Домой Избранное Без контента никуда, так давайте начнём его создавать — и на этом...

Без контента никуда, так давайте начнём его создавать — и на этом зарабатывать

174
Adding Magic Main

Контент, иными словами “содержательная часть”, имеет решающее значение для успеха любого мероприятия или проекта. Эксперты InAVate рассуждают, есть ли у АВ-компаний шанс перейти от показа к производству — и преуспеть.

За много лет мы привыкли, что АВ-компании снабжают клиентов системами демонстрации контента (а не самим контентом), и именно на этом поле между ними разворачивается наиболее острая конкуренция. Все говорят, “контент — король”; во многих областях, например, в музейно-выставочном деле и “цифровой наружке”, для создания контента заказчики привычно обращаются к специализированным компаниям. В этой статье эксперты InAVate выясняют, настало ли уже для АВ-интеграторов время включиться в работу, которая может оказаться как минимум дополнительным доходом?
Начнём с тех, кто хочет войти в бизнес по созданию контента “с нуля”. Им, прежде всего, необходимо выбрать деловой подход: нанять ли специалистов в штат, чтобы делать проекты “не выходя из дома”, или сэкономить на расходах и приглашать сторонние компании (как вариант — фрилансеров) только когда они понадобятся в проекте? Некоторые, например, известная швейцарская компания Sarner AV, специализирующаяся на оснащении тематических парков под ключ, сочетают оба подхода. Опытом делится директор проектов компании Эд Куксон (Ed Cookson): «Мы всегда сами разрабатываем для заказчиков концепцию, ведь это наша специализация, но не всегда сами всё производим. Если проект небольшой, то да, обходимся штатными ресурсами, но вот работы по компьютерной графике и разработке интерфейсов частенько передаем партнёрам».
Другие, например, зародившееся внутри арендного АВ-бизнеса “агентство живых событий” mclcreate, как раз считают себя “производственным центром”. Креативный директор этой британской компании Джейми МакАффер (Jamie McAffer) объясняет: «У нас есть своё оборудование, свои специалисты, и чаще всего контент мы выпускаем от имени клиента, по его спецификации и “зарисовкам”. А другой раз сами находим конечных заказчиков и “креативим”».
Третьи, такие как агентство цифровых коммуникаций Beaver Group (также британского подданства), действуют наиболее гибко: берут на себя создание контента и затем передают клиентам полномочия по его управлению. «В последнее время мы всё чаще передаём клиентам бразды правления: у них появляется возможность менять элементы содержательной, но не программной части системы», — объясняет управляющий директор Beaver Group Питер Кричли (Peter Critchley).

Навыки
Интересно понять, какие специалисты и навыки требуются предприятию, начинающему бизнес по созданию контента. «Ищите “креативщиков”, без них не “нарисовать” начальную концепцию, ищите стратегов, они помогут клиенту осознать, что именно он желает передать своей аудитории, ищите графических дизайнеров, чтобы воплотить всё это в жизнь. А ещё вам понадобятся спецы по мультипликации, анимации и кинографике», — говорит г-н МакАффер.
Г-н Куксон уверен, что «живущие и дышащие контентом» люди должны быть в штате компании. А где же таких найти? «На телевидении или в выставочном деле, в маркетинговых отделах корпораций (очень интересны ребята из автопрома), именно у них есть вкус к современным идеям и навыки для их воплощения. У нас именно такой подход, и мы ни разу не продавали один и тот же контент дважды. Важно не пытаться “впарить” клиенту сразу все технологии, техники и стили только потому, что у вас для этого есть ресурсы».
Adding_Magic_2По оценкам г-на Кричли, на то, чтобы пришедшие из других отраслей люди полностью “въехали” в практику этого рыночного сегмента, уходит от шести месяцев до года. Его команда состоит из 13 человек: это арт-директоры, графики, специалисты по Scala-скриптам, HTML-дизайнеры, контент-координаторы, менеджеры аккаунтов и спецы по стратегическому планированию. «Обычно такую работу выполняют крупные “конторы”, но у нас — небольшое творческое агентство на начальном цикле развития», — похваляется он.

Типичные ошибки
Какие ошибки обычно совершают те, кто впервые занялся производством контента, и как их избежать? «Никогда не говорите клиенту: “это же просто, присылайте всё, что у вас есть, и мы поставим это в плейлист”. Это не сделает контент качественным, а отношения с клиентом взаимовыгодными», — говорит г-н Кричли.
Г-н Куксон считает, что есть опасность сползти в рутину, если предоставлять разным клиентам похожий контент. «Любой компании, большой или малой, нужно найти правильный баланс между ремеслом, которое отнимает все силы, и доброй репутацией, отражающей ваше истинное профессиональное реноме».
Оценить работу по созданию контента непросто, в отличие от сдачи в аренду проекторов и дисплеев тут нет реальной фиксированной цены. Можно взимать плату за день или за час, но это плохо работает в “междисциплинарных” проектах, таких как анимация, графика или видео. Чтобы выяснить, высоко ли клиенты ценят их работу, мы обратились к тем, кто создаёт контент. «Клиенты понимают, что контент стоит недёшево, но следует убедиться, что работы включены в бюджет наряду с поставками оборудования, и взять аванс 20-30% от общей суммы», — говорит управляющий директор креативного агентства 2point0 Concepts Аммар Ласкари (Ammar Laskari).
Г-н Куксон согласен с тем, что большинство клиентов в курсе важности контента и готовы за него платить, но считает, что модель ценообразования может быть более сложной: «Мы стараемся уйти от вопросов типа «сколько вы берёте в час?» Лучше поинтересоваться, какой у клиента бюджет и целевая аудитория, есть ли исходные материалы, чего ждут в результате. Стоимость “железа” известна, и здесь трудно торговаться, а с ценой на творческую часть почти всегда можно немного “поиграть”. Но будьте осторожны, не давайте клиенту урезать бюджет так, чтобы по факту он не получит ожидаемого».
Все наши эксперты отмечают, что клиенты могут недооценивать масштабы выполненной работы. Комментарий г-на МакАффера по этому поводу типичен: «Приходится презентовать клиенту все процессы, связанные с созданием и демонстрацией контента. Часто искусством становятся сами “объяснялки”, столько уходит сил, прежде чем кое до кого дойдет, как всё это непросто. Вы должны придумать идею, найти “фишку”, затем дизайнер должен всё это воплотить. А в результате клиент заявляет: «Мой сын отлично владеет “рисовалкой” (например, Microsoft Paint) и мог бы сам это сварганить за пару часов!»
Хорошие перспективы для провайдеров контента открывают новые методы веб-вещания типа YouTube, но, как отмечает директор британского маркетингового агентства IMC Иэн Ревенс (Ian Revens), выбор канала для распространения контента диктует цену на его создание. «Клиенты готовы к высоким ставкам на контент для трансляции по ТВ, но как только речь заходит об Интернет-каналах, удивляются, — говорит он. — Я не понимаю почему, ведь качество контента нисколько не хуже! Однако все ждут скидки, считая, что раз трансляция не эфирная, так и деньги за “креатив” другие. А за “творческую часть” для выставочных экспозиций и тематических парков нормально платить совсем не готовы”.
“Есть клиенты, из общения с которыми можно извлечь другие преимущества”, — меняет точку зрения г-н МакАффер и добавляет с юмором: «Начните говорить как творец, и сразу поймёте, что “поднялись” вверх по пищевой цепочке. Представитель АВ-компании имеет дело всего лишь с ивент-менеджерами, а “креативщик” — с высшим командным составом… и другими бюджетами, потому что у вас, оказывается, “отличные идеи”!»
Остаётся пара вопросов: 1) появились ли после того, как Интернет стал основной средой для распространения контента, соответствующие приложения и онлайн-порталы и 2) пора ли уже АВ-компаниям заняться новым делом, или создание контента — всё ещё “чужое поле”, только для специалистов?
Г-н Ласкари из 2point0 Concepts сообщает, что уже полтора года его компания обслуживает онлайн-проекты крупных международных компаний-интеграторов: у них для этого не было собственных внутренних ресурсов. А вот что говорит Иэн Ревенс из агентства IMC: «Я думаю, что создание контента — это до сих пор “специальная тема”. С тех пор как в мире появился iPad, каждый знает, какими крутыми могут быть приложения и их содержание. И сегодня клиенты ожидают получить от своих контрагентов работу аналогично высокого качества».

Резюме
В конечном итоге бизнес по созданию контента открывает перед АВ-компаниям фантастические возможности. Как говорит г-н МакАффер, «как минимум потому что, креатив — это отличный кусок цепочки формирования добавленной стоимости». И продолжает немного витиевато: «Пообщавшись и по-настоящему вникнув в его задачи, понимаешь: клиент хочет, чтобы его аудитория глотнула “свежего воздуха”, отключилась от обыденного. Какая чудная возможность для развития! Ведь контент — это волшебство, а его нельзя добавить, будучи просто “технарём”».

Редакция благодарит Пола Миллигана (Paul Milligan) из английского InAVate за подготовку этой статьи.