Домой Избранное Интерактивное «наше всё»

Интерактивное «наше всё»

262
PolyPushkin_Main
Динамическая проекция карты театра военных действий Отечественной войны 1812 года на полу Каминного зала усадьбы «Большие Вязёмы».

В «поэтической колыбели» Александра Сергеевича Пушкина, а ныне музее-заповеднике Большие Вязёмы, внимание публики привлекают с помощью мобильных гидов и интерактивных инсталляций, внедрённых в партнёрстве с компанией Polymedia.

В России чтут наследие А. С. Пушкина. Его именем назван один из столичных аэропортов, множество учебных заведений, театров и музеев. При этом «поэтическая колыбель» Александра Сергеевича, подмосковные усадьбы Захарово и Вязёмы, долгое время была мало известна широкой публике. Однако усилиями местных краеведов в 1987 году здесь был создан Государственный историко-литературный музей-заповедник (ГИЛМЗ) А.С.Пушкина, за недолгое время своего существования сумевший обрести определённую популярность среди любителей российской истории и литературы.

Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах
И печи в пестрых изразцах. — А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», глава вторая

В 1694 году Пётр Первый пожаловал Большие Вязёмы князю Борису Голицыну «за спасение во время стрелецкого бунта». Главный усадебный дом построил его правнук, Николай Голицын. В 1797 году, будучи Предводителем дворянства Звенигородского уезда, князь Н. Голицын дал обед только что взошедшему на трон императору Павлу Первому, и усадебный дом стал гордо называться «дворцом». После Бородинского сражения на пути к Москве во дворце останавливался Михаил Илларионович Кутузов, а спустя всего несколько часов после его отъезда — Наполеон.

Село Большие Вязёмы расположено всего в нескольких километрах от Захарово, имения бабушки Пушкина, Марии Алексеевны Ганнибал. Поскольку в Захарово не было церкви, Пушкины ездили на службы в Большие Вязёмы, в Спасо-Преображенскую церковь. Рядом с церковью похоронен младший брат Пушкина – умерший в раннем возрасте Николай. Будущий поэт пользовался книгами из библиотеки князя Голицына, кстати, героя войны 1812 года.

С Большими Вязёмами связана история любви Александра Сергеевича. Именно здесь, в усадьбе, на одном из балов, устроенном князем Голицыным, Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову. Кроме того, Большие Вязёмы не раз встречаются в произведениях поэта. Считается, что в романе «Евгений Онегин» Захарово служит прототипом имению Лариных, а Большие Вязёмы стали основой для описания имения Онегина.

Отметить 220-летие со дня рождения А. С. Пушкина, привлечь новых посетителей, в том числе молодых, сделать экспозицию более современной за счёт внедрения интерактивных аудиовизуальных технологий — эти запросы руководства музея-заповедника получили одобрение и финансирование министерства культуры Московской области.

Технологическим партнером проекта выступила компания Polymedia, специалисты которой создали для ГИЛМЗ фирменное мобильное приложение, внедрили несколько аудиогидов, спроектировали и развернули ряд мультимедийных инсталляций, погружающих зрителя в историю нашей страны через взаимодействие с легендарными персонажами.

«Инновации и технологии теперь стали инструментами в руках художников. Благодаря аудиовизуальным и ИТ-решениям стало возможным создавать такие завораживающие интерактивные инсталляции как «Пушкин в зеркале» и «Ожившие картины» с технологией распознавания лиц. И, конечно, никакой современный музей не может обойтись без своего собственного мобильного приложения», — Елена Новикова, Polymedia.

Для записи «выступлений» виртуальных героев сотрудники Polymedia пригласили профессиональных сценаристов, режиссеров и актеров. Следует отметить, что творческие инновации полностью соответствуют историческим фактам, т.к. воплощены в тесном содружестве со специалистами музея-заповедника им. Пушкина.

Mirror_Pushkin
А.С. Пушкин в зеркале!

Интерактивные экспозиции «Пушкин в зеркале» и «Ожившие картины»
Начиная осмотр усадьбы Большие Вязёмы, посетители попадают в маленькую прихожую, где стоит комод со старинной посудой, а над ним — большое зеркало. При приближении к нему из глубин затемнённого стекла появляется силуэт, через несколько секунд принимающий образ А. С. Пушкина. Поэт приветствует гостей и рассказывает о поместье Большие Вязёмы и своих воспоминаниях о нём.
Этот аттракцион выполнен с использованием прикрепленной сверху зеркала камеры Logitech C525 и программного обеспечения AddReality Face и AddReality Signage, которые поддерживают трекинг лиц и запускают видеоконтент. Система отслеживает появление человека перед зеркалом, определяет факт задержки на фиксированный промежуток времени, что означает интерес, а затем запускает видеоролик. Само «зеркало» представляет собой установленный в старинную раму UHD-дисплей AquaView Smart TV со встроенными громкоговорителями и зеркальным покрытием.

aLived_Pict
Интерактивная экспозиция «Ожившие картины».

После короткой беседы с «виртуальным Пушкиным», посетители проходят в обеденный зал и другие помещения дворца. По пути их встречают три интерактивные экспозиции, получившие название «Ожившие картины». Их задача — рассказать гостям о захватывающих дух исторических событиях, происходивших в усадьбе в разное время и не имеющих «физических эквивалентов» в музейных фондах. Вот император Павел I в обеденном зале произносит здравницу в честь уездного дворянства, князь Голицын в кабинете пишет письмо своей матери, французский император Бонапарт сменяет русского полководца Кутузова в каминном зале…
«Живые картины» созданы на основе обрамлённых в дорогой багет ЖК-дисплеев LG 43SM5KE, а также, как и в первом случае, программного обеспечения AddReality. Все три картины оснащены миниатюрными видекамерами, прикрепленными к верхнему краю рамы. Специалисты Polymedia подобрали их с учетом освещения, потока посетителей и антуража помещений. В двух случаях это гибкие USB-камеры Espada, а в третьем — Logitech C270.

Интерактивный аттракцион «Пиковая дама»
Известно, что прототипом главной героини повести «Пиковая дама» Пушкину послужила княгиня Наталья Петровна Голицына, фрейлина «при дворе четырёх императоров». С ней поэт впервые встретился ещё ребенком, на балу, устроенном в Больших Вязёмах в честь её 90-летия; позже она была «посаженной матерью» невесты на свадьбе Пушкина и Гончаровой.
Эти любопытные культурологические факты послужили основой для ещё одной интерактивной экспозиции, созданной специалистами Polymedia для музея-заповедника. Голограмма Пиковой Дамы буквально на глазах у посетителей проявляется в воздухе, затем присаживается на диван в спальне и читает монолог из пушкинской повести. Инсталляция выполнена с применением проекционной плёнки Peroni Magic Mirror, натянутой над диваном под углом примерно 45 градусов и отражающей видеоролик, воспроизводимый на расположенном ниже плёнки дисплее.

«У нас зрители, в основном — дети, и они очень оживленно реагируют на оживших персонажей, особенно на Пушкина», — Елена Жемчужина, ГИЛМЗ.

Следует учесть, что экспозиционный маршрут не даёт посетителям возможность «посидеть рядом с призраком». Когда гость заходит в комнату, сначала слышен фоновый шум, а спустя несколько мгновений в некотором отдалении появляется призрачная фигура. Трекинг посетителей и запуск аудио- видеофайлов в этой инсталляции выполняет ПО AddReality. Любопытно, что местные специалисты сразу окрестили её «призраком Больших Вязём».

Library
Интерактивная библиотека

Интерактивная библиотека
Ещё одна инсталляция в ГИЛМЗ, вызывающая интерес не только публики, но и специалистов музейного дела, называется «Память» и совмещает в себе музейные и библиотечные технологии. За годы существования усадьба Большие Вязёмы хозяева собрали громадную библиотеку, некоторые тома которой были «выпущены» ещё при царе Иоанне Грозном… Библиотека благополучно сохранилась, хотя и переехала после революции 1917 в архив г. Москвы, лишь частично вернувшись в свой дом после открытия музея-заповедника.
Однако современные технологии позволяют «сказку сделать былью», и теперь это интерактивная библиотека, все книги которой переведены в электронный формат с использованием специальных бесконтактных сканеров, безопасных для старинных книг. В результате посетители могут буквально «взять» любую книгу с интерактивной полки.

Помещение библиотеки также называют Каминным залом, и здесь расположена интерактивная инсталляция, фотография которой украшает обложку этого выпуска нашего журнала (см. заглавное фото). Её главной частью является динамическая проекция на пол комнаты карты военных действий в районе Бородина летом 1812 года. Проекция сопровождается звуковой дорожкой, описывающей незабываемые исторические события того времени.
Пол в каминном зале выложен старинным паркетом, не вполне ровным, со сложным рисунком, составленным из различных пород дерева. В этом просторном зале с роялем время от времени проходят концерты и литературные чтения. Перед специалистами Polymedia поставили задачу — и они её успешно выполнили — создать проекцию на пол, полностью сохранив интерьер. Изображение карты формируется четырьмя закреплёнными под потолком проекторами Casio XJ-V10X, за сшивку «картинки» отвечает программное обеспечение VIOSOAnyblend.

Если тематика экскурсии посвящена быту московского дворянства пушкинской эпохи, на смену интерактивной карте военных действий приходит аттракцион «Танец». Он погружает гостей музея в мирную атмосферу бала: при помощи светового проектора GoboPro на стенах и потолке каминного зала создаются декоративные эффекты в виде танцующих фигур и световых паттернов.
Очевидно, что в этом случае применяется ручной режим запуска того или иного сценария работы АВ-оборудования. Делается это с помощью планшета Apple iPad и приложения Extron, интегрированного с центральным контроллером Extron IPCP Pro 255, который управляет как проекторами, так и частью другого АВ-оборудования в поместье. Поскольку все здания усадьбы находятся под охраной государства (как исторически ценные архитектурные сооружения), большинство соединений выполняется по безпроводным каналам через WiFi.
Кроме того, после обучения специалистами Polymedia сотрудники музея-заповедника могут сами запускать, менять и редактировать контент интерактивных инсталляций при помощи установленного на выделенной рабочей станции программного обеспечения AddReality EXTREME.

MobApp
Интерактивные киоски работают на основе разработанного специалистами Polymedia мобильного приложения.

Невидимый звук и интерактивные гиды
Чтобы атмосфера пушкинской эпохи «захватила» посетителей сразу при входе на территорию усадьбы, специалисты Polymedia предложили использовать звуковой формат: по дороге к дворцу через живописный парк посетителей сопровождают слышимые с разных сторон классическая музыка и отрывки из произведений классиков русской литературы. Звуковые файлы воспроизводят семь «замаскированных» в газонах громкоговорителей BoseFreeSpace-360P. Стоит отметить, что звуковой системе не страшны ни дожди, ни знаменитые русские морозы, так как она рассчитана на работу в диапазоне температур от +70°С до -40°С.

Владельцы смартфонов могут получить доступ к официальному мобильному приложению музея, разработанное специалистами Polymedia в содружестве с сотрудниками ГИЛМЗ и включает в себя 40 аудиогидов и три интерактивных тура. «Реплика» мобильного приложения на планшете в вандалоустойчивом корпусе установлена на главном входе в здание усадьбы. Приложение помогает сориентироваться на территории усадьбы, в него интегрированы интерактивная карта дворца, фото- и видеоконтент, а также подробное описание экспозиций музея. Пользователи могут полюбоваться убранством залов, ответить на вопросы викторины, узнать интересные факты о жизни и творчестве Пушкина.

PolyBose
По дороге ко дворцу через живописный парк посетителей сопровождает классическая музыка. Звуковые файлы воспроизводят семь «замаскированных» в газонах громкоговорителей.

«Интерактивные системы вызывают большой интерес у публики, — говорит старший научный сотрудник выставочного отдела ГИЛМЗ Елена Жемчужина. — Наши зрители — в основном дети, и они очень оживленно реагируют на оживших персонажей Павла I, Кутузова, Наполеона и особенно Александра Сергеевича Пушкина».

Такое вот виртуальное «наше всё»!

Оборудование:
Аудио:
Громкоговорители Bose FreeSpace 360P

Управление:
Apple iPad
Процессор Extron IPCP Pro 255
Мобильное приложение Polymedia

Видео:
ПО Addreality, Vioso Anyblend
Проекторы Casio XJ-V10X DLP
USB-камеры Espada, Logitech C525 и C270
ЖК-дисплеи LG 43SM5KE