ИНАВАТОРЫ: ОСНОВАТЕЛИ ПРОЕКТА AIRHD.TV

avatrip.jpgОснователи AirHD.tv – профессиональные инвесторы, а не «технари»: они искали технологическую основу для одного из своих сервисов и получили уникальное решение, которое к их удивлению зажило своей жизнью. С одним из инвесторов побеседовал Артём Милованов.

Ранее героями наших материалов в рубрике «ИнАВатор» становились российские изобретатели, построившие с нуля в одиночку или со своими коллегами фирму, предлагающую уникальную технологию или продукт, положившие много лет и сил, чтобы довести её до ума. Однако инновации мирового уровня могут прорастать на российской почве и несколько иным образом – они могут стать в первую очередь технологической основой для воплощения оригинальной идеи инвесторов, а не инженеров, базой для какого-либо сервиса. Затем технология перерастает оригинальный проект, начинает жить самостоятельной жизнью и к удивлению инвесторов становится самоценной. Именно так получилось с российской разработкой AirHD.tv, представленной одноимённой компанией. Об этом проекте я поговорил с её сооснователем Антоном Ануфриевым (на фото справа). По всему выходит, что он и его друг и коллега Алексей Вольвак (на фото слева) – тоже русские инноваторы.

О чём речь?

О системе онлайн-видеотрансляций, позволяющей передавать звук и видео высокого разрешения по сотовым сетям 3G и 4G LTE разных операторов. Система AirHD состоит из рюкзака с кодирующим и передающим оборудованием, которые надевает на себя оператор и к которому подключает камеру, и софта на сервере в студии, собирающего передаваемое в несколько потоков по сотовым сетям видео в один поток. Комплекты оборудования могут различаться — в зависимости от предназначения — набором разъёмов на кодирующем устройстве: базовый вариант — «для веб-трансляций», «средний» и «телевизионный», предполагающий наличие самого большого числа входов для подключения профессионального видеооборудования.

Уникальность проекта в сравнении с зарубежными конкурентами в том, что AirHD приспособлен к российским условиям. Низкая скорость передачи данных в российских сетях и неравномерность покрытия 4G компенсируются за счёт использования нескольких модемов одновременно, способных переключаться между 3G- и 4G-режимами и работать с SIM-картами разных операторов (выбираются самые «широкие» в каждый момент времени каналы), и особых алгоритмов кодирования, обеспечивающих вещание даже при плохом сигнале. Для нивелирования колебаний скорости передачи данных в отечественных сетях (от 500 кбит/с до 5 Мбит/с) была использована технология избыточности видеопотока. «Рассыпание» картинки вследствие ухудшения сигнала ликвидируется путем использования динамического изменения битрейта и резервного кэширования последних кадров.

«Оказалось важно и приспособить оборудование для работы при минусовых температурах, — добавляет Антон Ануфриев — Как показала практика, наши операторы могут снимать видео при температуре до -25°C, и оборудование работает, а у конкурентов — далеко не всегда».

Кто это сделал?

Проект AirHD.tv основали Антон Ануфриев (32 года) и Алексей Вольвак (30 лет). Оба они окончили Финансовую академию при Правительстве РФ, затем работали в структурах, связанных с инвестициями, затем стали заниматься собственными проектами, а в 2011 году основали венчурную компанию Vitamin Ventures — по их словам, «для объединения инвестиционных проектов партнёров под одной управляющей компанией и систематизации совместной инвестиционной деятельности». Среди проектов Vitamin Ventures — несколько интернет-сервисов, сеть салонов тайского массажа, популярная сеть маникюрных салонов и т.д. В 2012 году, посмотрев фильмы «Аватар» и «Суррогаты», Антон Ануфриев и Алексей Вольвак задумались о воплощении идеи «некоего удалённо управляемого альтер-эго, путешествующего и взаимодействующего с миром, в то время как вы, находясь в другом месте, видите всё, что видит он». «Идея показалась интересной, а общее представление о современных технологиях позволило понять, что мир технически уже почти на пороге реализации подобных систем», — рассказал Антон Ануфриев. Так появилась концепция проекта Avatrip.com — сервиса интерактивных видеоэкскурсий: в реальном мире там действует оператор с камерой — «скаут», а пользователь всё видит на экране монитора в HD-качестве и контролирует передвижения оператора. Создавая концепт сервиса и детально изучая существующие беспроводные технологии передачи данных, партнёры выработали базовые принципы сервиса: во-первых, реализовать передачу данных нужно по сотовым сетям, т.к. они доступны почти везде, а спутниковый канал не даёт необходимой мобильности; во-вторых, технологию передачи HD-видео по сотовым сетям нужно разработать самостоятельно. «В тот момент в мире таких сервисов было три-четыре, все они находились в зачаточном состоянии и не обеспечивали то качество картинки, к которому мы стремились», — пояснил г-н Ануфриев. В результате появились технология и проект AirHD.tv, производящий оборудование для онлайн-видеотрансляций по сотовым сетям 3G/4G LTE. Причём мозг системы и основное ноу-хау — программно-аппаратный комплекс кодирования, разбивки и бесперебойной передачи видео — самостоятельная разработка команды AirHD.tv.

Но как же произошёл переход от нетехнологических проектов к этому?

«Закономерно, — отвечает Антон Ануфриев, — так как за время работы в фондах прямых и венчурных инвестиций лично я занимался инвестициями в технологические проекты. Так что определённый бэкграунд, по крайней мере с точки понимания рынка, был накоплен. Партнёры тоже всегда интересовались технологическими инновациями».

За воплощение идей инвесторов в металле и пластике отвечает технический директор проекта Юрий Пронин и команда инженеров и программистов. Работают они в Москве.

Как работается?

Весьма неплохо, если верить гг. основателям. Показав AirHD как техническую основу Avatrip.com на технологических выставках, основатели проекта обнаружили, что сфера применения их рюкзака с сюрпризами гораздо шире, чем они думали. Самая очевидная сфера применения такого решения — СМИ, прежде всего — телеканалы, но это далеко не всё. «Изначально мы полагали, что оборудованием AirHD заинтересуются только телеканалы, но по итогам выставки CSTB 2014 поняли, что есть спрос и со стороны организаторов различных мероприятий (концерты, спортивные игры и др.), промышленных компаний (девелоперы, судостроение, др.) и госслужб (МЧС, скорая, органы охраны правопорядка). А ещё есть сотни блоггеров, производители контента. По нашим прикидкам, уже сейчас рынок для подобной продукции в РФ составляет порядка 2 млрд. руб. И этот рынок будет постоянно расти и обновляться».

Кстати, о деньгах: тут я не могу не спросить, кто вложился в проект и получил ли AirHD.tv поддержку со стороны государства. «Начальные инвестиции в проект составили порядка 4 млн. рублей. Из них около 1 млн. руб. составил грант в проект Avatrip от сообщества Start Fellows, основанного Юрием Мильнером и Павлом Дуровым, а остальное — от Vitamin Ventures, — не скрывает г-н Ануфриев. — Получить поддержку от Фонда «Сколково» или госкорпораций конечно хотели бы — в частности, нам бы помог доступ к их техническим площадкам. Заявки им мы подавали, но ответа пока нет».

Ключевые комплектующие, используемые в системе, российского производства, — например, антенная система с улучшенным качеством приёма. Часть комплектующих — вынужденно импортные, например, процессор и жёсткий диск. В России также производятся корпуса для системы — пока по крайней мере. «У российских производителей, — удивляется г-н Ануфриев, — производство корпусов с заданными характеристиками — такая простая, как нам казалось, задача — требует довольно много времени и денег. На данном этапе мы решили это вопрос, но будем думать о производстве корпусов в Китае».

Кадровых проблем, так хорошо известным другим российским инноваторам, у проекта нет: изначально инвесторы смогли сформировать сильный костяк технических специалистов.

airhdtv_560px.jpg

Какие планы на будущее?

Если верить соучредителям AirHD.tv, планы обширные. «Мы начали продажи только в 2014 году, поэтому в РФ сейчас перед нами огромный неохваченный рынок. Одних телеканалов у нас порядка 20 федеральных и 330 региональных, плюс 20 вещающих только в интернете — и их число будет расти. Телеканалу, в зависимости от размера, нужно от 2 до 10 комплектов. Это рынок порядка 900 комплектов или 500 млн. руб. Причём это — только главные целевые потребители, ядро спроса, — говорит Антон Ануфриев. — Про международные рынки тоже думаем, но приоритет пока — Россия и страны СНГ. По части технологического преимущества перед конкурентами мы спокойны, к тому же наше оборудование в два-три раза дешевле западного. Надеемся, что мы свою долю на рынке займём».

Мы безусловно хотели бы сделать из AirHD.tv крупную российскую технологическую компанию и считаем, что потенциал для этого есть, добавляет мой собеседник.

Отличный финальный мажорный аккорд. Остаётся только пожелать проекту и его основателям удачи.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика