Цифровой кинопрокат: проблемы и перспективы - 2

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных цифровому кино, и рассматриваем основные факторы, оказывающие влияние на процесс внедрения цифрового формата в кинопрокате, и преимущества, которые такое внедрение приносит участникам рынка.

Продолжение. Часть вторая.

Анна Слуева, аналитик компании Analysis, Marketing & Research
Анна Слуева, аналитик компании Analysis, Marketing & Research
Рассмотрев в предыдущем номере сущность технологии цифрового кино, вернемся к вопросу: что позволяет экспертам киноиндустрии говорить о революции в области кинопоказа, которую совершает на наших глазах цифровой формат? Доводы, обычно приводимые в качестве подтверждения этого факта, можно разделить на три группы:

• Динамика распространения цифровых экранов;

• Проблемы кинопроката на развитых рынках;

• Преимущества цифровой технологии для участников рынка и потребителей.

Рассмотрим подробнее каждую группу.

Динамика распространения цифровых экранов в мире и на отдельных территориальных рынках

Динамика количества цифровых кинозалов в мире за период 2000–2007 гг.
Динамика количества цифровых кинозалов в мире за период 2000–2007 гг.
Как видно на графике, темпы распространения цифровых кинозалов за последние годы во всем мире вполне революционные: за 2006 г. их количество увеличилось в 3,53 раза (в сравнении с 2005 г.), а за 2007 г. – в 2,15 раза (в сравнении с 2006 г.). По оценкам различных источников, в 2007 г. в мире насчитывалось примерно 100 000 кинозалов. Таким образом, доля цифровых кинозалов составляла около 6,5%. Дальнейшие перспективы "оцифровки" кинозалов рисуются также довольно радужными, но разброс оценок этих перспектив велик – по различным прогнозам, от 25 до 50% кинозалов в мире к 2012 г. будут цифровыми.

Необходимо отметить также, что основной прирост количества цифровых кинозалов достигается за счет рынка США, где темпы внедрения этой технологии особенно высоки. Так, по состоянию на 2007 год 71% всех цифровых инсталляций располагался в США. Внутри страны 11,6% от общего количества экранов работали в цифровом формате. Для сравнения, в России – всего 2%, как уже отмечалось ранее.

Такое положение дел не представляется неожиданным для киноиндустрии, так как рынок Соединенных Штатов является не только высокоорганизованным, но и самым емким в настоящее время, – на долю США приходится примерно

Количество цифровых экранов на рынке США – оценка вклада на внутреннем и общемировом рынке.
Количество цифровых экранов на рынке США – оценка вклада на внутреннем и общемировом рынке.
40% от мирового количества кинозалов и 10% от мировых кассовых сборов.

Проблемы кинопроката на развитых рынках (Америка и Европа)

Одной из важнейших тенденций, определяющих рыночную политику кинотеатров на развитых рынках, является отсутствие роста посещаемости кинотеатров. По данным американской ассоциации кинопроизводителей (MPAA), средняя частота посещения кинотеатров в расчете на одного человека практически не менялась в течение последних 7 лет.

При высокой насыщенности рынка большого ресурса наращивания посещаемости за счет экстенсивного фактора тоже нет, что хорошо отражает динамика посещаемости кинотеатров в США (как уже отмечалось выше, США – один из самых высокоразвитых и, соответственно, насыщенных кинотеатральных рынков).

Количество посещений кинотеатра на человека
Количество посещений кинотеатра на человека
Как показывают приведенные данные, в 2004 г. наблюдался пик посещаемости, после которого индустрия перешла в стадию борьбы за положительную динамику. Причем это происходит на фоне активной конкуренции с сектором домашних развлечений. На приведенном ниже графике видно, что в США в структуре потребительских расходов на медиаразвлечения доля расходов на посещение кинотеатров постоянно снижалась в течение последних 5 лет. Доля расходов на домашнее видео также снижалась, но оставалась значительно более высокой. Расходы на ТВ лидируют по степени значимости для бюджета среднего американца – доля этих расходов постепенно возрастает.

От лобового столкновения с сектором домашних развлечений кинотеатры на американском (и многих европейских) рынках были защищены системой последовательных "окон", при которой существовало определенное временное "окно" между доступностью фильма для зрителя на различных медиа. И первым в цепочке окон традиционно шел кинопрокат. Однако с появлением большого количества альтернативного контента, который выходит к зрителю, минуя кинотеатры (ТВ-шоу, фильмы Direct Video, познавательные и спортивные программы, музыкальное видео и т. п.), традиционная схема перестала отвечать реалиям рынка. С 2005 года крупные голливудские студии постепенно переходят к политике "закрытия окон" и одновременного выпуска своих релизов на различных медиа на фоне постоянного снижения доли доходов студий от кинопроката.

Можно сделать вывод, что роль кинопроката в последние десятилетия изменилась как для зрителя, превратившись из важнейшего канала доставки визуального контента в социальное, и довольно дорогостоящее мероприятие, так и для производителей контента – кинопрокат утратил свою роль основного канала продаж. В этих условиях кинотеатры неизбежно должны искать новые способы своего рыночного существования, с тем чтобы не превратиться в вымирающих динозавров.

Динамика посещаемости кинотеатров на территории США в 2000–2007 гг.
Динамика посещаемости кинотеатров на территории США в 2000–2007 гг.
Предполагается, что преимущества технологии цифрового кинопоказа способны им в этом помочь. Однако, как мы видели ранее, в процессе реализации этой технологии заняты не только кинотеатры, а значит, она должна приносить выгоду всем участникам процесса, чтобы быть жизнеспособной. Но действительно ли кинотеатры являются наиболее заинтересованной стороной?

Преимущества цифровой технологии для участников рынка и потребителей

Для некоторых участников кинорынка – это в первую очередь компании-производители и интеграторы – преимущества цифрового формата очевидны. Рассматриваемая технология для них означает новую сферу бизнеса и, следовательно, возможность развития, расширение своего присутствия на рынке, новые доходы и всевозможные плюсы в долгосрочной перспективе, при условии что цифровой показ действительно станет массовым явлением. Естественно, эта категория участников является наиболее активной.

Вопрос изначального производства контента в цифровом формате и те выгоды и препятствия, которые такое производство несет авторам и студиям, достаточно обширен сам по себе и может выступать предметом отдельной статьи. Отметим только, что у цифрового производства есть как активные сторонники, так и не менее активные противники, единого мнения творческого сообщества по данной проблеме нет и, по всей вероятности, в ближайшем будущем не будет.

Рассмотрим более подробно, какие преимущества цифрового формата декларируются его сторонниками для дистрибьюторских компаний, кинотеатров и, главное, для зрителей и чем они оборачиваются на практике.

Качество демонстрации – качество "картинки" при цифровом показе превосходит пленочные аналоги, качество изображения отдельно взятой копии не ухудшается с течением времени и в результате эксплуатации.

Для дистрибьюторов

• Уверенность в адекватной передаче всех художественных характеристик фильма;

• Оптимизация хранения контента.

Для кинотеатров

• Потенциальное увеличение срока проката фильма и количества его демонстраций;

• Потенциальная возможность создания собственных библиотек контента (ограничения со стороны дистрибьюторов).

Для зрителей

• Повышается качество просмотра.

Защита от пиратства – защитные механизмы и механизмы шифрации встроены в "тело" контента и привязаны к конкретному комплекту оборудования. Обеспечиваются дополнительные меры (например, нанесение специальных водяных знаков на изображение), позволяющие идентифицировать пиратские копии.

Для дистрибьюторов

• Сокращение потерь от пират-
ства;

• Дополнительный инструмент выявления и ликвидации производителей и продавцов пиратской продукции.

Сложности

• Необходимость внедрения механизмов защиты на этапе производства копий;

• Перестройка схем взаимодействия с кинотеатрами;

• Изобретательность технической мысли пиратов и хакеров, которые разрабатывают механизмы взлома систем защиты, причем практически одновременно с запуском таких систем.

Для кинотеатров

• Сокращение потерь от пиратства.

Сложности

• Необходимость следования условиям дистрибьюторов по защите контента с точки зрения оборудования, ПО и организации бизнес-процессов;

• Риск кражи контента в той или иной форме сохраняется.

Для зрителей

• Преимуществ нет.

Контроль показов и управление правами – взаимодействие дистрибьюторов и кинотеатров при цифровом показе предусматривает внедрение системы обмена информацией между системой распространения контента и воспроизводящим оборудованием.

Для дистрибьюторов

• Контроль доступа кинотеатров к библиотекам контента;

• Контроль соблюдения лицензионных соглашений – недоступность копии для несанкционированного воспроизведения.

Для кинотеатров

• Автоматизация отчетности перед правообладателями;

• Автоматизация показов в многозальных кинотеатрах.

Сложности

• Необходимость внедрения и поддержки системы обмена информацией с дистрибьютором (организационно и аппаратно) и вытекающие отсюда риски сбоев в работе таких систем (по различным причинам).

Для зрителей

• Преимуществ нет.

Распространение контента – сущность цифрового формата подразумевает многообразие форм передачи данных при унификации самих данных, и это влечет за собой развитие новой инфраструктуры доставки контента.

Для дистрибьюторов

• Единый формат мастера для всех платформ доставки контента;

• Сокращение расходов на печать пленочных копий;

• Оптимизация логистики при работе с кинотеатрами;

• Потенциальная возможность более широкого территориального охвата;

• Большая гибкость релизного графика, в том числе в части архивных релизов.

Сложности

• Развитие и поддержка различных способов доставки контента (техническая и организационная).

Для кинотеатров

• Возможность демонстрации альтернативного контента;

• Повышение гибкости репертуарного планирования и расширение предложения;

• Использование интерактивных возможностей цифрового формата.

Сложности

• Оснащение системами, обеспечивающими прием контента, их поддержка и обслуживание;

• Преодоление последствий сбоев в работе таких систем;

• Усложнение процесса репертуарного планирования и его последующей реализации, что потребует внедрение новых бизнес-процессов, обучение персонала и т. п.

Для зрителей

• Больший выбор контента для просмотра;

• Потенциальная возможность влиять на репертуарную политику кинотеатра.

Технологические новации формата – интерактивные возможности, 3D Cinema.

Для дистрибьюторов

• Расширение предложения контента.

Сложности

• Производство контента в соответствующем формате (например, для демонстрации в 3D системах).

Для кинотеатров

• Расширение предложения для зрителя, повышение зрелищности показов.

Сложности

• Необходимость внедрения и обслуживания специализированного оборудования (включая найм и обучение соответствующего персонала).

Для зрителей

• Больший выбор контента для просмотра.

Полагая, что цифровой формат является для участников рынка кинопоказа конкурентным преимуществом, необходимо в первую очередь обратить внимание на те дополнительные возможности, которые он обеспечивает потребителям. По большому счету таких положительных отличий два:

1. Улучшение качества просмотра традиционных форм контента;

2. Расширение выбора контента для просмотра.

Доля различных видов развлечений в структуре потребительских расходов на медиаразвлечения в США в 2003–2007 гг.
Доля различных видов развлечений в структуре потребительских расходов на медиаразвлечения в США в 2003–2007 гг.
Однако в действительности первое свойство – улучшение качества "картинки" – тесно связано с субъективным восприятием, искушенностью зрителя, его предыдущим опытом и ожиданиями. Другими словами, восприятие качества – слишком субъективная вещь, а различие в качестве между "пленкой" и "цифрой" недостаточно значимо для того, чтобы вызвать массовый восторг. Само по себе цифровое качество не имеет для зрителя самостоятельного значения – это лишь один из целого списка факторов, влияющих на принятие решения о походе в кинотеатр вообще и именно в этот кинотеатр в частности. Важно и наличие свободного времени, и желание посмотреть тот или иной фильм, и воздействие рекламы, а также оценка прошлого опыта посещения кинотеатра, его территориальное расположение и т. п.

Расширение предложения контента, безусловно, является свой-ством в большей степени ориентированным на потребителя и потому привлекательным. Однако у него на пути стоит задача развития соответствующей инфраструктуры для реализации новых возможностей. Сам по себе цифровой формат этого не обеспечит, и, следовательно, необходимы активные действия со стороны всех участников рынка, чтобы потенциал стал реальностью. Как показывает практика, временные затраты на подобные действия могут быть очень существенны (например, только на разработку более-менее рабочей версии отраслевых стандартов ушло 5 лет), притом что темпы устаревания технологий все возрастают. Не случится ли так, что, когда упомянутая инфраструктура будет наконец создана путем колоссальных организационных и финансовых усилий, выяснится, что эти технологии уже "вчерашний день" и публика давным-давно обитает в какой-нибудь виртуальной вселенной, где получает куда более революционные впечатления?

Из-за описанной неочевидности потребительских преимуществ цифрового показа в текущей перспективе кинотеатры, которые являются, собственно говоря, основным полигоном цифрового перевооружения, в действительности ведут себя очень осторожно и консервативно. Ведь расходы на установку нового оборудования и риски переходного периода они должны принять на себя уже сейчас, а преимущества будут реализованы в отдаленном и не слишком ясном будущем.

Поэтому доминирующая роль в процессе перехода на "цифру" в настоящий момент принадлежит дистрибьюторским компаниям, в особенности дистрибьюторским подразделениям голливудских мейджеров. И причина тому не только в существенной экономии затрат на печать пленочных копий, которая, надо заметить, составляет примерно 5% от общих затрат на кинопроизводство фильмов, выходящих в прокат (на внутреннем рынке). Причина скорее в глобальном характере бизнеса этих компаний, которым приходится управлять громадными библиотеками контента, распространяемого на различных платформах по всему миру. Причина и в свойственном им стремлении к унификации этих платформ, и, следовательно, в повышении управляемости, – чего требуют постоянно возрастающие темпы технологических новаций.

Доминирующее положение Голливуда в деле перехода на цифровой кинопоказ на американском рынке выразилось в предложенной схеме компенсации затрат кинотеатров на покупку цифрового оборудования – платеж за виртуальную копию VPF (Virtual Print Fee).

Принцип действия этой схемы состоит в следующем. Каждый раз, когда кинотеатр, установивший у себя цифровое оборудование по договору VPF, получает цифровую копию фильма для демонстрации, он также получает от дистрибьютора и часть суммы, составляющей экономию затрат на печать такой копии. Этот платеж идет в погашение затрат на покупку цифрового оборудования. В результате подобных соглашений около 80% затрат кинотеатра на оборудование покрывается за счет дистрибьюторов.

Предложенная схема доказала на практике свою эффективность, что вместе с выпуском отраслевых стандартов DCI в 2005 г. и послужило причиной столь значительного роста цифровых кинозалов на рынке США в 2006–2007 гг., – об этом шла речь в начале статьи. На других территориях такой ярко выраженной движущей силы нет, что сразу сказывается на темпах перехода на цифровой формат в кинопоказе.

Подробнее:

www.abonement.net

Продолжение >>> 

 

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика