СЕГМЕНТ РЫНКА: ИНСТАЛЛЯЦИОННЫЕ МИКРОФОНЫ

microfon.jpg

Что такое инсталляционные микрофоны, где и как они применяются, на каких сегментах рынка и как востребован этот вид оборудования в России — краткий обзор ситуации дают эксперты ведущих компаний-поставщиков.

Подготавливая эту статью, мы как всегда, сначала решили договориться с нашими экспертами о терминах. В результате в этот обзор вошли всего три вида устройств: а) отдельно стоящие микрофоны на стойках (например, типа «гусиных шеях») или на поверхностях (например, PZM); б) микрофоны, устанавливаемые опять же на стойках или заподлицо с поверхностью (Flush Mount); в) подвесные микрофоны.

Выяснилось, что первые два вида микрофонов предназначены, в первую очередь, для рынка комплексных системных решений. На складе их не держат, поставляют под заказ на проекты: «Список потребителей огромен, — говорит руководитель отдела Public Address компании «АРИС» Сергей Гурин. — это и залы совещаний для корпоративных и государственных заказчиков, и универсальные конгресс-холлы в гостиницах, и учебные аудитории в учебных заведениях, и инфраструктурные объекты городского хозяйства». К слову, компания «АРИС» представляет на российском рынке инсталляционные микрофоны двух брендов: немецкой компании beyerdynamic и американской Biamp Systems.

В портфеле компании Sennheiser микрофоны для инсталляций представлены линейкой Speech Line, в которую входят две серии, Mic Series 1 и Mic Series 3. «Они прекрасно интегрируется с корпоративными, а также с гостиничными АВ-системами и применяется для оснащения помещений для конференций, презентаций, тренингов и обучения, в т.ч. с синхронным переводом, — сообщает старший менеджер подразделения интеграционных систем Sennheiser Russia Андрей Шеремет. — Наши микрофоны отлично зарекомендовали себя в системах звукоусиления театров и многофункциональных залов, на спортивных объектах, а также в оснащении церквей и храмов».

Впрочем, последний пункт в этом сообщении Андрея Шеремета относится скорее к западному, а не к российскому рынку. «Озвучка церквей, пожалуй, единственная область применения инсталляционных микрофонов, не столь популярная у нас, как на Западе, — включается в дискуссию главный инженер компании Creator-AV Николай Воробьёв. — В православных храмах голос естественным образом усиливают своды. А католических и лютеранских церквей, где традиционно применяют звукоусиление, в России немного».

В модельном ряду компании Clockaudio есть инсталляционные микрофоны, способные удовлетворить самые изысканные запросы заказчиков, от простой СОУЭ до сложного конференц-зала с системой ВКС, видеотрекинга и подавления акустического эхо. Наряду с заказными коммерческими проектами продукция Clockaudio набирает популярность в театральных инсталляциях, где необходимо покрывать определённые зоны, «огибая» декорации.

Между тем, по словам Николая Воробьёва, с ростом технологической энтропии и потребностей рынка появляются всё новые сферы, где находят применение инсталляционные микрофоны в целом и продукция Clockaudio в частности. «В последние годы среди заказных инсталляций появляются все более экзотические, — говорит он. — К примеру, одна крупная российская компания-инсталлятор, наш клиент, оборудует системой оповещения, построенной целиком на оборудовании Clockaudio… частные самолеты! Микрофоны используют как пассажиры, так и члены экипажа».

Новинки

microfon_beyerdynamic.jpgСергей Гурин из «АРИСа» считает самой интересной новинкой последнего времени инсталляционные микрофоны beyerdynamic серии Revoluto. «Они обходятся без неэстетичной гусиной шеи и дарят выступающему максимальную свободу, — аргументирует Сергей. — Благодаря т.н. «коридорной» диаграмме направленности оратор не обязан говорить строго в микрофон и может жестикулировать, отклоняться и даже вставать со своего места. Еще один плюс этих микрофонов — строгое соответствие телевизионному райдеру: лица важных персон в кадре никогда не перечеркиваются «гусиными шеями»!

Добавлю, что микрофоны beyerdynamic Revoluto MPR 200 выпускаются в различной цветовой гамме, занимают минимум места, гарантируют максимальное качество звука и идеальны при работе с современными цифровыми аудиоплатформами, например, Biamp Systems».

Новинкой компании beyerdynamic является и серия Classis, состоящая из четырёх линеек. В состав Classis GM (gooseneck mics) входят конденсаторные микрофоны на «гусиной шее» различной длины, оснащённые разъемами XLR (3 или 5 контактов), с выключателем или без. Эти микрофоны монтируются в настольные подставки или устанавливаются прямо в столешницу — с помощью специального амортизирующего крепления, которое призвано гасить вибрации. Миниатюрные микрофоны линейки Classis OM (overhead microphones) предназначены для монтажа на потолок, а микрофоны граничного слоя Classis BM (boundary microphones) — для врезной установки в столешницу или потолок.

«Потолочные микрофоны Biamp Systems CM1 сложно назвать прорывом, но их появление на рынке вполне оправдано, — говорит Сергей Гурин из «АРИСа» —идея заключается в том, что теперь можно заказать все необходимое у одного производителя. Таким образом, используя надёжные компоненты, мы повышаем надёжность всей системы».

Отметим, что потолочные микрофоны CM1 необходимы, например, для компенсации фонового шума с помощью платформ Biamp на таких объектах, как аэропорты, вокзалы, торговые центры и проч.

«За последние полгода компания Clockaudio порадовала рынок новой линейкой «белых» микрофонов, — говорит Николай Воробьёв из Creator-AV. — Среди которых выделяется модель C 801W с узконаправленной дисперсией (микрофоны такого типа называют «пушками») и поворотным механизмом: для узконаправленного микрофона такая дополнительная степень свободы совершенно необходима. Интересная новинка — специальный микрофон для «прослушки» SEC 09 с широкой дисперсией и высокой чувствительностью. Он «замурован» в корпус датчика дыма и визуально от него неотличим. Из монтируемых заподлицо микрофонов стоит отметить моторизированные микрофоны ARM 100-RF, способные «выезжать» из стола по команде системы автоматизации. Такие решения отлично подходят для конференц-залов Hi-End-уровня, где помимо качества звука необходимо сохранить эстетичность помещения».

Андрей Шеремет из московского офиса Sennheiser отмечает: «Мы как раз только что подготовили русскоязычную документацию на линейку Mic Series 1, куда входят наиболее популярные типы инсталляционных микрофонов, все — конденсаторные, что позволяет добиться хорошей чувствительности и звука в целом». Микрофоны Sennheiser Mic Series 1 на «гусиной шее» представлены моделями MEG 14-40 B и MEG 14-40 LB в кольцевым световым индикатором.

Ассортимент микрофонов граничного слоя более широк: настольные модели MEB 114 и MEB 114-S (с программируемой кнопкой), малозаметные, монтируемые в поверхность модели MEB 102 (круговой) и MEB 104 (кардиоидный) выпускаются в четырех вариантах расцветки — чёрного, серого и белого цветов.

microfon_sennheiser.jpg

В основу линейки Sennheiser Mic Series 3 положен модульный принцип. Можно подобрать оптимальный для решения конкретной задачи микрофонный капсюль и комплект необходимых аксессуаров — держатели «гусиная шея» различной длины, потолочные подвесы, врезные крепления, настольные или напольные стойки, беспроводные решения и проч. Для Mic Series 3 также выпускается широкий ассортимент монтажных и установочных аксессуаров.

Инновации

В сфере устройств для снятия звука сложно говорить о каких-либо инновациях, так как самый значимый прорыв — изобретение конденсаторного микрофона, был сделан почти столетие назад. С того времени микрофоны стали компактнее, надёжнее и эргономичнее, были открыты более совершенные материалы обкладок, позволяющие получать лучшие частотные характеристики. «На сегодняшний момент все производители имеют возможность выпускать любое оборудование, — отмечает Николай Воробьёв из Creator-AV. — Зачастую применение высоких технологий ограничивается только позиционированием бренда на рынке. А в сфере инсталляционных микрофонов большинство инноваций связано с улучшением эргономики и экстерьера».

С ним согласны другие эксперты нашего обзора. Андрей Шеремет из Sennheiser перечисляет целый ряд инновационных аксессуаров для инсталляционных микрофонов Sennheiser: «Микрофоны граничного слоя MEB 114-S оборудованы 5-позиционным переключателем режима работы кнопки, а также логическими контактами для подачи и проёма сигналов с блока управления. Для монтируемых в поверхность микрофонов MEB 102 и MEB 104 выпускаются кнопки управления MAS 1 и блок дистанционного управления MAS133 с переключателем режима работы кнопки и логическими контактами. Наконец, стоит отметить, что выпускаются модификации инсталляционных микрофонов в сером цвете, незаметном для оптики теле- и фотокамер».

В ассортименте Clockaudio из устанавливаемых заподлицо микрофонов ранее были доступны только модели с механическим ретрактором: микрофон «выезжает» из стола по нажатию пальцем. «Следующим этапом развития стали моторизованные микрофоны, способные делать то же самое, но автоматически, — уточняет Николай Воробьёв. — Еще одной «эргономической новинкой» стал аксессуар CH 32Wv02. Это сенсорная накладка на микрофон с яркой светодиодной подсветкой, сигнализирующей разным цветом о включении или выключении.

Для того, чтобы включить микрофон теперь достаточно прикоснуться к корпусу устройства; аксессуар совместим с большинством врезных микрофонов Clockaudio».

Сергей Гурин из компании «АРИС» согласен, что в области инсталляционных микрофонов и правда сложно отметить что-то особенно инновационное: «За исключением технологии Revoluto, где уникальные характеристики достигаются за счёт использования целого массива микрофонных капсюлей, — говорит он. — Компания beyerdynamic в этом году празднует свое 90-летие. Отмечу, что ценность этого бренда с каждым годом растет именно за счёт того, что принципы разработки и производства этих микрофонов на протяжении многих лет остаются неизменными. Как мы знаем, один из способов быть уникальным — не меняться вслед за стремительно меняющимся миром».

Спрос и развитие рынка

microfon_clockaudio.jpgМожно сказать, что спрос на инсталляционные микрофоны в России достаточно стабилен, особого роста не наблюдается. Другое дело, что постоянно возрастает уровень сложности проектов. «То, что несколько лет назад было сложным и эксклюзивным, на сегодняшний день является нормой, — утверждает Андрей Шеремет из Sennheiser. — Более того, конвергенция АВ и ИТ-технологий предъявляет свои требования, в частности, микрофон с логическими контактами сегодня уже не является чем-то необычным».

Николай Воробьёв из Creator-AV отмечает, что медленный рост спроса связан с высокой надёжностью соответствующего оборудования и отсутствием необходимости частого обновления микрофонов. Особенно это касается заказных инсталляций, где купленное оборудование работает до тех пор, пока не сломается. Естественно, как и в других сегментах инсталляционного рынка, не последнее значение играют конструктивные особенности оборудования — простота монтажа, размеры, внешний дизайн. В последнее время российские заказчики предъявляют все более высокие требования к качеству не только самого оборудования, но и звука.

Комментарий, которым мы хотим завершить наш обзор, исключительно позитивен и, пожалуй, поучителен. «В России сегмент инсталляционных микрофонов растет, показывая очень хорошую динамику, — так и кажется, что Сергей Гурин из «АРИСа» широко улыбается этому факту. — Секрет этого роста прост: системы, состоящие из инсталляционных микрофонов и цифровой платформы, отбирают долю у конференц-систем «в одной коробке».

По сравнению с микрофонными пультами типовых конференц систем, инсталляционные микрофоны более качественно передают голос, обеспечивают большую гибкость при конфигурации системы, а при использовании с современными цифровым аудиоплатформами, например Biamp Tesira, пользователь существенно выигрывает в функционале».

Кроме того, при такой схеме подключения появляется возможность настроить каждый микрофон индивидуально, что принципиально важно, например, для заказчиков из государственного сектора. «Думаю, техническому персоналу вряд ли понравится ситуация, когда надо говорить мэру города: «Говорите громче, а то у микрофона чувствительность низкая» или, наоборот: «Не кричите так громко в микрофон!» — резюмирует Сергей Гурин. И с ним трудно не согласиться.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика