136 КОНГРЕСС AES В БЕРЛИНЕ – НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

С 26 по 29 апреля 2014 года в Берлине прошел 136-й конгресс международного Звукотехнического общества AES. Cтатья доктора технических наук профессора И.А. Алдошиной является продолжением серии публикаций о результатах иследований, представленных на последнем конгрессе AES.

pic1.jpg

Заседание одной из секций (1)

Обычно европейские конгрессы не так грандиозны по числу участников, как американские, но все основные мероприятия, которые всегда проводятся на таких конгрессах, были представлены в полном объеме: научная сессия (с докладами), сессии, где представлены короткие инженерные заметки (стендовые доклады), учебные и научные семинары, технические туры, выставка, студенческая ассамблея, соревнования звукозаписей и др.

pic_2.jpgКак обычно, конгресс начинается со вступительной лекции известного специалиста, на этот раз это был профессор университета MсGill (Канада) Веслав Войчик, известный своими работами в области систем виртуальной реальности, процессорной обработки звука и др.

Проф. Веслав Войчик (2)

Его речь «Мир аудио входит в период ренессанса» была посвящена путям дальнейшего развития аудиотехнологий и совершенствования системы образования.

Для мемориальной Хайзеровской лекции обычно приглашаются выдающиеся ученые (в разные годы лекции читали Л. Беранек, Р. Долби, М. Шредер и др.). На нынешнем конгрессе с лекцией выступил Дитрих Шуллер, (рис.3), директор фонографического архива австрийской Академии наук и консультант ЮНЕСКО по аудиовизуальным архивам.

pic_3.jpgДитрих Шуллер (3)

Его лекция называлась «Сохранение аудиозаписей – 25 лет с начала радикальных изменений». В ней он изложил ситуацию с сохранением всемирного наследия в виде аудиозаписей, накопленных в мире с момента изобретения фонографа. Старые носители аналогового звука недолговечны, они разрушаются (в частности, магнитные записи уже доживают свой век). В богатых странах большая часть архивов уже переведена на цифровые носители (при поддержке правительств и ЮНЕСКО), в развивающихся странах остается еще огромное количество записей, которые погибают (к России это относится в первую очередь) и поэтому ЮНЕСКО занимается сейчас программами по организации оцифровки аудиозаписей в мировом масштабе.

На научной конференции работало тринадцать секций, наиболее интересные доклады, представленные на них, проанализированы ниже. На секции «Преобразователи,часть 1 - Громкоговорители» самым значительным был доклад звестного немецкого специалиста Вольфганга Клиппеля «Аурализация искажений сигналов в преобразователях» (пр. 9055). На протяжении ряда лет фирма W.Klippel занимается анализом различных видов искажений в громкоговорителях. На основе полученных результатов был создан пакет программ, позволяющих моделировать линейные и нелинейные искажения, а также с помощью соответствующих алгоритмов аурализации обеспечить возможность их прослушивания, что дает озможность оценить влияние различных видов искажений на качество звучания музыки и речи, воспроизводимых через громкоговорители. Общая схема моделирования представлена на рис.4.

pic_4_2014.jpg

Общая схема аурализации искажений в громкоговорителях (4)

Данный комплекс работ имеет огромное значение для проектирования громкоговорителей, с общими результатами можно ознакомиться на сайте www.klippel.de.

Доклад французских специалистов «Активная тепловая защита громкоговорителей» (пр. 9059) был посвящен важной для практики проектирования громкоговорителей (особенно мощных низкочастотных) проблеме: поскольку КПД электродинамических громкоговорителей равен примерно 1%, то основная часть подводимой мощности расходуется на нагрев звуковой катушки и магнитной епи. Например, в мощных громкоговорителях для портальных систем температура нагрева цепи может достигать 300 градусов, что приводит к механическим повреждениям, возникновению  различных видов искажений (линейных и нелинейных и др.), поэтому постоянно разрабатываются различные способы отвода тепла и защиты от теплового перегрева (специальные конструкции магнитных цепей, полупроводниковые холодильники и пр.). Кроме того существуют и активные методы защиты, один из которых и рассматривается в данном докладе (схема представлена на рис.5).

pic-5.jpg

Активная схема тепловой защиты громкоговорителей (5)

Метод основан на использовании динамического компрессора, порог срабатывания которого модулируется температурой магнитной цепи в реальном времени. Преимущества новой схемы показаны на примерах.

Проблемам измерения нелинейных искажений, возникающих в громкоговорителях при смещении подвесов и центрирующих шайб, были посвящены еще два французских доклада «Механические нелинейности в электродинамических громкоговорителях» (пр. 9058) и «Динамические измерения параметров подвесов громкоговорителей» (пр. 9054). В докладах предлагается техника неразрушающего контроля, позволяющего производить измерения жесткости  и механического сопротивления подвесов как функции мгновенного смещения и скорости (рис 6).

pic_6_2014.jpg

Экспериментальная установка для тестирования громкоговорителей (6)

В докладе «Моделирование импеданса громкоговорителей на малых уровнях сигнала» (пр. 9053) предлагается электрическая активная цепь, позволяющая моделировать сложный характер зависимости импеданса (сопротивления) громкоговорителей от частоты, что важно для проверки согласования грмкоговорителей с усилителем.

Наконец, в докладе «Новый линейный магнитный двигатель для электроакустического преобразователя» (пр. 9060) предлагается принципиально новая конструкция магнитной цепи, состоящей из набора прямоугольных магнитных брусков из неодима и двух неподвижных катушек, и обладающая значительно большей эффективностью, чем в обычных динамиках. Общий вид динамика с новой магнитной цепью показан на рис.7.

pic_7_2014_560.jpg

Подвижная система динамика с новой магнитной цепью (7)

Второе заседание секции «Преобразователи» было посвящено микрофонам: Сенсационным был доклад специалистов Института физики из Белградского Университета «Микрофоны из графена» (пр. 9063). Графен – новый материал, одно из последних достижений нанотехнологий ХХI века, за разработку которого А. Гейм и Л. Новоселов получили Нобелевскую премию в 2010 году. Он состоит из атомов углерода, организованных в гексагональную решетку.

Из него можно делать пленку толщиной в один атом (0,3 нм), можно использовать несколько слоев, а также применять многослойную графеновую бумагу толщиной от 1мкм. Графеновые пленки обладают уникальными свойствами: очень легкие, прочные (почти в 200 раз прочнее стальной пленки), имеют высокую электропроводимость (в шесть раз больше меди), высокую теплопроводность, стабильность и оптическую прозрачность. Их можно использовать в качестве полупроводников с очень низким уровнем тепловых шумов для АЦП, усилителей и пр. В данном докладе предлагается рассмотреть возможность их применения в качестве мембран конденсаторных микрофонов. В докладе была представлена полная компьютерная модель конденсаторного микрофона фирмы B&K 4136. На модели были отработаны параметры таким образом, чтобы рассчитанные значения характеристик (АЧХ, ФЧХ, импеданса и др.) максимально совпадали с измеренными значениями этих параметров для выбранного типа микрофона. Затем в модель были вставлены параметры многослойной графеновой пленки (30-60 слоев) и снова рассчитаны характеристики микрофона. Оказалось, что применение графена позволяет значительно расширить диапазон частот вплоть до ультразвуковой области, повысить чувствительность, существенно снизить уровень переходных процессов, значительно повысить температурную стабильность, устойчивость к внешним воздействием и снизить уровень шумов. Если все это подтвердится на образцах, то это будет переворот в микрофонной технике и аудиотехнике вообще (известно, что ведутся работы по созданию электростатических громкоговорителей с графеновыми пленками в качестве мембран).

Следующий доклад «Численное моделирование ветровых шумов в микрофонах, часть 3 -Ветровые краны» (пр. 9062) представляет собой продолжение работ, представленных на предыдущих конгрессах. В них был выполнен анализ внешних и внутренних ветровых потоков вокруг микрофона и создаваемый ими уровень шумов. В данном докладе та же методика была применена для оценки роли ветровых экранов разной формы и площади, что очень полезно для практики проектирования микрофонов.

pic_8.jpg

Распределение скорости и давления ветровых потоков вокруг капсюля с экраном (8)

На рис.8 показано распределение скорости ветровых потоков и давления, когда микрофон находится на оптимальном расстоянии от экрана. История развития микрофонов фирмы Neumann, предназначенных для записи высоких уровней звукового давления, была представлена в докладе М. Шнейдера (пр. 9065), начиная от первой послевоенной модели U-47. (рис.9).

pic_9_2014_560.jpg

Модель микрофона фирмы Neumann U-47 (9)

В докладе «Влияние окружающих условий на результаты акустических измерений» (пр. 9061) фирмы Bang&Olufsen приведены очень полезные для практики измерений данные о количественном влиянии изменений атмосферного давления, температуры, влажности и пр. на точность их измерений микрофонов.

Наконец, в последнем докладе (пр. 9064) на этой секции сделан сопоставительный анализ уровней записи окружающих шумов у конденсаторного и динамического микрофонов, показано их различие и проанализированы причины.

На секции «Акустика помещений» были представлены четыре доклада: Первый «Инфразвук в автомобилях – теория, измерения и анализ» (пр. 9049) содержит результаты измерений уровней звукового давления внутри салонов автомобилей при разных скоростях.

Показано, что средний уровень сигнала обычно выше 94 дБ, пиковый – до 114 дБ, уровень шумов – 98 дБ. Спектральный анализ этих шумов показал наличие значительных уровней ниже 20 Гц, т.е. в области инфразвука. Выявлены причины его появления (турбулентность воздуха при движении колес, колебания кузова и др.). Поскольку инфразвук плохо влияет на состояние здоровья человека, то возможными причинами усталости, потери скорости реакции и др. является наличие инфразвукового шума в автомобилях, что требует дальнейшего исследования.

Очень полезные данные приведены в докладе «Акустические характеристики пористых материалов в области низких и средних частот» (пр. 9051). Обычно пористые материалы эффективны в области высоких частот, а в докладе был проанализирован ряд волокнистых и гранулированных материалов и показано, что они могут эффективно использоваться как наполнители для низкочастотных поглотителей.

Доклад известного специалиста по разборчивости речи Питера Маппа «Оптимизация размещения микрофонов и выбор форматов для вспомогательных систем прослушивания» (пр. 9052) был посвящен очень важной проблеме - более 14% взрослого населения Европы имеют потери слуха разной степени. В связи с этим во многих концертных залах, кинотеатрах, лекционных залах и др. установлены специальные системы звукоусиления для людей с потерей слуха (ALS). Сигналы, записанные микрофонами, передаются разными способами: инфракрасное излучение (IR), беспроводной радиовещательный сигнал ((RF) или индукционная петля (AF) на головные телефоны слушателя с соответствующими приемниками (рис. 10).

pic10.jpg

Схема передачи сигналов в ALS (10)

В докладе рассматриваются разные способы расстановки микрофонов, выбор форматов и пр. для максимального увеличения разборчивости речи для слабослышащих людей.

На секции «Человеческие факторы» (очень странное название) был представлен доклад английских специалистов R. Vos, J. Angus и B. Story «Новый алгоритм извлечения формы вокального тракта из записи голоса певца» (пр.9073), в котором представлено программное обеспечение, позволяющее из записи вокального или речевого отрезка извлечь информацию о расположении первых четырех формант (рис.11) и по ним определить форму вокального тракта (строение голосового аппарата вокалиста – прим. ред.).

pic_11.jpg

Выделение формант из записанных файлов сигналов (11)

Такая возможность практически в реальном времени контролировать форму тракта может быть очень полезна при обучении вокалистов. В следующем докладе специалистов из Aalborg University (Копенгаген) представлена система управления уровнем звукового давления помощью жестов в системах виртуальной реальности (пр. 9074). Работы по управлению звучанием с помощью жестов продолжаются уже довольно давно, первая попытка была предпринята Терменом при создании его инструмента Терпситон. Данная работа расширяет возможности управления параметрами звучания, для чего в системе виртуальной реальности создается объект-«человек», перемещения и движения которого коррелированы с движениями и жестами реального наблюдателя (рис. 12).

pic_12_560.jpgСистема для управления жестами (12)

Специалисты из Университета Salford (Англия) представили доклад «Поиск аудиоинформации» (пр. 9075), в котором дается обзор современных методов интеллектуального поиска информации в аудиоархивах, позволяющих распознавать и извлекать информацию по стилям, жанрам, исполнителям и пр. Методы используют современные системы искусственного интеллекта, их развитие является одним из самых активно развивающихся направлений в аудиотехнике.

На секции «Пространственный звук» был представлен доклад японских специалистов под руководством известного профессора А. Андо «Управление распределенной вокруг экрана системой громкоговорителей для 3D-телевидения» (пр. 9076). Эта работа является продолжением исследований, представленных на предыдущем конгрессе - вокруг экрана размещено 60 громкоговорителей, и с помощью методов волнового синтеза (WFS) синтезируется фронт волны, обеспечивающий восприятие и движение мнимых источников на экране. В данной работе уточняются теоретические положения и предлагаются методы минимизации ошибок. Лучшим докладом конгресса был признан доклад специалистов из Dolby Lab. «Влияние количества и расположения микрофонов на усреднение частотной характеристики при измерении в кинозалах» (пр. 9083). Обычно при оценке акустических характеристик звукового поля в помещении измеряется АЧХ в разных точках, при этом имеет место значительный разброс данных, что затрудняет возможность использования их при расчете систем звукоусиления. Для обеспечения стабильной процедуры усреднения предлагается методика, включающая в себя выбор числа микрофонов и их размещения  в помещении, обеспечивающая быструю сходимость процесса усреднения и надежные результаты.

Доклад «Ambidio (Ambiophonics Audiо) – система расширения стереообраза для встроенных в переносные компьютеры громкоговорителей» (пр. 9077), представленный американскими инженерами под руководством известного специалиста Р. Гласгала, разработчика пространственной системы звукопередачи Ambiophonic. Попытки расширения стереопанорамы предпринимались достаточно давно (примером может служить трансауральная стереофония для воспроизведения бинауральных сигналов через громкоговорители с подавлением перекрестных связей и др.). Здесь предлагается обработка сигнала в реальном времени, которая использует принципы амбиофонии, где прямой звук воспроизводится через два близко расположенных громкоговорителя с подавлением перекрестных связей. Общая схема алгоритма представлена на рис.13.

pic_13.jpg

Общая схема построения системы Ambidio (13)

Доклад специалистов из института IDMT (Fraunhofer) «Гибкая архитектура объектно-ориентированных аудиосистем» (пр. 9082) был посвящен активно развивающимся в настоящее время пространственным системам звуковоспроизведения, где используется не только поканальное, но и объектно-ориентированное панорамирование, примером может служить система Dolby Atmos. Поскольку управление такими системами представляет значительные сложности для аудиоинженеров, была разработана гибкая архитектура управления с помощью беспроводной связи через мобильные устройства, общий вид лабораторной установки показан на рис.14.

pic_14.jpg

Общий вид лабораторной установки (14)

В докладе «Восприятие высоты: локализация, движение и погружение» (пр. 9081) приведены результаты экспериментальных исследований, выполненных на специальной установке The Equidome, состоящей из 12.2 громкоговорителей (6 громкоговорителей в горизонтальной плоскости, 6 с подъемом на 60 градусов и 2 низкочастотных блока на полу). С ее помощью была определена точность локализации движущихся источников в вертикальной плоскости. Влияние движения головы, как оказалось, оказывает большое влияние на локализацию фронт-тыл. Была
также проведена субъективная экспертиза оценки пространственности и степени погружения в звуковое поле. Показано, что добавление громкоговорителей в вертикальной плоскости улучшает
восприятие пространственности, поэтому в настоящее время разрабатывается достаточно много систем пространственного воспроизведения с расположением громкоговорителей в разных по
высоте плоскостях(22.2, 10.2, Dolby Atmos и др.).

На секции «Применение в аудио» (стендовые доклады) можно выделить два:

Первый, проф. Вольфганга Анерта и его сотрудников «Новая звуковая и световая система в здании парламента в Дюссельдорфе» (пр.9086), в котором приведены результаты разработки новой системы озвучивания с помощью современного комплекса программ, разработанных под руководством В. Анерта (EASE, EASERA и др.). Компьютерная модель зала для пленарных заседаний, созданная в программе EASE, показана на рис. 15.

pic_15.jpg

Компьютерная модель зала для пленарных заседаний (15)

Второй доклад специалистов из института IDMT (Fraunhofer) (пр. 9087) содержал результаты применения разработанной ими системы управления объектно-ориентированными аудиосистемами (см. предыдущий доклад пр. 9082). На примере работы систем звукоусиления в больших залах (например, залы для фестивалей Bregenz и Mörbisch) представлены способы улучшения этой системы: новая конфигурация автоматических алгоритмов, новые возможности управления параметрами на слушательских позициях и усовершенствованная система моделирования помещения.

Секция «Применение в аудио/Образование» (стендовые доклады) содержала следующие доклады.

«Невизуальное взаимодействие для персональных медиаустройств» (пр. 9090), в котором рассматриваются проблемы замены визуального контроля экранов смартфонов и других устройств на акустическое распознавание тактильных жестов (что может, например, увеличить безопасность в транспорте).

В польском докладе «Распределенная система измерения уровня шумов: концепции и применение» (пр. 9088) предлагается современная система для измерения шумов в различных точках открытых и закрытых пространств, позволяющая быстро собирать и обрабатывать данные.

В докладе «Новые алгоритмы классификации голоса для управления домашними устройствами» (пр. 9089) предлагаются усовершенствования в системах голосового управления домашними системами, в т.ч. компьютерами, бытовыми приборами и пр.

Три английских доклада были посвящены проблемам образования: «Поддержка ТВ-звука в Англии – новая роль образования» (пр. 9091), «Обучение студентов аудиопрограммированию» (пр. 9092), «От Фарадея до Фурье - обучение аудиотехнологиям на основе конструирования громкоговорителей» (пр. 9093).

На секции «Восприятие, пространственное аудио, акустика помещений» (стендовые доклады) можно выделить следующие доклады.

«Новый метод определения пропорций помещения с хорошими акустическими свойствами» (пр.9047).

Вопросам выбора пропорций помещения, оптимизированных с акустической точки зрения, уделяется большое внимание в литературе на протяжении длительного времени (со времен строительства античных театров). Первые теоретические работы исходили из требований уменьшить влияние собственных частот (резонансов) помещения на низких частотах, где они расположены дискретно и существенно влияют на восприятие тембра. Из требований равномерного распределения собственных частот были получены рекомендации по пропорциям помещений 2:3:5 или 1:1,25:1,6.

В Рекомендациях МЭК допускаются разные соотношения, среди них 1:1,96:2,59. В данной работе предлагается новый критерий - оценка вариаций среднего уровня звукового давления в полном диапазоне частот, при этом соотношения размеров помещения должны обеспечивать минимальные отклонения уровня, т.е. максимальную гладкость частотных характеристик в разных точках помещения. Расчеты и измерения в помещениях разных размеров показали несколько различные соотношения для разных объемов, но достаточно универсальное соотношение оказалось равным 1:2,19:3.

Доклад «Применение алгоритмов бинауральной локализации для слуховых аппаратов» (пр. 9034).

Обычно в слуховых аппаратах пространственная локализация нарушена из-за процессорной обработки сигналов, которые в них используются. В данной работе предлагается использовать алгоритмы бинауральной локализации (которые обычно применяются при обработке стереосигналов для передачи на стереотелефоны с целью выноса звукового образа из головы и восстановления пространственной картины с использованием свертки с передаточными функциями головы, эквализации и пр.). С учетом специфики восприятия звука в слуховых аппаратах предлагается использовать еще один приемник - закрепленный на одежде микрофон, который принимает радиосигнал - и путем сравнения прямого звука на микрофоне в слуховом аппарате и его же, принятого на дополнительное устройство, вычислить пространственные локализационные признаки (рис. 16).

pic_16.jpg

Система передачи звука на слуховые аппараты (16)

На третьей секции со стендовыми докладами «Аудиопроцессоры, преобразователи, звукозапись» можно выделить следующие доклады:

«Многофизическое моделирование и эвристическая оптимизация дизайна компрессорных драйверов» (пр. 9069) рассмотрена численная модель конструкции излучателя для рупорных громкоговорителей и предложен алгоритм оптимизации его конструктивных параметров. В докладе «Свойства градиентных громкоговорителей» (пр. 9070) рассматриваются свойства громкоговорителей с регулируемой характеристикой направленности, построенных на использовании двух излучателей, разнесенных на определенное расстояние с регулируемой задержкой. Применение таких громкоговорителей может быть полезно в некоторых случаях для регулирования уровня отражений от боковых стен.

На секции «Процессорная обработка сигналов» было представлено 11 докладов, из них интересен доклад испанских специалистов «Эффективный алгоритм улучшения речи для бинауральных слуховых аппаратов» (пр. 9035), в котором рассматривается новый метод обработки сигналов в современных слуховых аппаратах, используемых для обоих ушей и объединенных в единое устройство, что позволяет использовать бинауральные свойства слуха для локализации и улучшения разборчивости речи.

В докладе «Двухэтапное детектирование шума, использующее корреляцию между фреймами и скрытые Марковские модели для реставрации» (пр. 9036) предлагается новый метод детектирования импульсных шумов в музыкальном сигнале.

Доклад «Создание новых виртуальных образцов речи для распознавания эмоций с помощью PSOLA» (пр. 9037) предлагает для создания баз данных различных речевых отрезков с разным эмоциональным содержанием использовать синтезированные отрезки речи. Для этого используется техника, известная под названием PSOLA (Pitch Synchronous Overlap and Add), которая предлагает разделение сигнала на определенные фреймы, модификацию каждого фрейма по скорости, длительности и пр. в зависимости от выбранного вида эмоций, и синтез суммарной волновой формы сигнала. Показано, что распознавание эмоций с помощью таких сигналов хорошо согласуется с данными на реальных сигналах.
В докладе «Виртуальное акустическое окружение для автоматизации параметров для многоканальных downmix-алгоритмов» (пр.9039) рассматриваются новые алгоритмы перевода многоканального звука в стерео (например, для телевидения). Здесь предлагаются алгоритмы автоматического перевода с учетом параметров виртуального окружающего помещения. Общая структура процесса преобразования показана на рис. 17.

pic_17.jpg

Общая структура системы преобразования 5.1 в стерео (17)

Самая большая секция на конгрессе «Восприятие» была посвящена психоакустике (неудивительно, что именно она вызывает такой интерес, поскольку от успехов в психоакустике зависит развитие современной аудиотехники), на ней было представлено 14 докладов.

В докладе специалистов из McGill University (Канада) «Постоянство предпочтения высоких частот среди опытных слушателей» (пр. 9018) представлены результаты субъективных экспертиз по определению предпочтений высоких частот в записи. Считается, что музыканты и звукорежиссеры, работающие с поп-музыкой, предпочитают большее количество высоких частот в записи (яркий звук), чем работающие с классической музыкой, но экспертиза этого не подтвердила. Диапазон предпочтений достаточно широк и связан скорее с индивидуальными, чем профессиональными свойствами слушателей.

В докладе «Эффект динамической компрессии на громкость и качество восприятия» (пр. 9021) было рассмотрено влияние изменения пик-фактора (отношения пикового уровня сигнала к среднему) на восприятие громкости и качества восприятия для разных жанров музыки (рок, джаз, электронная музыка). Изменение пик-фактора достигается за счет компрессии, исследование показало наличие четкой корреляции между ощущением громкости и качества звучания с изменением пик-фактора для разных жанров.

Этой же проблеме «Гиперкомпрессия в звукозаписи – предпочтения слушателей» (пр. 9022) был посвящен еще один доклад из Университета в Сиднее (Австралия). Слушателям представляли произведения разных жанров (классика, поп, рок, электронная музыка) с разной степенью компрессии, пытаясь выяснить их предпочтения. Статистически значимый результат был получен для классической и поп-музыки, слушатели отчетливо дифференцировали качество звучания при разной степени компрессии, предпочитая минимальный уровень компрессии. Остальные жанры не дали отчетливо значимых результатов.

В докладе «Влияние слуховой памяти на восприятие тембра» (пр. 9028) исследуется влияние временного интервала между стимулами на точность оценки тембра. Показано, что наилучшие результаты получаются, когда стимулы предъявляются друг за другом без временного интервала, а с увеличением интервала до 40 сек. точность определения различий в тембре ухудшается, значительно различаясь в зависимости от слушателя и выбранного стимула.

Очень многообещающий доклад был представлен специалистами фирмы Philips «Моделирование опыта восприятия пространственного звука» (пр. 9025). В нем рассматривается актуальная для современной аудиотехники проблема: замены экспертов в слуховых оценках аппаратуры на данные, полученные из компьютерных слуховых моделей. Такие попытки предпринимаются достаточно давно, и в данном докладе предлагается новая модель слуховой системы на нейронных сетях, которая дает распределение оценок качества звучания аппаратуры, сопоставимое с распределением слушательских оценок. Разумеется, авторы предполагают дальнейшую работу над моделью, ее результаты чрезвычайно важны, так как, возможно, позволят заменить дорогостоящие экспертные прослушивания на компьютерные оценки.

Два доклада были посвящены проблемам локализации в вертикальной плоскости «Исследования вертикальной стереофонической локализации в присутствии междуканальных связей» (пр. 9026), в котором слушателей просили указать порог по амплитудному различию (т.е. разницу между уровнем звукового давления верхнего и нижнего громкоговорителей), при котором звук можно локализовать в положении нижнего громкоговорителя. Оказалось, порог зависит от частоты, в области 1-2 кГц он минимальный.

Второй доклад «Эффект восприятия горизонтальной и вертикальной межканальной декорреляции» (пр. 9027), был посвящен проблемам создания upmix-алгоритмов, т.е. преобразованию сигналов из моно в стерео, из стерео в многоканальный звук и т.п. Для расширения стереообраза используется декорреляция сигналов (т.е. нарушение степени их подобия). В данной работе исследуется применение особого вида декоррелятора (Lauridsen Decorrelator) для расширения стереообраза в горизонтальной и вертикальной плоскости. Результаты прослушивания показали, что декорреляция в горизонтальной плоскости наиболее эффективна в области высоких частот, а в вертикальной в области низких.

Наконец, в докладе «Эмоциональное воздействие различных форм пространственности в прослушивании музыки через системы мультимедиа» (пр. 9024) показано, что использование пространственного звука при прослушивании через телефоны, громкоговорители и бинауральные стереосистемы не только увеличивает эффект пространственности, но и повышает эмоциональное воздействие музыки на слушателя.

Кроме основной научной сессии, на этом конгрессе (как и на предыдущих в последние годы) было четыре сессии «Инженерные заметки» – это короткие стендовые доклады. На этом конгрессе их было двадцать четыре.

Из них можно выделить следующие:

«Влияние направления прихода первых отражений на воспринимаемую ясность (четкость) звука в малых помещениях» (японский доклад Е-Brief-134), в нем были представлены результаты моделирования в малых помещениях с помощью распределенных по стенам заглушенной камеры громкоговорителей, с помощью которых можно регулировать направления прихода, задержку и амплитуду первых отражений. Еще раз было количественно показано влияние направления прихода первых отражений на такие субъективные параметры, как ясность С80, ширина источника ASW и величина погружения LEV.

«Способность к многомерной оценке участников слушательских тестов» (польский доклад Е-Brief-135), в котором предлагается тест для тренировки при отборе экспертов, развивающих у них способность к многомерной дифференциации звуковых источников.

«Методы мультифизического моделирования громкоговорителей» (доклад Е-Brief-134, Германия), в котором приводится обзор современных методов численного моделирования работы громкоговорителей и предлагается последовательная методика оптимизации их параметров.

«Содание психоакустических карт распределения звукового давления для концертов на открытых площадках» (польский доклад Е-Brief-150, проф. Божена Костек и др.) - во время современных концертов на открытых площадях развиваются большие уровни звукового давления, которые часто опасны для человека. В данном докладе представлена методика измерения распределения уровней давления и выявления опасных для слуха зон, пример измеренных уровней и их распределение на площади показан на рис. 18.

pic_18.jpg

Распределение уровней звукового давления в открытом пространстве при проведении рок-концертов (18)

– «Распределение звуковой интенсивности вокруг головы человека» (польский доклад Е-Brief-154, Б. Костек и др.) приведены результаты измерений пространственного распределения звуковой интенсивности вокруг головы (измерено на искусственной голове в заглушенной камере при излучении нескольких громкоговорителей) с помощью робота. Результаты измерений на частоте 1кГц представлены на рис. 19.

pic_19.jpg

Распределение звуковой интенсивности вокруг головы на частоте 1 кГц (19)

На конгрессе было проведено 18 научных семинаров, тематика некоторых из них следующая: «Изменения и возможности звука для ТВЧ», «Практическая техника для записи в Surround», «Применение объектно-ориентированного звука», «Как делать звук для стереотелефонов», «Современный мастеринг» и др.

Также было организовано 19 учебных семинаров: «Акустический анализ малых помещений», «Музыка для кино», «Разборчивость речи», «Запись и микширование классической музыки», «Качество стереотелефонов», «Базовые знания о микрофонах» и др.

Студенческие мероприятия включали в себя ассамблею, конкурс звукозаписей, конкурс научных работ и др. Премию за доклад «Моделирование импеданса громкоговорителей на малых уровнях» получил студент из Датского Университета.

Победителями в конкурсе звукозаписей стали студенты: в номинации «Традиционная звукозапись»

– из Норвегии, Nordic Institute of Stage and Studio, Осло; в номинации «Современные студийные записи» – немецкий участник из Берлинского Universität der Künste; «Звук для аудиовизуальных приложений» – из Австрии, Universität für Musik und darstellende Kunst, Вена.

pic_20.jpg

Победители студенческих соревнований звукозаписей

 

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика