Домой Избранное Сенсации и тенденции: обзор выставки Integrated Systems Europe 2019

Сенсации и тенденции: обзор выставки Integrated Systems Europe 2019

1286
main-image ISE 2019

Журнал InAVate — один из основных информационных спонсоров выставки ISE. Сотрудники редакции обозревают инновации 2019 года в разрезе общего развития профессиональной АВ-индустрии.

Если коротко, то это было шоу! В каждом уголке RAI-центра участники выставки ISE 2019 находили хитрые способы продемонстрировать мощь современных АВ-технологий. В этом деле «впереди планеты всей» были, конечно же, производители дисплеев. Специального упоминания достойны компании Absen (несколько премьер на рынке светодиодов), Panasonic (проекция на костюмах живых артистов), Samsung (отдельный павильончик с как всегда потрясающими 8K-дисплеями) и LG с её OLED-водопадами. Отметим также нестандартные, весьма забавные маркетинговые ходы: компания Kramer посылала видеосигнал через картофелины, а Daktronics «упекла» светодиодный модуль в кусок льда…

Технологии аудио
Пока одни представители отрасли продолжают гадать, что же значит «иммерсивное аудио» и как это «нечто» лучше всего воплотить, другие вовсю внедряют объектно-ориентированные и многоканальные системы, давая консультантам и инженерам шанс предложить своим клиента амбициозные звуковые инсталляции.

Одной из последних к этой «космической гонке» присоединилась компания Meyer Sound, анонсировав на ISE 2019 концертную адаптацию своей театральной системы — Space Map Live, главная задача которой состоит в объектно-ориентированном панорамировании аудиосигналов. Собственно говоря, на выставке эта система с помощью трёх iPad’ов объединяла и управляла не только «мееровскими» громкоговорителями, но и L-ISA от L-Acoustic и Soundscape от d&b.

Да, конечно, интеграция с программными и аппаратными возможностями уже существующих на рынке микшерных FOH-консолей — отличная возможность внедрения новаторских технологий, однако, как минимум, одно «иммерсивное» устройство, Mover от компании Powersoft, идёт к успеху более прямым (но и более «ухабистым») путём.

Moverэто НЧ-преобразователь с поршнем вместо конусного диффузора, который можно прикрепить к полу, креслу и проч., и буквально «раскачивать» наблюдателя. Конечно, на рынке существуют и другие «пихатели», но этот работает как в инерционном (создаёт вибрацию), так и в прямоприводном («толкается» поршнем) режимах, а для работы ему требуется всего один выход аудиоусилителя.

Как обычно, на выставке в изобилии были представлены конференц- системы, включая новинки от AudioTechnica (инфракрасная конференц-система ATUCIR) и Shure (проводная и безпроводная версии системы Microflex Complete на 3800 (!) участников и 200  переводчиков-синхронистов с шифрованием по протоколу AES-128).

Производители микрофонов сосредоточились на алгоритмах отслеживания говорящих участников.

Система Sennheiser TeamConnect Ceiling 2, представляющая собой 28-капсюльный микрофонный массив, построенный по технологии формирования звукового луча, теперь оборудована интерфейсом Dante и интегрирована с фирменным ПО Control Cockpit, отвечающим за управление целого ряда устройств, начиная от системы совместной работы SpeechLine Digital Wireless до радиосистем evolution wireless 300 G3 и G4.

Четырёхкапсюльный управляемый микрофонный массив AudioTechnica ES954 подключается напрямую к автоматическому микшеру ATDM-0604 и «снимает» звук в 360-градусной зоне.

Ещё один пример — («лучеотслеживающие» микрофоны, англ. beamtracking microphones) серии Tesira TCM от компании Biamp. В них предусмотрены такие функции, как Voice Activity Tracking (упомянутое выше отслеживание говорящих), Array Steering, Intelligent Mixing и проч. Biamp также продемонстрировала промышленный образец новаторского устройства, в принципе избавляющего от проблем управления микрофонами в аудитории: систему Crowd Mics, использующую для выступлений на конференции микрофоны смартфонов. Система также позволяет участвовать в дискуссиях, вставать в очередь на выступление, голосовать и выполнять другие стандартные для конференц-систем действия.

Между тем, «центрофорвардом» выставки были сетевые технологии. В этом контексте наиболее упоминаемой была Dante от компании Audinate с её новыми блоками ввода/вывода (переносным и настенным) DT168 и DT164-W для пультов Allen & Heath, новыми 4-канальными сетевыми процессорами от Tascam (I/O, DSP и управляющее приложение), а также множеством других «железок» и виджетов, которые теперь поддерживают Dante. Самой интересной новостью в этом ключе стал Dante AV — новый протокол для интеграции видео в сетевые потоки.

Добрые вести ждали и апологетов открытого исходного кода: на «миланском направлении» наметился определённый прогресс. Напомним, Milan — это профессиональная АВ-реализация протокола AVB с собственными требованиями к сетевому и прикладному уровням и полной поддержкой всеми производителями-участниками альянса Avnu. До полноценного стандарта дело ещё не дошло, но «планов громадьё», и несколько производителей уже поддерживают Milan в своих продуктах. В частности, новый Adamson CS-7P —первый активный громкоговоритель новой серии с усилением класса D и встроенным DSP — оборудован конечной точкой сети Milan (AVB); компания d&b пополнила ассортимент своих блоков ввода/вывода, выпустив «мост» DS20 MIlan.

Также выставка показала явное влияние сетевых систем управления на развитие аудио-оборудования. К примеру, компания LAcoustics анонсировала новый модуль управления Crestron для своих контроллеров-усилителей LA8, LA4X / LA12X и AVB-процессор P1.

Крупный шаг вперед в этом направлении сделала компания Ashly Audio, выпустив микшерный усилитель mXa-1502 мощностью 2 x 150 Вт в корпусе высотой всего 1U с программируемыми микрофонными предусилителями, четырьмя зонами микширования, встроенными DSP и веб-сервером. Последнее означает, что систему можно настраивать и контролировать с любого устройства через браузер и даже через VPN. По словам представителя Ashly, это лишь вершина айсберга, «первая ласточка» модульной экосистемы, которая может быть адаптирована к любым потребностям рынка.

Финский производитель электроакустики Genelec также показал новую сетевую разработку, Smart IP. Эта акустическая система способна на большее, нежели просто управление по сети: аудио передаётся по сети, питание — через Ethernet, масштабируемая централизованная конфигурация, полный контроль и калибровка…  «единственное, что вам осталось сделать — подключить к динамику кабель Ethernet» (цитата из рекламного проспекта фирмы).

Вполне ожидаемо у посетителей ISE 2019 была отличная возможность очень подробно познакомиться с новыми громкоговорителями и радиомикрофонами.

В плане громкоговорителей на выставке «отметились» многие известные и не очень производители. Французская компания LAcoustics представила небольшой, но мощный «атмосферостойкий» коаксиальный громкоговоритель X4i, который весит менее 1 кг и демонстрирует такое же звуковое давление, как L-Acoustics ARCS и Kiva.

Немецкий производитель d&b показал KSL System, очередное «прибавление» к семейству SL с контролем направленности во всём диапазоне воспроизводимых частот, расширенной отдачей по НЧ и новой системой подвеса.

Американская Bose «похвасталась» новыми семействами линейных массивов ArenaMatch DeltaQ и ArenaMatch Utility, оптимизированными для инсталляций на открытых площадках и включающих в себя модификации с различным покрытием по вертикали и горизонтали.

Их «соплеменники» Meyer Sound показали Ultra X40, «наиболее инновационную за последние 20 лет реновацию своего громкоговорителя со сферической диаграммой направленности». Конструкция устройства включает в себя концентрический драйвер, новый усилитель класса D и процессор, «позаимствованный» из фирменного семейства LEO.

Упомянутая выше финская компания Genelec продемонстрировала новые высокоэффективные 2-полосные акустические системы S360, оборудованные компрессионными «пищалками» с титановыми диффузорами необычной конструкции и «дальнобойными» волноводами.
Альтернативный дизайн «пищалки» применила в своей новинке, акустической системе P 261-AMT, и немецкая компания Pan Acoustics. «AMT» в названии означает «Air Motion Transformer» (англ. трансформатор движения воздуха) и описывает конструкцию подвеса диффузора, напоминающую пневматическую систему концертины (муз. инструмент шестиугольной формы наподобие русской гармони, прим. ред.). Впрочем, нечто подобное можно найти в высококачественных студийных и HiFi-мониторах других производителей.

Тем временем KArray сосредоточилась на дискретном и малом… Реально малом: новый громкоговоритель этой компании, LyzardKZ1, имеет размеры всего 2 x 3,5 x 2 см, весит всего 23 грамма, но звучит весьма «по-взрослому»… В алюминиевом корпусе спрятан длинноходовый драйвер с неодимовым магнитном, «выдающий» заслуживающие доверия 74,5 дБ непрерывного звукового давления. Согласитесь, впечатляющая миниатюризация!

Теперь о новых радиосистемах и безпроводных микрофонах. Среди прочих интересных новинок выделялись система RE3 UHF компании Electro-Voice с рядом сменных капсюлей, и впечатляюще маленький передатчик Sennheiser SK 6212 из серии 6000 Digital — при габаритах 63 x 47 x 20 мм его вес составляет всего 112 грамм с аккумулятором… Фактически большая часть веса приходится именно на аккумулятор, способный работать 12 часов от одной зарядки.

Очень заметным на ISE было присутствие Harman Professional — и не только на собственном стенде, но и в качестве технического спонсора «друзей и коллег». После продажи в «дом Samsung» у компании появилась возможность завлекать клиентов новым микрофонам граничного слоя и радиосистемам AKG, новыми акустическими мониторами JBL, новым программным обеспечением для микшерных аудиоконсолей Soundcraft и… контекстно-аналитической маркетинговой платформе Samsung Nexshop, направленной на индивидуальное обслуживание клиентов и привлечение к этому любых технологий любого принадлежащего Samsung бренда.

На стенде Biamp также акцентировали выгоду для клиентов от недавнего поглощения компании Cambridge Sound Management, представители которой утверждают, что она владеет не менее 50% рынка (и интереснейшими технологиями!) систем, которые специально сформированным шумом маскируют речевой фон в публичных местах. Это позволяет сосредоточиться на словах, произносимых в непосредственной близости. Говорят, что в арсенале Cambridge Audio есть секретный «спектральный рецепт»…

Дислейные технологии
Сегодня на «дисплейном поле» основные правила игры — это рост разрешения и уменьшение расстояния между пикселями. 4K-дисплеями уже никого не удивишь, и на выставке появилось оборудование 8K. Доминируют светодиоды, и смотрятся они потрясающе. Samsung «выставил» infiLED с разрешением 8K, очень высокой контрастностью и специализированными «чёрными» светодиодами. NEC в результате поглощения компании S[quadrat] отошёл от коробочных и сфокусировался на пакетных продажах для определённых областей применения. Christie сделал своим MicroTiles «светодиодную пластическую операцию», и теперь этот популярный продукт тоже попал в категорию «LED с близким расстоянием между пикселями».

Между прочим, когда дело доходит до пикселей, вопрос «близости» стоит очень остро. В новую серию светодиодных экранов прямого обзора Barco XT включены модули с шагом от 1,9 до от 0,9 мм. Unilumin запустил в массовое производство «светодиодный модуль для ответственных инсталляций» с шагом 0,9 мм. Его давний соперник Absen анонсировал модули CR0.9 с шагом 0,9 мм, пятикратной по сравнению с обычными конкурентами прочностью и на 20% меньшей «электропрожорливостью». «На ринг» также вышел Daktronics со своей 0,9 мм серией Optica повышенной яркости для уличного применения.

Не отстают и производители проекторов; в рамках выставки организаторы и участники использовали их очень широко и наглядно. В частности, пригласили видеохудожника Барта Кресу (Bart Kresa), известного недавним дебютом проекционной скульптуры «Святовид» (Sviatovid), вместе с компанией Vioso развернули в парке рядом с выставочным центром RAI проекционный купол площадью 75 кв.м. Возможности технологии «работали» также на стендах. К примеру, проект Vortex («вихрь») на стенде Epson завлекал посетителей в туннель с интерактивным контентом, формируемым 16-ю проекторами. А Barco с помощью видеомэппинга показала скрытые возможности своих проекторов UDX-4K40, каждый из которых весит около 100 кг. Последнее в этом разделе статьи слово — о компании Digital Projection, которая дебютировала на ISE 2019 с инновационным проектором Insight HFR360, способным отслеживать несколько целей и проецировать на каждую из них соответствующий контент в динамике.

Многие экспозиции были «ответом» производителей на запрос пользователей, нуждающихся в распределении сигналов ультра-высокого разрешения. Один из примеров — компания Adder, показавшая простую (и в результате очень экономичную) оптоволоконную матрицу 4K IP KVM, пополнившую серию AdderLink Infinity 4000. Новинка позволяет постепенно модернизировать существующие системы, где могут потребоваться разные разрешения и пропускная способности сети (1 и/или 10 Гбит).

 А и В сидели на… IP

Когда речь заходит о конвергенции между АВ и ИТ, обычно ссылаются на определённый, но пока не достигнутый «идеальный результат»: все АВ-системы и ИТ-услуги находятся в конвергентной сети, аудио, видео, сигналы управления и данные передаются по одним и тем же кабелям и легко маршрутизируются через одни и те же коммутаторы/инфраструктуру. Однако остается открытым вопрос о том, как этого идеала достичь. И если ISE 2019 продолжит расти (а так и будет!), результаты станут намного разнообразнее, а сама ситуация — сложнее.

Технология передачи видео по IP-сетям (Video over IP) окончательно принята АВ-индустрией, однако острые споры вызывает выбор инфраструктуры, 1 Гб или 10 Гб. У обеих есть свои преимущества, но ни одна пока явно не превалирует на рынке. Премьеры оборудования и технологий на выставке ISE 2019 отразили эту «раздвоенность»; фактически, новички в области AV over IP решили довольствоваться исключительно решениями 1Gb.

Показательный пример шага к «идеальному результату» дала американская компания QSC со своей популярной платформой SQSC, где уже объединены аудио и сигналы управления; к ISE 2019 в платформу добавили видео. В разговоре с представителем QSC выяснилось, что специалисты компании выбрали технологию на основе FPGA и создали собственный кодек на основе DCT и назвали его Shift, чтобы «отстроиться» от конкурентов.

Что касается собственно кодеков, то компания Crestron представила на ISE 2019 новую линейку продуктов DM NVX для приложений Video over IP, построенную на основе новой технологии обработки Pixel Perfect, созданной совместно с Intel и intoPix и заменяющей JPEG2000 (ранее Crestron пользовался этим кодеком).

Широким шагом к «конвергентному АВ-будущему» идёт Audinate, представившая на выставке платформу Dante AV, обеспечивающую сетевую синхронизацию видео и аудио с точностью до микросекунды при помощи единого тактового генератора. Здесь аудио и видео сигналы маршрутизируются независимо друг от друга в одном интерфейсе с помощью ПО Dante Controller. Отметим, что новинка предназначена для использования с архитектурой 1Gb, а в её основе лежит кодек JPEG2000. Для конечных пользователей, желающих иметь одну панель управления для маршрутизации аудио- и видеосигналов в сети, это ценный подарок.

Очевидно, что большинство АВ-производителей осознали, насколько важно представить правильную «платформу». Основу инфраструктуры составляют ИТ-кабели и коммутаторы, однако базовый слой, на котором строятся все приложения, пока остается не выбранным. В этом ключе «телодвижения» Dante и QSC выглядят согласованными усилиями к созданию общей платформы, что задаёт хороший тон.

Другие производители идут следом — в этом же «фарватере». Kramer запустила новый маркетинговый план под девизом «Платформы Крамера», призванный показать, что компания производит «железо», но с программной начинкой для различных сфер применения, таких как управление АВ-системами, корпоративный сектор, бронирование помещений и АВ по IP.

Акцент на совместимость и преимущества инфраструктуры 10Gb был сделан в рамках выставки участниками альянса SDVoE. Один из его основателей, компания ZeeVee, всячески подчеркивала тот факт, что её кодеры и декодеры сертифицированы для здравоохранения — вкупе с тем, что 10-гигабайтные решения AV over IP принципе обеспечивают меньшее сжатие и лучшее качество видео.

Между тем, как бы активно технология АV over IP не обсуждалась в кулуарах ISE 2019 и как бы не «блистала» в пресс-релизах, надо понимать, что это не панацея. Существуют области, где инвестиции в ИТ-инфраструктуру для передачи видео бессмысленны.

Именно для того, чтобы показать альтернативу, на отдельный выставочный стенд в рамках ISE 2019 потратился альянс HDBaseT. Один из его участников, производитель чипсетов Valens, в своих рекламных материалах активно подчеркивал, что аппаратной базой для устройств стандарта HDBaseT является «старый-добрый» ASIC, в то время как конкуренты используют FPGA; при этом первый обеспечивает ряд преимуществ, таких как большая энергоэффективность и меньший вес.

Однако гораздо больший интерес вызвало заявление Valens о том, что следующее поколение чипсетов HDBaseT сможет передавать видео в формате 4K60 4: 4: 4 без сжатия. Ещё недавно «сжатие» было в нашей отрасли запрещённым словом, но растущие разрешения и ограниченная месте пропускная способность сетей привели к тому, что народ стал спокойнее относиться к меньшему размеру файлов при передаче видео. Пройдёт время, и возможность передачи через HDBaseT некомпрессированного 4K60-видео сделает разговоры о задержке и качестве более предметными.

В заключение напомним, что в 2020 году Integrated Systems Europe пройдёт в Амстердам’ском RAI-центре в последний раз (11-14 февраля), а затем, с 2021 года, переедет в Барселону.

Редакция благодарит Пола Мака (Paul Mac), Уррайру бин Сохайла (Hurrairah bin Sohail) и Анну Митчелл (Anna Mitchell) из английского InAVate за подготовку этого обзора.