БИЗНЕС: Государственные контракты
olympic-stadium-london_2.jpg

ФОТО 1: Олимпийский стадион в Лондоне, где установлены отвечающие стандартам МОК системы СОУЭ и ТВ-трансляции.

Нестабильное финансирование, задержки с оплатой и пренебрежение к АВ-технологиям — эксперты InAVate рассказывают о вызовах, с которыми сталкиваются при выполнении контрактов на оснащение крупных объектов, таких как Олимпийские сооружения.

Реальный вызов
Участие в финансируемых государством спортивных проектах, таких как Олимпийские игры или Кубок мира, может принести АВ-компании солидную прибыль. А может стать жуткой головной болью для тех, кто не готов к cвязанным с выполнением госконтракта многоуровневым финансовым, политическим и процедурным проблемам. И это при том, что АВ-фирмы редко работают напрямую с ответственным за проект государственным органом. Как правило, они на субподряде у генподрядчика, или даже у другого субподрядчика, например, у фирмы, которая выиграла тендер на систему безопасности объекта.
 
Последнее случается довольно часто, и всё потому, что аудио в составе СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) способствует спасению людей в чрезвычайных ситуациях. Поэтому для АВ-фирмы заигрывание с генеральным подрядчиком и/или уже «подписанным» субподрядчиком является одним из проверенных способов влезть в эту «вертикаль»…
Можно ли назвать подобное «стратегией»? Не уверен, но, как минимум, можно рассмотреть все плюсы и минусы ситуации. С одной стороны, «заигрывание» может быть единственным способом получить заказ: не даром до сих пор так популярна русская поговорка «не подмажешь — не поедешь». А с другой стороны, посредник может воспользоваться рекомендациями своего АВ-субподрядчика и… просто кинуть, нагреть клиента, да и, в наихудшем случае, испортить репутацию АВ-фирмы.
 
«На современном спортивном объекте взаимодействуют различные технические системы. Чем больше компетенций у системного интегратора, тем больше шансов стать победителем тендера» —  Игорь Ишеев, Polymedia 
 
«Чем дешевле предлагаемое АВ-интегратором оборудование, тем, будьте уверены, больше денег «съедят» держатели контракта, при этом конечный клиент, скорее всего, не получит никакой выгоды. Хуже того, он не получит даже ожидаемого качества или производительности системы», — говорит Рикардо Кастро (Ricardo Castro), аудио-консультант, чьи проекты включают в себя недавние олимпийские объекты в Бразилии. 
 
И наоборот, согласно концепции «палка о двух концах», купив супер-дорогое оборудование, конечный клиент будет считать, что это лучшее решение на рынке… пока не поймёт, что вообще не использует это оборудование, либо не может в полной мере воспользоваться теми дорогостоящими функциями и параметрами, которые, тем не менее, были включены в счет.
Фирма г-на Кастро, RCOE, среди прочего оказывает консультационные услуги в области применения АВ-оборудования. В некоторых странах мира это — обязательная практика для государственных проектов.
 
«Иногда АВ-консультант работает на подряде у строительной компании, — говорит Питер Хант (Peter Hunt), генеральный директор австралийской компании Hewshott, чьи недавние проекты включают в себя пятиуровневую спортивную арену и стадион Бурсвуд-Доум в г. Перт. — А другой раз даёт экспертные оценки напрямую правительству, при этом генеральный подрядчик может нанять своего консультанта. Отношения между участниками с разных сторон складываются, конечно, не простые…»
 
Между тем, производители-таки выходят на «переполненное поле» — часто в обход своих дистрибьюторов и в ущерб их интересам.
 
«Не секрет, что производители сами выходят на госзаказ, чтобы получить весь проект целиком, и «впихнуть» в спецификацию по возможности только свою продукцию, — говорит г-н Хант. — Смотрите, сколько в последнее время было слияний и поглощений... Уверен, что эта тенденция сохранится, но, боюсь, пользы от этого не будет никому, кроме самих производителей».

Авралы и итоговый результат
Хотя проектирование и строительство крупных спортивных сооружений идёт годами, на конечном этапе там часто возникают авралы. При этом задержки со стороны строителей «заваливают» сроки исполнения АВ-работ: трудно инсталлировать дисплеи или акустические системы, когда их вообще некуда ставить. А если и есть, то инсталляция по-прежнему невозможна, т.к. «неоконченные работы» могут повредить АВ-оборудование.
 
«Основной дефицит — время на инсталляцию, — утверждает Гёркем Селикбелик (Görkem Celikbilek), вице-президент турецкой компании Asimetrik. — Например, все работы по инсталляции АВ-оборудования на стадионе «Мерсин» должны были завершиться в течение 128 дней, так как дату открытия Средиземноморских Игр с трансляцией по всему миру перенести было невозможно». 
 
Действительно, в таких случаях бесполезно просить больше времени. Ключевой фактор — гибкость, и особенно это касается фирм, которые «жонглируют» одновременно несколькими правительственными контрактами.
 
«В один и тот же период мы должны были ввести в эксплуатацию сразу несколько объектов, — хвастается Селикбелик. — В частности, Олимпийский стадион, спортивный центр и зал для стрельбы в Баку. И чтобы успеть вовремя, нам пришлось очень плотно сотрудничать с другими субподрядчиками, строительной компанией и производителями, всё тщательно планировать и точно исполнять».
 
olympic-stadium-baku.jpg

ФОТО 2: Олимпийский стадион в Баку
 
Да, если задержки возникают по вине других участников проекта, АВ-фирма всё равно не получает дополнительного времени. «Сроки поставок оборудования никто перенести не позволит, а дополнительного времени АВ-интегратору не дают, — говорит Игорь Ишеев, технический директор компании Polymedia, чьи недавние проекты включают в себя оснащение Главного Пресс-центра XXII зимних Олимпийских XI Паралимпийских игр в Сочи. — Но выход есть: запасаться ресурсами, чтобы организовать работы в несколько смен. Среди этих ресурсов должны, кстати, быть деньги, чтобы вовремя выплачивать заработную плату, т.к. любые неурядицы могут отрицательно повлиять на оплату ваших услуг».

«Все проблемы, которые возникают в процессе разработки и реализации крупных АВ-проектов, связаны с заниженной ценностью АВ-систем в грандиозной схеме строительных работ» —  Рикардо Кастро, RCOE 
 
По словам Игоря Ишеева, задержки в финансировании работ возникают достаточно регулярно. «Чтобы выдержать сроки, компания-интегратор должна иметь свои собственные финансовые ресурсы», — говорит он в заключение.
 
Хорошая новость заключается в том, что, в конце концов, счета оплачиваются.
 
«На моём веку ещё ни разу не было, чтобы правительство не заплатило, — говорит Роланд Хемминг (Roland Hemming), аудио-консультант, работавший с подрядчиками по оснащению олимпийских объектов в Лондоне в 2012 году. — Как правило, строительными компаниями руководят вполне здравомыслящие люди, они «обрабатывают» контракты толщиной с хорошую энциклопедию. Однако для генподрядчика это обычное дело — платить с опозданием».
 
Есть и другие проблемы, они давно известны. Возьмите сетования — они слышны практически в любой другой ситуации – на то, что АВ-технологии не внедряются, как должно, на самой начальной стадии проекта.
 
«Представьте себе процесс, где несколько экспертов (хотя бы по одному для каждой стороны, заказчика и генподрядчика) консультируют каждый в своей области, но, т.к. это только начало, дают лишь концепции, — говорит г-н Хемминг. — Далеко ли вы уедете, если проводить консультации по 50 различным дисциплинам? Так что мы неизбежно будем опаздывать, и изменить эту ситуацию нельзя. И никакие статьи тоже ничего не изменят, не надо учить учёных! Надо просто иметь дело с тем, что есть».

Суть ангажемента
В нормальных странах строительство спортивных сооружений для крупных международных мероприятий, таких как Олимпийские игры, сопровождается подъёмом чувства национальной гордости: это может повлиять на выбор поставщиков услуг, в т.ч. в области АВ-оборудования. Например, в СМИ могут появятся публикации о том, что не стоит отдавать слишком большие куски «пирога» иностранным подрядчикам, или о том, что денежные потоки уходят за границу, или о том, что «и у нас есть много квалифицированных специалистов». Многие эксперты свидетельствуют, что «локализм» сильно чувствуется в развитых странах.
 
«В развитых странах у иностранных компаний не много шансов получить контракт в госсекторе, потому что во многих отношениях это местная работа, — говорит г-н Хемминг. — Чисто логистически это дешевле, ведь вы здесь живёте».
 
Другим ключом к успеху является компетентность в системах нескольких разных типов, или, как минимум, способность быстро собрать соответствующую команду. В этом плане госрынок похож на коммерческий, где успех АВ-фирмы все больше зависит от её способности создавать ИТ-системы. 
 
«На современном спортивном объекте сосуществуют и взаимодействуют различные технические системы: инженерные, информационные, судейские, аудио-видео, системы безопасности и прочие, — говорит г-н Ишеев из Polymedia. — Чем большими компетенциями обладает системный интегратор в них самих, а также в их интеграции друг с другом, тем больше у него шансов стать победителем тендера. Эти компетенции включают в себя как проектирование систем, так и поставку, и монтаж. Между прочим, выиграть можно за счет опыта в области услуг по аренде оборудования. Некоторые системы на объекте используются очень короткое время, например, только на церемонии открытия. В любом случае для системного интегратора важно иметь штат квалифицированных специалистов, а также уметь привлекать дополнительные ресурсы и эффективно управлять ими».

«В» в «АВ» означает «второстепенный»
Если АВ-система стадиона выглядит и звучит паршиво, владельцы площадки будут недовольны. Это очевидно, но ветераны рынка говорят, что ни чиновники, ни генподрядчики «не почешутся», пока не станет слишком поздно: провалится мероприятие или возникнет очевидная нужда в дорогой переделке.
 
«Все «заковыки», которые возникают в процессе разработки и реализации АВ-проектов, как правило, связаны с заниженной ценностью АВ-систем в грандиозной схеме строительных работ, — говорит г-н Кастро. — За редким исключением АВ-оборудование и услуги «съедают» не более 3…5% общего бюджета. Проще говоря, АВ-системы не считаются важными и поэтому игнорируются. По сути, ценность этого сегмента занижена «благодаря» произволу генподрядчиков и строителей».
 
Это и есть реальность, которую руководству АВ-фирмы стоит серьёзно обдумать, решая, влезать ли (а для кого-то остаться ли) в вертикаль государственных спортивных объектов.
«Я не верю, что в рамках «традиционных ценностей» кому-нибудь когда-нибудь удастся создать хорошо звучащую систему. Спросите, почему? Да потому, что а) АВ-системы всегда «последние» и б) генподрядчикам плевать на звук, — говорит г-н Хемминг. — Их заботят базовые рабочие параметры, они всегда пытаются получить минимум, а не максимум. Можно до посинения предлагать генподрядчикам сделать что-то лучше — они не попарятся. "Это прописано в договоре? Нет? До свидания!" — и конец истории».
 
«Сегодня АВ-специалистов всё чаще приглашают в самом начале проекта, и скоро это может стать повсеместным для всех сегментов отрасли» — Питер Хант, Hewshott 
 
Но другие эксперты считают, что подходы постепенно меняются к лучшему.
 
«Да, исторически так сложилось, что АВ-системы всегда были «сбоку-припёка»: что же важного может быть в «этом экране на стене» или в «этой звуковой колонке» — ехидничает г-н Хант из компании Hewshott — Но сейчас такие штучки не проходят: АВ-системы стали гораздо более заметны. И многие начинают понимать, что раннее вовлечение всех заинтересованных сторон в единый процесс — это разумно. Наш опыт показывает, что сегодня АВ-специалистов всё чаще приглашают в самом начале проекта, и скоро это может стать повсеместным для всех сегментов отрасли».
 
Стадион или спортивная арена — крупные объекты. Хочешь-не хочешь, но акустическая обработка и другие «лекарства для звука» съедят солидный кусок и так (обычно) небольшого АВ-бюджета. А ещё их очень трудно продать генеральному подрядчику или правительственному заказчику, потому что их внимание привлекает совсем другое. Конечно, нужда в акустической защите может быть сведена к минимуму, если АВ-специалисты сотрудничают с архитектором и генеральным подрядчиком на ранних стадиях проекта, но это случается так редко…
 
Радует, что в долгосрочной перспективе проблемы иногда превращаются в возможности.
 
«Спустя примерно пять лет после завершения строительства нам сообщают, что АВ-система не работает как надо, — делится опытом г-н Хемминг. — Теперь они признают, что она с самого начала была не лучшей, но не могут ни на кого подать в суд, т.к. у генподрядчика был "пуленепробиваемый" контракт, и все обязательства по нему уже выполнены... И вот, чтобы обосновать финансирование реконструкции, приходится сообщать «наверх», что, например, срок полезного использования АВ-системы прошёл — даже если это не так…» 
 
Такие «повторные проекты» могут быть привлекательными для АВ-фирм, которые хотят встроиться в эту «государственную вертикаль», но не морочиться с новым строительством. 
Ветераны рынка говорят, что есть из чего выбирать... 
 
«На свете куча отвратительных стадионов!» — улыбается г-н Хемминг.

 
< Пред.   След. >

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика