ТЕСТИРОВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ МАССИВОВ
test_massivov_560.jpg
Чтобы субъективно оценить звучание компактных вертикальных массивов, в московском Доме Прокатчика было устроено сравнительное тестирование нескольких акустических систем. Мнения экспертов резюмировал Анатолий Вейценфельд.
 
В последние несколько лет на рынке профессионального звукоусиления появились необычного вида акустические системы, выполненные в виде вертикально вытянутого корпуса с размещёнными на передней плоскости динамическими головками малого диаметра, от 2 до 4, реже 5 дюймов. Часто они оборудованы встроенными цифровыми процессорами для вычисления индивидуальной передаточной функции и коррекции каждого громкоговорителя, в комплект обязательно входят также субвуферы.

Первой такую акустику продемонстрировала компания Bose, и новинка была встречена скептически — никто не мог поверить, что такие маленькие динамики могут звучать хорошо на музыкальном материале, пусть даже и с поддержкой НЧ-кабинета. Для сомнений были основания — всем известные РА-колоночки с малыми динамиками (каждый из нас мог видеть их в метро на платформах) работали в диапазоне до 8–10 кГц, имели К.Н.И. в несколько процентов, а АЧХ своей неравномерностью напоминала горный пейзаж. Но техника не стоит на месте, развиваются материалы, конструкции, технологии, и вот появились малогабаритные системы, позволяющие использовать их в музыкальных целях.

Представленная Bose новинка основывалась на серьёзных многолетних разработках как в области конструкции динамических головок, так и систем управлении ими, и на музыкальном материале звучала вполне пристойно. Конечно, субвуфер в этой ситуации берёт на себя не только басы, но и часть средних частот, что приводит к неравномерности критически важного СЧ-регистра, но разработчики знали про это и уделили данной области особое внимание. В общем, к новинке был проявлен немалый интерес и вскоре ряд известных производителей выпустил аналогичные системы. В некоторых из них используются процессоры-контроллеры для обработки сигнала и управления громкоговорителями. 

Несмотря на сомнения консерваторов, ультракомпактные массивы находят себе применение, в особенности там, где очень мало места для размещения традиционных акустических систем, там, где требуется их минимальная заметность в интерьере, а также в тех многочисленных случаях, когда нужна легкая портативная система звукоусиления, которую удобно возить с места на место в небольшом автомобиле и быстро приводить в рабочее состояние. 

Итак, с удобством ультракомпактных массивов все ясно, а как все-таки со звуком? Для того чтобы оценить его, в московском Доме прокатчика было устроено сравнительное тестирование нескольких систем: K-Array (MixArt), HK Audio Elements (A&T Trade), SR Technology Digit Three («Технологии звука»), Nova, Reinkus-Heinz («Аваллон»). Была привезена также инсталляционная колонка Tannoy, но во время нашего прослушивания она не была подключена. Колонку от Reinkus-Heinz собравшиеся на прослушивание послушали, но поскольку к ней не прилагался НЧ-кабинет, сравнивать её с остальными не имело смысла. В итоге оценивалось звучание компакт-систем K-Array, HK Audio, SR Technology и Nova. 

В качестве «точки опоры» при сравнении включались также обычные линейные массивы HK Audio и Vue. Звучание тестируемых систем, таким образом, оценивалось, среди прочего, и по степени сходства с полноценными линейными массивами. Надо отметить, что привезенные комплекты были довольно «разнокалиберными» — если HK Audio Elements был представлен вертикальным стеком из четырёх колонок (в каждой по четыре 3,5" динамика) и четырех 10" субвуферов, то K-Array — стеком из двух колонок (в каждой по 16 2" динамиков) и одним 18" субом. Комплект от Nova состоял из одной колонки (шесть 3" динамиков) и НЧ-кабинета. Комплект от SR Technology, строго говоря, не совсем вписывается в категорию ультракомпактов и является скорее промежуточным между ними и традиционными системами. Он состоит из одной колонки, содержащей четыре 6" СЧ-динамика и 2." драйвер, и двух 12" субвуферов. Очевидно, что АС с шестью СЧ-динамиками и ВЧ-твиттером — это совсем не то же самое, что настоящие ультракомпакты с миниатюрными динамиками, но, тем не менее, мы решили слушать их все вместе — по очереди.  

В качестве программного материала использовалась музыка разных жанров: джаз (оркестровый и малых составов), оперный вокал, симфонический оркестр, разные стили поп-музыки, электронная музыка и даже рок — несмотря на мнение, что «рок через такое звучать не может». 

Итак, каковы общие впечатления? Прежде всего, при переключении с бренда на бренд сразу бросалась в глаза (точнее, в уши) разница в тембре звука — по его натуральности, отсутствию или присутствию окраски, по воспроизведению высоких частот. Характер передачи ВЧ существенно различался по степени разборчивости мелких деталей звуковой фактуры, а также по тональному балансу. В ходе прослушивания выявилось важное и характерное свойство этого типа акустических систем — они хорошо звучат в довольно узком диапазоне усиления. Если сделать потише, они явно теряют тембр, детальность и «дальнобойность», не «озвучивают» всё, что в них приходит, а если сделать слишком громко, то в звучании появляется каша, они перегружаются. В общем, в отличие от обычных систем с широким динамическим диапазоном, которые можно делать потише и погромче без ущерба для качества звучания, эти системы хорошо работают практически на одном уровне входного сигнала. 

При этом надо признать, что в помещении типа клуба, ресторана, небольшого зала и т.п. все системы звучали бы с достаточным уровнем громкости, хотя очевидно, что в комплектах с очень маленькими динамиками (K-Array) на долю НЧ-кабинета досталось бы слишком много работы на средних частотах, что привело бы к изменению тонального баланса и недостаточной слитности звучания в целом.
 
В итоге явным фаворитом прослушивания стала система HK Audio, больше других приближавшаяся к звучанию обычных линейных массивов. Или меньше других отличавшаяся. Система от SR Technology, хотя и превосходила конкурентов по мощности, размеру и начинке (по существу, это трехполосная система), не превзошла их по качеству звучания. И еще один итог прослушивания — эти системы хорошо сравнивать между собою, но когда начинает играть нормальный линейный массив, все становится на свои места: конечно, ультракомпакты удобны, но настоящий большой звук они могут лишь имитировать, причем только в небольшом помещении. Поэтому не следует ждать от них того, на что они не рассчитаны и для чего не предназначены. В числе участников прослушивания был и известный звукорежиссер и педагог Дмитрий Сухин. Среди прослушанного оборудования он отметил звучание HK Audio Elements, показавшееся ему наиболее адекватным, и акустику Nova. По его словам, она не произвела на слушателей должного впечатления, так как была представлена в моноварианте, в отличие от остальных комплектов, работавших в стерео, но её звучание показалось ему натуральным и сбалансированным.

Все собравшиеся высоко оценили прошедшее мероприятие и выразили надежду, что подобные тестирования продолжатся в дальнейшем. 
 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика