Хотя иногда случается, что интерактивное или презентационное оборудование не вписывается в экспозицию музея, но все-таки в ней присутствует. Бывает, музейщики жалуются: привезли 15 современных информационных киосков, а куда их воткнуть – мы не знаем, они разрушают экспозицию, зачем они нам нужны, что с ними делать? Так что в музейном мире существует четкое понимание того, что технологии не самоценны, что они могут только быть полезными для воплощения экспозиционной концепции, художественной идеи, для создания информационного пространства музея.

Так назрела идея необходимости входной зоны, чтобы она стала нормальным условием бытования музейной жизни, чтобы люди смогли посмотреть специально подготовленный фильм о музее или о каких-то уникальных вещах коллекции. Например, в итальянском городе Падуя, в капелле дель Арена, где хранятся фрески Джотто, прежде чем войти и увидеть сами фрески, попадаешь сначала в “предбанник” и смотришь фильм. В это время тебя обрабатывают какими-то специальными лучами, чтобы в капеллу никакая зараза не попала. И эта входная зона может служить разным целям: здесь предвкушают, ожидают, готовятся к посещению музея. Практически в любом западном музее вы можете посмотреть фильм, который даст преамбулу, настроит соответствующим образом, введет в контекст экспозиции. У нас в России пока этого нет, но уже ведутся разговоры о необходимости возникновения таких зон. Это план действий и для нас как интеграторов, работающих в музейной сфере.

Стоит отметить, что в этом году выставка информационно была составлена очень грамотно. При помощи интерактивных экранов можно было получить информацию об истории “Интермузея”, понять, что случилось с теми музеями, которые выставлялись за 10 лет существования этого проекта. Прошедшая по двум номинациям конкурсная программа: “История моего музея” и “Мой музей» – как раз давала возможность понять, как музеи видят свое прошлое, о чем мечтают, как представляют себе будущее. Наконец, любой посетитель мог оставить след о себе в интерактивной книге отзывов.

Как я уже говорила, мы давно сотрудничаем с организаторами “Интермузея” и каждый год снимаем фильм по материалам выставки. Этот фильм нужен всем – и организаторам фестиваля, и Министерству культуры. Для участвующих музеев диск с фильмом – это прежде всего воспоминания и рефлексия, – люди видят, что у них получилось, что нужно повторить, а от чего, может быть, стоит отказаться. Фильм включает в себя интервью с сотрудниками музеев. В этом году очень понравился Чукотский музей, – показанный подгузник из оленьего меха просто сразил нас наповал. Все гениальное просто устроено!

Мы рады, что организаторам удалось создать такую по-настоящему приятную фестивальную обстановку, где все были рады видеть друг друга. В такой рабочей и в то же время праздничной атмосфере можно было обсудить проблемы, перемены и перспективы. Наконец, мы увидели технологии будущего, которые, как утверждают наши зарубежные партнеры, музеи России уже сегодня готовы воспринять.

Подробнее:

www.intermuseum.ru
www.intmedia.ru

 

 
< Пред.

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика