МНОГОКАНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ МОЩНОСТИ

pic_in_june_2014.jpg

Снижение стоимости владения – важнейшее преимущество для принятия на вооружение многоканальных усилителей мощности. Какие стимулы есть у АВ-интеграторов для их использования в проектах, выясняли Джени Калоизи (Geny Caloisi) и Лев Орлов.

О каком бы проекте не шла речь – о небольшом ресторане, среднем конференц-зале или крупном стадионе – для профессиональных аудиоинсталляций экономия пространства и электроэнергии являются безусловными приоритетами, в связи с чем определённый интерес для инвесторов и интеграторов представляют многоканальные (с более чем двумя каналами) усилители мощности. InAVate обратился за информацией к российским и зарубежным экспертам рынка.

Основные преимущества многоканальных усилителей

«У нас в Америке многоканальные усилители широко используются и для стационарных, и для мобильных инсталляций в любом месте, где надо озвучить больше двух зон и сэкономить место для размещения оборудования, – отмечает Фил Санчес (Phil Sanchez), старший маркетолог компании QSC. – При этом в отношении стоимости многоканальные усилители более экономичны против нескольких 2-канальных».

«Во-первых, многоканальные усилители удобно использовать с линейными массивами, для подключения которых, как правило, требуется четыре канала – tri-amp (отдельно три частотных секции основного массива) плюс сабвуфер. В этой ситуации многоканальные усилители очень помогают: ампрэк уменьшается и в размерах, и в стоимости, – говорит Игорь Ерёмин, руководитель отдела инсталляций компании MixArt Distribution. – Во-вторых, они идеальны для мобильных звуковых комплектов, например, одного 4-канального усилителя достаточно для конфигурации “два сабвуфера плюс два сателлита”».

В последнее время многие производители стали оснащать многоканальные усилители встроенными DSP, заменившими внешние процессоры-дистрибьюторы – и это еще один источник экономии для пользователей.

«Производители, выпускающие и многоканальные усилители, и акустические системы, могут предложить своим клиентам готовое решение, упрощающее инсталляцию и настройку звуковой системы, – продолжает мысль Игорь Ерёмин. – Ведь даже опытный звукоинженер не всегда быстро справляется с настройкой, а в DSP многоканальных усилителей имеются библиотеки пресетов, рассчитанные на работу с множеством разных акустических систем».

«При меньших габаритах (один блок питания и один DSP на большее количество каналов) многоканальные усилители могут обеспечить большую гибкость в инсталляции и большую мощность, в т.ч. за счёт суммирования каналов. При этом цена, как правило, отличается не два раза, т.е. два 2-канальных усилителя стоят дороже одного 4-канального, обладающего той же мощностью и функционалом», – рассуждает Сергей Троцкий, директор по продажам и бизнес-развитию департамента профессиональных систем компании Harman RUS CIS.

А вот расчёты, сделанные руководителем отдела Public Address компании «АРИС» Сергеем Гуриным: «16 одноканальных усилителей недорогого бренда стоят примерно по $350 на канал (итого $5600), занимают 32 U в рэковой стойке и требуют 16 точек подключения электропитания. Взамен можно и нужно поставить два 8-канальных усилителя известного бренда, как вариант — Biamp Systems MCA 8050 ($4940 за пару). Они займут в стойке всего 6…8 U, да и монтаж обойдется заказчику в разы дешевле».

С г-ном Гуриным согласен менеджер по развитию бизнеса компании «СНК-Синтез» Евгений Глинский: «Усилители класса D существенно ниже по цене и более универсальны, – говорит он. – В профессиональной линейке Audac три 4-канальных модели: на 120, 240 и 480 Вт (CAP412, CAP424 и CAP448). Одним таким прибором мы можем запитать четыре канала по 480 Вт (максимум) в 100-вольтовой инсталляции. Такие решения пользуются огромным спросом».

Очевидно, что для инсталляций с использованием многоканальных усилителей мощности нет ограничений по масштабу. «Управляемость системы — вот что самое главное в данном случае, – говорит Том ван де Сандэ (Tom Van de Sande), менеджер по маркетингу компании Audac. – Использование большего количества каналов усиления вместо большого числа нагруженных на каждый канал громкоговорителей позволяет улучшить управляемость и увеличить надежность».

Итак, при использовании многоканальных усилителей заказчик получает оборудование высокого класса за меньшие деньги и может рассчитывать на серьёзное снижение стоимости владения системой. «Преимущества очевидны, не так ли?» – задаёт риторический вопрос Сергей Гурин из «АРИС'а».

Имеющиеся технические проблемы

При всех видимых преимуществах многоканальных усилителей у них есть несколько особенностей, заставляющих инвесторов проявлять в отношении такого оборудования осторожность, если ему есть альтернатива. Инвесторы интересуются, велика ли опасность перегрева (мощность-то существенная!), не снижается ли качество звучания при увеличении количества каналов, высок ли риск прекращения звучания сразу в нескольких зонах, если усилитель выходит из строя...

Разъяснения по этому поводу даёт Антонио Эрриго (Anthony Errigo), шеф маркетинговой службы компании Ashly Audio: «Объединение нескольких каналов усиления на едином шасси действительно создает технические проблемы в части обеспечения теплоотвода и управления питанием. Компания Ashly решает эти проблемы, применяя схемотехнику класса D и импульсные блоки питания (что, впрочем, вполне традиционно для многих производителей. – Прим. ред.). Это существенно повышает энергоэффективность и, соответственно, ведёт к снижению тепловыделения. В свою очередь, меньшее тепловыделение означает длительный срок службы и повышенную надёжность. А при эффективном потреблении энергии снижаются расходы на единицу выходной мощности, т.к. больше энергии преобразуется в звук и меньше теряется в виде тепла».

В этом плане (соотношения стоимости/эффективности) конкуренция ведущих мировых производителей исключительно высока. Руководитель научных разработок компании Lab.gruppen Клас Дальбьёрн (Klas Dalbjorn) считает, что вне конкуренции только высокотехнологичных решения: «В течение последних 30 лет суммарная мощность в расчете на один и тот же объём корпуса усилителя удваивается каждые шесть лет. Это стало возможным благодаря повышению эффективности, увеличению числа каналов (до четырёх), а также применению в DSP-алгоритмов, позволяющих избежать срабатывания предохранителей, учитывая тот факт, что параметры реального сигнала, т.е. музыки и речи, отличаются от постоянной синусоиды, т.е. номинальная мощность на выходе не должна быть постоянной». Г-н Дальбьёрн добавляет: «Этого не просто добиться, и сейчас мы должны думать над тем, чтобы избежать срабатывания предохранителей в момент, когда пик потребления тока превышает максимум для одной электрической розетки. Дальнейшее увеличение энергоэффективности позволит уменьшить размеры аппаратов и тепловые потери. Это потребует, однако, возникновения новых полупроводниковых технологий и связанных с их разработкой затрат».

ashly_ne8.jpgПри этом Джош Эванс (Josh Evans), технический директор исследовательского центра компании TC Group, предупреждает, что часть АВ-интеграторов (и разработчиков тоже) чувствую дискомфорт, нагружая несколько аудиоканалов на один блок питания: «Они будут ждать, пока новую продукцию не апробируют другие, и только потом, если результаты окажутся положительными, присоединятся к пользователям многоканальных усилителей. Но наши расчёты доказывают: если учитывать затраты на охлаждение, то владельцы крупных концертных площадок могут сэкономить до $10 000 в год».

И всё-таки не стоит забывать поговорку «не кладите все яйца в одну корзину». Если из строя выйдет 8-канальный усилитель, беда будет бо.льшая, чем если это случится с одним из четырех 2-канальных усилителей. На этот случай у ведущих производителей многоканальных усилителей есть разные решения. Например, компания Powersoft применяет в своей продукции ряд уникальных технологий, в т.ч. запатентованную SRM (Smart Rails Management, англ. «умное управление цепи питания»).

А компания Ashly оснащает свои усилители серии nX-функцией выбора сопротивления, позволяющей усилителю работать на нагрузку 2, 4 или 8 Ом, а также на линиях 70 или 100 В и повышающей их надёжность в случае колебаний напряжения сети.

Дэн Саенц (Dan Saenz), менеджер бизнес-сегмента инсталляционного подразделения компании Crown Audio, считает важным не идти на компромисс в отношении качества звучания. «Вместе с Texas Instruments мы разработали чип DriveCore, который заботится одновременно и о звуковом сигнале, и о выходной мощности. Эта технология лежит основе наших инсталляционных усилителей ComTech DriveCore и DCI», – говорит он.

Другой тип решения упомянутой выше проблемы – использование сетевых протоколов. Встроенные в многоканальные усилители сетевые функции позволяют не только передавать аудиосигнал, но и быстро диагностировать неполадки, а в некоторых случаях даже устранять их «налету».

В свете этого эксперты отмечают, что сегодня ключевыми элементами проектов наряду с собственно аудиооборудованием становятся электропитание и сетевая инфраструктура, и этого нельзя упускать из виду.

Полная версия статьи доступна в июньском номере «InAVate русское издание»

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика