Домой Избранное «Погружение» в поражение: музей воздушного десанта в Нидерландах

«Погружение» в поражение: музей воздушного десанта в Нидерландах

134
1_airborne-museum
АВ-дизайнеры преобразили экспозицию «Музея воздушного десанта»: теперь она «погружает» посетителей в горестные воспоминания о суровых битвах Второй мировой войны. Фото: ©mike bink

К сентябрю 1944 года в целом успешно завершилась знаменитая Нормандская операция: войска антигитлеровской коалиции преследовали остатки сил Вермахта во Франции и Бельгии. В своём стремлении расширить наступление на Германию командование союзных войск затеяло т.н. «Голландскую операцию», в ходе которой в район города Арнем (Нидерланды) отправился десант, состоявший из десяти тысяч солдат 1-й британской воздушно-десантной дивизии, полка пилотов-планеристов и 1-й польской парашютной бригады. По мнению возглавивших операцию британских военачальников, в случае её успеха война в Европе могла завершиться к концу года… Однако битву при Арнеме союзники проиграли, потеряв почти три четверти личного состава. Девять дней шли кровопролитные бои, затем остатки войск пришлось эвакуировать на британские острова. Горькая память об этом событии запечатлена в «Музее воздушного десанта», расположенном в соседнем с Арнемом городке Остербрек, в здании под названием «Хартенштайн». Величественное строение прежде было виллой богатого землевладельца, затем муниципальной гостиницей, в конце упомянутой битвы разбомбленным штабом британского десанта, а с 1978 года — музеем. Капитальный ремонт 2009 года позволил «раскопать» подвалы, площадью превышающие само здание, и разместить там оригинальную экспозицию, включающую в себя реальные объекты — десантный планёр, парашюты, пушки и другое оружие, а также несколько грандиозных диорам, разворачивающих перед зрителями картину битвы и, что очень важно, поражения союзников. Казалось, смелость музейщиков, позволивших себе «отрезвляющий» подход к памятному историческому событию, довольно рискованна в плане общественного восприятия. Но прошло десять лет, экспозиция удостоилась премии «Золотая цапля» голландской ассоциации профессионалов кино и телевидения (NBA — Gouden Reiger) и завоевала признание широкой публики.

2_pilot-in-cockpit
За раздвижной дверью планёра посетителей ждёт настоящая кабина пилотов.

Взлёт
Можно было приступить к очередной модернизации. Для этого руководство музея вновь пригласило специалистов Tinker imagineers, компании, занимавшейся дизайном выставки в 2009 году. Родилась идея создать новую, полностью иммерсивную экспозицию. Задача была сформулирована так: с помощью мультимедиа погрузить посетителей в обстановку битвы и «провести» их по тем страшным событиям. Проектирование и инсталляцию новых технологий, в том числе АВ-оборудование, системы освещения и управления, выполнила компания-интегратор Hypsos.

Первая часть новой экспозиции имитирует посадку десантников в планёр Dacota — тот самый, что «работал» на экспозиции ещё с 2009 года. Теперь его обновили: видео-, световые и звуковые эффекты дают зрителям более реалистичные и захватывающие впечатления. За раздвижной дверью планёра посетителей ждёт настоящая кабина пилотов, вид из окна которой создается с помощью проектора BenQ и экрана обратной проекции, и «салон», через боковые окна которого с помощью 32-дюймовых ЖК-дисплеев LG (и скрытых за обшивкой громкоговорителей) перед ними рисуется картина подготовки к взлёту: «закольцованный» видеоролик с двухминутным обратным отсчётом и кадрами кинохроники. Синхронизированный АВ-контент воспроизводится с помощью локального медиаплеера.
«В музее нет центрального медиасервера, для всех дисплеев используются небольшие медиаплееры BrightSign», — комментирует дизайнер инсталляции Гийс Лейдеккерс (Gijs Leijdekkers).

3_people-in-the-back
Через боковые окна «салона» десантного планёра с помощью 32-дюймовых ЖК-дисплеев LG (и скрытых за обшивкой громкоговорителей) создаётся картина подготовки к приземлению.

Приземление
Следующая часть экспозиции имитирует перелёт десантников над Северным морем с британского аэродрома и высадку в Нидерландах. Посетители музея посетители попадают прямо в центр сражения. «Пища впечатлений» создаётся с помощью технически непростой 40-канальной звуковой системы. Прежде всего, четыре установленных под скамьями планёра НЧ-вибратора Buttkicker устраивают «десантникам» настоящую тряску (с частотой 5 Гц), ещё более полным погружение в «мясорубку» боя делает пятиканальная система громкоговорителей. Аудио- и видео- составляющие контента (закольцованный ролик продолжительностью 2 минуты 15 секунд) синхронизированы. Это позволяет создавать эффекты «пролёта» через всю экспозицию огненного шара (подбитый десантный планёр) или ревущих над головой самолётов-буксировщиков. Мощный рёв создаёт драматический «сквозной» эффект, поэтому проектировщики не стали акустически изолировать выставочные зоны друг от друга. Звуковой дизайн экспозиции разработан специалистами по пространственному аудио, компанией Walvisnest, сигналы воспроизводятся с многодорожечных аудиоплееров Cymatic через громкоговорители Kef, Apart, Audac и Behringer, нагруженные на усилители Crown и Audac.

4_exterior-of-the-plane
Два проектора BenQ формируют панораму спускающихся с небес прямо в пекло боя солдат.

Высадка
После «высадки десанта» посетителей ждёт следующая инсталляция: два проектора BenQ формируют панораму спускающихся с небес прямо в пекло боя солдат. «Мы намеренно сделали эту часть контента очень шумной, — говорит г-н Лейдеккерс. — Пространство как бы говорит: «прыгай, иначе погибнешь». Третий проектор используется для создания очень тонкого эффекта: имитации проникающего сквозь деревья солнечного света и теней пролетающих самолетов».
Эта часть инсталляции разбита на две зоны. Первую озвучивают 10 громкоговорителей, включая массив потолочных динамиков, создающих ощущение пролетающих над головой самолётов. Чтобы ненавязчиво побудить посетителей перейти в следующую зону, интеграторы использовали и свет, и звук: помещение медленно погружается в темноту, и командиры на аудиоролике командуют «в атаку!»

Наступление
В следующей зоне г-н Лейдеккерс применил так называемый «кинематографический опыт». Стены выкрашены в чёрный цвет, а два проектора Optoma и один BenQ демонстрируют на экранах архивные материалы: британские десантники идут атакой на Арнем. Между тем, оптимизм быстро сменяется усталостью, что отражает соответствующая звуковая обстановка и видеокадры. Начинается ожесточенная битва.
«Мини-проекторы Optoma обычно не используют для проекции такого рода, как в нашем случае, — объясняет г-н Лейдеккерс. — Но здесь очень темно, и проекция синхронизирована со световыми эффектами. Мощные проекторы оказались не нужны, мы с ними экспериментировали, и выяснилось, что для наилучшего баланса между световыми эффектами и проекцией есть смысл использовать только эти маленькие проекторы. Более того, мини-проекторы несложно подвесить к потолку, и они почти невидимы для публики».

5_town-square
Грандиозная декорация городской площади ArnhemCrosses.

Перелом
В середине этого «путешествия с погружением» посетители сталкиваются с грандиозной декорацией городской площади ArnhemCrosses. Широкоформатные проекции демонстрируют кадры кинохроники, а также фрагменты документального фильма «Theirs Is the Glory», снятого с участием ветеранов войны среди настоящих руин Арнема в 1946 году, всего через два года после памятной битвы.
«Музей позволил нам включить в экспозицию фрагменты фильма, поскольку это практически архивные кадры», — объясняет г-н Лейдеккерс. Широкоформатная проекция позволила дизайнерской команде расширить физическое пространство и тщательно проработать «виртуальное». Синхронизированные со световыми эффектами и дым-машинами кадры бомбёжки и взрывов создают у посетителей то же ощущение, что обычно испытывают в кинотеатре и игровом клубе.
Для пущей драматизации здесь активно используется аудио. В частности, с помощью потолочных и напольных громкоговорителей имитируется такая картина: наверху (на следующем этаже здания) «шныряют» вражеские солдаты, а низу (в подвале) прячутся семьи жителей оккупированного города. В определенными местах выставочного пространства используются датчики, запускающие, когда рядом оказывается посетитель, воспроизведение с аудиоплееров: слышны крики немецких солдат, взрывы бомб, пулемётные очереди… звук бьющегося стекла «отрабатывают» шесть (!) отдельных громкоговорителей, что создаёт потрясающе реалистичное ощущение.

6_crosses
Кресты над головами посетителей символизируют души павших героев.

Поражение
В финале зрители возвращаются в штаб операции, на виллу Хартенштайн. Рисованный фасад здания используется как большая проекционная поверхность; сквозь окна видно, как внутри ходят солдаты и офицеры. Гийс Лейдеккерс считает сцену, изображающую «периметр», в течение многих дней охраняемый храбрыми солдатами, самой эмоциональной, вызывающей почти мучительные чувства. «Один проектор показывает мёртвые тела в кровавых лучах вечернего солнца, — описывает он. — с другого демонстрируются архивные видеозаписи: оставшиеся в живых солдаты отчаянно отстреливаются от наступающего врага»…
Финальная сцена экспозиции изображает отступление союзных войск. Чтобы усилить «эффект погружения», интеграторы использовали проекцию на стены и пол с эффектами водной ряби и удаляющегося горизонта. Посетители покидают выставку через зону, где воспроизводятся рассказы очевидцев. Информация на стенах дает представление о фактах и статистике битвы, а кресты над головой символизируют души павших героев.
Кроме того, в музее устроено отдельное иммерсивное мультимедийное действо: события битвы воспроизводятся в хронологическом порядке четырьмя проекторами BenQ, которые «стреляют» по трём стенам, формируя развёрнутую видеокартину. Сигналы на эти проекторы подаются с медиаплееров Brightsign HD1024. Основой контента служит «висящая» на стенах военная карта; предельно увеличенное изображение создаёт у посетителей почти тактильные ощущения… А макет города и виллы-музея оживает с помощью видеомэппинга: миниатюрные проекторы озаряют ландшафт сполохами взрывов и автоматных очередей. Всё это сопровождается многоканальным аудиотреком, воспроизводимым через громкоговорители Genelec и аудиогиды Podcatcher.

7_carrot-pile
В Музее также действует иммерсивная выставка для детей под названием Watership Down.

Детские радости
Однако не только горькие воспоминания о потерях в былой войне составляют музейную экспозицию Airborne Experience. Параллельно здесь действует иммерсивная выставка для детей под названием Watership Down, также разработанная компанией Tinker. Рабочую команду возглавила дизайнер Тесса Лаврийсен (Tessa Lavrijsen). По её словам, цель инсталляции — побудить детей в возрасте от восьми до тринадцати лет задуматься о таких понятиях, как свобода и демократия. «За основу мы взяли сюжет книги Ричарда Адамса «Падение воды»; хотелось сделать экспозицию интенсивной, заставляющей ранее незнакомых друг с другом детей действовать вместе, — рассказывает г-жа Лаврийсен. — По сути, выставка представляет собой интерактивную игру, детей «кормят» подсказками, как вместе разгадать ту или иную загадку, помогающую перемещаться в пространстве. Сама книга представлена страницами, летящими по коридору, соединяющему четыре комнаты — или, точнее, кроличьи норы».
Освещение и звук здесь используют для подтверждения правильных или предотвращения неправильных решений. Световые приборы подчёркивают игру света и тени, громкоговорители воспроизводят зловещие звуки грома и топота бегущих ног… Гигантские книжные страницы становятся то красными, предупреждая о появлении врагов, то зелёными — друзей.

Заключение
Оба новых пространства музея должны были открыться в самом начале 2020 года. Но случился локдаун, и это стало неприятным ударом для дизайнеров и интеграторов, которые работали в поте лица, чтобы уложиться в отведённые сроки. Однако теперь обе экспозиции открыты, только билеты надо бронировать заранее.
Ещё одна хорошая новость: обе выставки задуманы в концепции «путешествие с погружением», предполагающей строго ограниченное число одновременно присутствующих в каждой части выставочного пространства посетителей. Благодаря этому социальное дистанцирование заработало в музее ещё до того, как за его несоблюдение стали брать штрафы.

Оборудование:
Аудио:
Громкоговорители Apart, Behringer, Genelec 4020CCM, Kef Ventura 6, Kef CI50
Сабвуферы Kef Ci200QSB
Усилители мощности Audac DPA 154, Crown CT 8150
Медиаплееры Cymatic Audio uTrack24 и LP16

Видео:
Проекторы BenQ LH890UST, LU951ST и LU951, Optoma ML750ST
Медиаплееры Brightsign HD1024, LS424 и HD224
Дисплеи LG 32L

Свет:
Безлинзовые прожекторы ADJ MOD QW100 LED
Эллипсоидные прожекторы Encore Profile 1000
Фонари DJ Saber
Диммеры Botex

Управление:
Сенсоры Pepperl+Fuchs PIR20/31 PIR
Контроллер освещения Pharos TPS + EXT

Эффекты:
НЧ-вибратор Buttkicker
Дым-машины Fireware Rookmachine