Футбол возвращается домой

Четыре года cтройки – и английский футбол обрел новый дом. Журналу InAVate представился беспрецедентный случай неофициально посетить новый "Уэмбли". Крис Фитцсимонс рассказывает об аудиовизуальных системах, играющих важную роль в работе стадиона.

Wembley Stadium
На фоне нового стадиона светодиодные экраны Barco шириной 13,5 м кажутся крохотными.
6 500 громкоговорителей, 1 000 аудиоканалов, 390 000 пикселей светодиодных дисплеев, 90 000 мест и годичная задержка с открытием… Для описания нового стадиона “Уэмбли” подойдут многие прилагательные в превосходной степени, и статистика достаточно красноречива, однако ничто не сравнится с личными впечатлениями!

Меня сопровождали трое опытных специалистов, которые отдали этому проекту много лет. Они поделились со мной своими размышлениями об “уэмблианской” эпопее. Судьба инженера-консультанта по аудиотехнологиям из компании Capita Symonds Мика Уильямса давно связана с Уэмбли, – в 1991 году он участвовал в процессе модернизации акустики старого стадиона. Консультант по аудиотехнологиям Джеймс Херст отвечал за превращение исходной системной спецификации в практическое решение. Генеральному подрядчику по аудиосистемам, директору технических проектов компании Live Business Джерри Логу довелось испытать множество нападок юристов, пройти через судебные тяжбы и страдать от затягивания сроков строительства.

Саунд-чек

На разработку новой системы ушло немало времени. По словам Мика Уильямса, договор о реконструкции стадиона был подписан в 1991 году, до публикации так называемого “доклада Тейлора”, посвященного трагедии на стадионе Хилсборо, которая унесла 96 жизней. Хотя в целом предыдущий проект в целом соответствовал рекомендациям лорда-судьи Питера Тейлора, систему экстренной эвакуации пришлось существенно доработать. Таким образом, окончательный проект унаследовал от предыдущего критерии озвучивания и безопасности, но уже в более широком масштабе – не только для чаши стадиона, а для всего “Уэмбли” в целом.

Wembley Stadium
Потолок сконструирован таким образом, чтобы дробить отражения звуковых волн.
Важно, что акустическая система нового “Уэмбли” выполняет сразу три функции: обеспечивает безопасность, оповещение и музыкальное сопровождение. Однако ее инновационность, по мнению Уильямса, заключается в другом: “Может, это и не самая большая аудиосистема в мире, но, скорее всего, самая сложная. Я имею в виду количество многоцелевых систем в различных частях стадиона, их индивидуальное зонирование, приоритетность входов… У чаши стадиона есть своя прекрасно известная логика – это площадка для представления. Таким образом, нужно одним решением охватить большую часть стадиона, – а ведь есть еще другие его части: служебная территория, территория общественного пользования, помещения для спортсменов, помещения “только для персонала”… Существуют ли между ними точки соприкосновения? Что помогает посетителям ресторана найти дорогу на общественную территорию и не забрести на служебную? Требуется ли отдельная система оповещения для работников стадиона? Вот здесь-то и начинаются реальные сложности”.

Wembley Stadium
Для установки 138 громкоговорителей EAW KT750 на крыше стадиона установлена металлоконструкция, специально спроектированная компанией Technique Engineering.
Поставку всех установленных на стадионе громкоговорителей осуществил один производитель – компания EAW. Уильямс продолжает: “На рынке представлено множество громкоговорителей. Однако, когда дело дошло до выбора, оказалось, что немногие полностью отвечает нашим требованиям”.

Участие Херста в проекте началась задолго до того, как был заложен первый кирпич, – он принялся проектировать аудиосистему, располагая только архитектурными чертежами. Вот что он говорит о своей работе: “Я проектировал систему озвучивания, проверял ее совершенство, гибкость и соответствие высокому уровню качества. То есть сначала нужно было, глядя на архитектурные чертежи, смоделировать систему и вычислить время реверберации, чтобы затем предоставить архитектору акустические требования – и это задолго до этапа выбора громкоговорителей! Дальше возникает вопрос: где размещать акустические системы? На опорах светильников? На полу? На потолке (высотой 15 метров!)? Все это нужно было сделать на самом начальном этапе, еще до составления бюджета и собственно строительства”.

Системы работают отлично

Главное на стадионе “Уэмбли” – чаша на 90 000 мест, а основная ставка сделана на громкоговоритель EAW KT750. По мнению Мика Уильямса, это “испытанная и поистине надежная модель, она подходит практически для всего. Мы не смогли найти у других производителей ничего подобного”.

Wembley Stadium
В системе оповещения используются расположенные под балконами громкоговорители EAW.
Всего на 54 кластерах размещено 138 громкоговорителей KT750W (где W означает Wembley – “Уэмбли”). Крепежные элементы изготовлены компанией Technique Engineering по специальному заказу. Под балконами расположено 180 широкополосных громкоговорителей EAW UB22I, по 90 штук на каждом уровне. Было установлено в общей сложности 313 усилителей мощности серии Crown CTs разных форм и размеров.

Основное различие между новой и старой звуковыми системами заключается в принципе взаимодействия с туровым оборудованием. Раньше был выбор: подключать гастрольную АС к внутренней системе стадиона или нет. Теперь, если нужно охватить зону выше уровня 30 000 сидячих мест, выбора не остается. Херст поясняет: “Еще тогда, когда мы при помощи моделирующих программ готовили расчеты по проекту, было ясно, что линейные массивы не в состоянии обеспечить адекватное звучание на верхнем ярусе. Сейчас находящиеся там зрители слышат звук внутренней системы, а звучание туровой акустики воспринимается как легкая реверберация”.
Глядя на внутренние помещения стадиона “Уэмбли”, видно, что проектной команде пришлось немало потрудиться, чтобы найти верные архитектурные решения. Главное фойе представляет собой многоуровневое пространство с потолком высотой 15 метров и практически полностью стеклянной стеной. Для качественного акустического покрытия столь огромного пространства на одной из стен установлены колонки Duran Audio Intellivox. Благодаря возможностям цифровой настройки направленности их звук не создает “мертвых” зон.

Wembley Stadium
Благодаря акустической защите время реверберации в фойе уменьшилось с 16 до 3 секунд.
Все это хозяйство зиждется на цифровой системе обработки и маршрутизации звука NION компании Peavey. Эта технология позволяет направлять звук из любого источника в любую зону комплекса, будь то ресторан или секция сидячих мест на трибуне. Сложнейшей частью подготовки аудиосистемы оказалось ее программирование. В любой сложной системе, чем больше элементов, тем больше проблем. Для решения их была привлечена группа инженеров из компаний Peavey, Peak Audio и ID Networks, создавших беспрецедентные программные решения.

“Система озвучивания и оповещения состоит из 313 зон, в каждую из которых аудиосигнал передается индивидуально. Мы можем централизованно направлять фоновую музыку в каждую зону прямо с сервера. Посетители могут воспроизводить музыку со своих источников сигнала. В системе оповещения – порядка 16 приоритетных уровней информации. По ней транслируются обычные объявления, например: об открытии дверей, открытии бара, закрытии дверей и т.п. Кроме того, мы маршрутизируем все звуковое сопровождение для экранов, установленных по всему комплексу”, – поясняет Херст.

Wembley Stadium
Из аппаратной отслеживается состояние всех усилителей Crown CTs.
Есть еще и резервная, аналоговая система оповещения. Контрольное аудиоустройство Guardian CX10, разработанное специально для “Уэмбли”, теперь вошло в стандартную линейку продуктов компании Formula Sound. При помощи сотни 10‑канальных устройств можно блокировать любой из звуковых сигналов, присутствующих на тысяче входов электроакустического “конца” системы, создавая резервный канал экстренного оповещения.
При проектировании системы для нового стадиона огромную роль сыграла акустическая защита. В первоначальных расчетах, сделанных Херстом на основе архитектурных чертежей фойе, время реверберации составляло 16 секунд. Благодаря тщательному подбору акустической обшивки удалось сократить этот показатель примерно до трех секунд.

Чаша стадиона также снабжена акустической защитой. Лицевые панели боксов установлены под углом 5°, чтобы разбивать отраженные сигналы. Акустической обработке подверглись и края балконов: покрытие толщиной 50 мм выполнено из изоляционной ваты и перфорированной облицовки.

Wembley Stadium
Благодаря акустической защите время реверберации в фойе уменьшилось с 16 до 3 секунд.
Для тех, кто плохо слышит или видит, предусмотрена профессиональная стандартная система наушников Sennheiser. В отличие от морально устаревшего низкокачественного оборудования, используемого на многих стадионах, на “Уэмбли” установлена полноценная беспроводная система, состоящая из модифицированного УВЧ-приемника EK1038, который крепится на поясе. Его можно получить в информационном киоске; к нему подключаются либо наушники, либо петельная индуктивная антенна, которую носят на шее. В те дни, когда нет представлений, эту же систему можно использовать как путеводитель для туристов.

Несмотря на то, что акустическая система нового “Уэмбли” - поистине выдающееся решение, болельщики вполне могут ее просто не заметить, – и, в принципе, это нормально. Зато они точно будут обращать внимание на два огромных светодиодных экрана, расположенных за воротами. Ширина каждого из них – 13,5 м, высота – 7 м. Они состоят из 180 панелей Barco Slite 22 с питчем всего лишь 22 мм и работают под управлением контроллера Barco D320, способного также выполнять функции четырехканального маршрутизатора. Вся система управляется при помощи комплекта программного и аппаратного обеспечения Barco Sports Box, с помощью которого на экранах отображается информация о счете матча и заменах игроков.

Немного о грустном

Легко петь дифирамбы чудесам технологий и качеству акустической системы, однако было бы нечестно не рассказать о невероятных трудностях, которые пришлось преодолеть участникам проекта, чтобы довести его до конца. Инсталляция длиной в 7 месяцев превратилась для Лога и его инженерной команды в два с половиной года напряженной работы. По его словам, были дни, когда на площадке находилось больше юристов, чем рабочих.

Несмотря на трудный опыт, все участники проекта заслуженно гордятся достигнутым результатом. Джеймс Херст заключает: “Наконец-то здесь появился звук. С самого начала мы занимались не просто расстановкой громкоговорителей в чаше. Это музыкальный стадион, и звук на нем должен быть повсюду. Таков был первоначальный замысел, и нам удалось его осуществить”.

 
< Пред.

inavate-twitter_50.jpg twitter_50.jpg facebook_50_2.jpg

   
 

Advertisement
Advertisement
64132-001_pls_banner_versand_120x240_ru.gif
Яндекс.Метрика