Домой Избранное Будущее световых шоу с применением беспилотных летающих аппаратов (БПЛА)

Будущее световых шоу с применением беспилотных летающих аппаратов (БПЛА)

98
Drone_Show_TASS
Световое шоу «Мирное небо: рекорд-шоу дронов» в Санкт-Петербурге, 2020 год. Фото: ТАСС
PIT TOP

Аудиовизуальная индустрия довольно быстро “осваивает “ любые технические новшества, и световые представления с использованием БПЛА – не исключение. Появился даже устойчивый термин, “шоу дронов”.

Согласно “Википедии”, в шоу дронов обычно используются БПЛА вертолетного типа (с четырьмя несущими винтами), снабженные светодиодами и модулями точного позиционирования в пространстве. При этом дроны выстраиваются в различные фигуры и надписи.

Редакция InAVate попросила экспертов поделиться планами развития этого вида деятельности и тонкостями применения аппаратной части. В опросе участвовали: вице-президент китайской компании-производителя Ehang Egret Ли Чжиюань (Li Zhiyuan) и основатель и генеральный директор швейцарской техно-дизайнерской студии Verity Studios Рафаэлло Д’Андреа (Raffaello D’Andrea).

Вопрос: Насколько вырастет масштаб “шоу дронов” в ближайшие несколько лет?
Ли Чжиюань: В результате применения концепции “роя” (drone swarm) у нас есть возможность использовать пять, десять тысяч БПЛА и даже больше – благодаря собственной “самообучающейся” системе управления и контроля. Однако столь крупное шоу будет ограничено множеством других факторов. Например, сначала надо получить у властей сертификат на использование определённого воздушного пространства, что, безусловно, будет непросто.
Помимо постоянной оптимизации технологий, мы работаем и над инструментами для дизайна, меняя 2D-паттерны на 3D, что позволит создавать новые, удивительные визуальные эффекты.

Вопрос: Как близко друг к другу могут летать дроны?
Л.Ч.: На текущий момент рабочее расстояние между дронами составляет от 1,5 до 3 метров.

Вопрос: Какими своими работами вы особенно гордитесь и почему?
Л.Ч.: Хотелось бы отметить шоу, которое мы устроили в феврале 2017 года на Фестивале китайских фонариков, где компания EHang использовала 1000 БПЛА для создания композиции «Метеорное небо», а также световое шоу на Кантонской башне города Гуанчжоу. В то время каждый БПЛА в “эскадрилье” нуждался в ручном управлении, и только у EHang уже были наработки для автоматического управления и контроля. Можно сказать, что EHang первыми в мире сделали автономный “рой” БПЛА.
А недавно компания Ehang Egret получила свидетельство Книги Рекордов Гиннеса за одновременный запуск 1374 “безпилотников”.

Вопрос: Расскажите подробнее о том, как работает облачная система управления “роями дронов” EHang Egret,
опишите основные моменты разработки и создания шоу.
Л.Ч.: Все БПЛА EHang взаимосвязаны друг с другом, и процесс подготовки шоу выглядит следующим образом: сначала дизайнеры создают шаблон, затем инженеры пишут программу для каждого “роя” БПЛА. С помощью нашей системы управления один оператор с одним компьютером может управлять “роем” более чем из 1000 БПЛА.

Вопрос: Насколько безопасны современные дроны?
Л.Ч.: В компании EHang высоко ценят безопасность. Один из наиболее важных её аспектов – устойчивость связи дронов с системой управления и контроля. Для этого мы заложили в систему избыточность и строим на время проведения шоу “электронные ограждения”. Что касается отказоустойчивости, встроенные в ПО алгоритмы эффективно предотвращают падение дронов.

Рафаэлло Д’Андреа, основатель и генеральный директор Verity Studios, исследовал процесс проектирования и сборки беспилотных систем.

Вопрос: Дроны коммерческого класса, например DJI, продаются везде. Что надо добавить (аппаратное и программное обеспечение, навыки), чтобы создать надёжную “платформу для создания шоу дронов?
Р.А.: Сегодня Verity Studios предлагает своим клиентам почти полную вертикальную интеграцию. Сами разрабатываем ПО и собираем дроны, предоставляем творческие услуги, такие как хореография полётов и дизайн шоу, выезжаем на место для проведения мероприятий.
При этом наши “готовые” системы на основе автономных микродронов Lucie для организации шоу в помещениях – полностью “клиенто-управляемые”. Каждая “Люся” оснащена сборкой из ярких светодиодов RGBW, отрабатывает предварительно запрограммированный (и синхронизированный) контент во время полета, время которого составляет до трёх минут.
Наша система позиционирования дронов внутри помещений построена на основе “процессоров локализации” Kedge, которые размещаются там, где отсутствует GPS. Эти устройства по существу действуют как спутники, создавая “внутренний GPS” и позволяя “Люсям” определять свое местоположение в пространстве и выполнять заранее запрограммированные “танцы” автономно, без камер, страховочных сеток и ковров, иных ограничений.
Созданная специалистами Verity Studios система автоматизации позволяет одному оператору управлять неограниченным количеством дронов. Мы выполнили уже около 100000 полетов (официально зарегистрированных) и используем этот массив данных для постоянной модернизации системы. В частности, сейчас идёт её оптимизация под прямые ТВ-трансляции.

Вопрос: Как вы обеспечиваете безопасность болельщиков / зрителей / персонала площадки, а также исполнителей / игроков / музыкантов?
Р.А.: Обеспечение надежной работы наших дронов, как и безопасности зрителей, является ключевым приоритетом для Verity Studios.
Для поднятия отказоустойчивости мы разработали несколько чрезвычайно мощных и экономичных технологий. Все началось в 2016 году, когда мы работали с Cirque du Soleil и запускали дроны над Бродвеем (Нью-Йорк, США) для мюзикла «Любовник». Тогда наши крупные, “килограммовые” дроны Stage Flyer отработали более 390 спектаклей. А убедить нашего клиента восемь раз в неделю давать представления над головами актёров и толпой удалось только потому, что мы заранее и очень тщательно проработали систему безопасности и отказоустойчивости. Между прочим, она не ограничивается технологией, а распространяется на все аспекты — от внутренних регламентов компании до обучения операторов автоматизации и рабочих сцены. Такой подход позволил нам спокойно спать по ночам, зная, что «танцующие абажуры» спокойно летают над двухтысячной аудиторией без страховочных сеток. За год работы наши дроны совершили более 7000 автономных полетов без единого инцидента в плане безопасности.
С другой стороны, микродрон Lucie намного меньше и легче, чем Stage Flyer. “Люся” весит всего 50 грамм, её пропеллеры и корпус оборудованы защитой. Это, наряду с небольшими габаритами и весом, делает микродроны изначально безопасными. Заказчик глянул, взвесил на ладони – и сразу понял, что они не представляют угрозы. Нам практически всегда разрешают летать рядом с людьми и над ними без страховочных сетей. Кроме того, для этих дронов у нашей компании есть разрешение на полеты в “запретных местах”, например в аэропортах.

Вопрос: Как различаются правила использования коммерческих дронов в разных странах? Например, в США операторам нужна специальная лицензия для работы на публичных шоу, кроме того, дроны должны быть всё время в прямой видимости оператора.
Р.А.: Ситуация меняется, но пока что технологии опережают законы многих стран мира. В нашей практике “разрешение на полёты” частенько даёт хозяин площадки или городские власти – при согласии начальника местной пожарной охраны, – и никто не требует специальную лицензию. Помогает, повторю, тот факт, что микродроны Lucie очень легкие.

Вопрос: Какими работами вы особенно гордитесь и почему?
Р.А.: На этот вопрос трудно ответить, просто из-за разнообразия событий, в подготовке которых мы участвовали — шоу в аэропортах, на круизных лайнерах, концертных, спортивных аренах и проч.
Но слышать восхищённые возгласы тысяч людей, когда микродроны взлетают над их головами, получать шквал аплодисментов в конце выступления, знать, что “творишь историю” и делаешь то, чего раньше никто не делал — этими переживаниями я буду дорожить всю оставшуюся жизнь!

Редакция благодарит Тима Крайдела (Tim Kridel) из английского InAVate за подготовку этого обзора.