Домой Проекты Московский театр Современник. Философия технологий

Московский театр Современник. Философия технологий

243
Заглавная 1

Театр «Современник» – символ эпохи шестидесятников, театр-реформатор, отринувший «унылую академичность», чтобы говорить со зрителем на одном языке. Сегодня название театра отражает не только его художественную, но и технологическую концепцию.

К сентябрю 2016 года, когда главная сцена «Современника» закрылась на реконструкцию, физический износ конструктивных элементов здания достигал 60%, а инженерные системы износились больше, чем на 80%, что вполне закономерно, ибо построенное в 1913-1914 годах историческое здание (в то время кинотеатр «Колизей») не ремонтировалось более 40 лет.

Компания «Имлайт» приступила к работам по реконструкции в феврале 2018 года, а уже в декабря труппа “Современника” отметила юбилей своего любимого руководителя, Галины Волчек, возвращением в родной дом на Чистые пруды.
Выполненный командой «Имлайт» проект технического оснащения (проектирование, поставка и монтаж) включал в себя верхнюю и нижнюю механику сцены с компьютерным управлением, постановочное освещение, звукоусилительный комплекс, системы электропитания, видеопроекции, технологического телевидения, сценической трансляции и оповещения, а также технологической связи. Были отремонтированы репетиционные залы, гримерные, закулисные помещения и рабочие кабинеты, полностью переделан зрительный зал.

Говорит директор театра «Современник» Игорь Попов: “Пережитая нами реконструкция – процесс интересный и противоречивый. Мы участвовали в рождении чего-то нового, но главным, всё-таки, было сохранить, как говорят у нас в театре, «намоленность» сцены. Задача посложнее, чем что-то разрушить и построить заново, но мы с ней справились. В какой-то момент я думал, что стройка никогда не закончится; кроме усталости, других ощущений не было. Чувство удовлетворения, осознание, гордость от того, что мы сделали, пришли позже. Сейчас мы активно осваиваем новое театральное оборудование. Театр – это живой организм, и работа не останавливается ни на секунду”.

2 зрительный дал
Зрительный зал театра «Современник»

Видеосистема
По словам менеджера проекта Дмитрий Хвойко (“Имлайт”), заказчику было необходимо обеспечить видеосистему, охватывающую различные помещения театра, в том числе буфет, диммерную, звукоцех и аппаратную светооператоров, зоны выхода актеров на сцену, управления механикой сцены, подключения ПТС, а также пульты помощников режиссёра за кулисами и в центре зрительного зала (для работы во время репетиций).

Сигналы с установленных на сцене, в зрительском зале, а также в фойе театра PTZ-камер поступают на единую SDI матрицу и распределяются во все помещения. Для выбора сигналов с матрицы используются кнопочные станции Black Magic Design Master Control.

“Формат SDI выбран для минимизации задержек, так как специалисты должны вовремя реагировать на происходящие на сцене события в реальном времени, — рассказывает Дмитрий. — Данная система используется исключительно для внутреннего использования и не предполагает записи спектаклей для коммерческого использования. Никаких серьезных проблем в процессе пуско-наладки видеосистемы не возникло. Разве что однажды не удалось подключиться к кнопочной станции по USB. Причина была в том, что на ноутбуке, с помощью которого настраивали систему, был USB порт стандарта 1.0…”

Выбор продукции Black Magic Design был обусловлен достаточным для решения поставленных клиентом задач функционалом и простотой в инсталляции.
“Было важно организовать доступ специалистов театра к большому числу камер с возможностью самостоятельно выбирать источник сигнала, и, главное, получать его на локальных мониторах без задержек, — продолжает Дмитрий. — После основной реконструкции мы установили дополнительные кнопочные станции Blackmagic Design в административной части здания, а так же подключили к матрице ещё одну PTZ-камеру для визуального контроля второй сцены театра”.

Аудиосистема
В «Современнике» идут не только новые постановки, коллектив активно восстанавливает старые спектакли, переделывает их под новое техническое оснащение. После реконструкции это стало гораздо проще.

“Теперь у нас есть прекрасный свет, портальные башни, механика сцены, видеопроекционный экран, – говорит заведующая постановочной частью театра Екатерина Ковынёва. – К слову, «Современник» был и остается передовым в плане технологий, и особенно звука. Мы одни из первых начали использовать в зрительном зале систему Dolby Surround. Как только художники узнают, что где-то есть интересные технологии, они моментально придумывают, как это можно использовать. Театру нужны новые технологии, они облегчают жизнь!”

4 верхняя механика штанкет
Верхняя механика сцены театра «Современник». Штанкет.

Механика сцены
Руководство легендарного театра поставило перед специалистами компании «Имлайт» задачу: сделать технологический комплекс сцены «Современника» одним из самых современных (вполне уместная в данном случае тавтология).

Своими впечатлениями о ходе выполнения проекта делится руководитель проекта Михаил Чуманкин (“Имлайт”): “Центр Москвы, историческое здание с архитектурными особенностями, невозможность заглублений фундамента и переноса стен, ограничения в части несущей способности стен и перекрытий, лимит электрических мощностей, скромные объемы сценической площадки и ограниченные размеры и высоты технических помещений – при наличии всех этих характерных для реконструкции исторических зданий сложностей нам удалось в кратчайшие сроки и без каких-либо компромиссов реализовать задачи заказчика. В наших инженерно-проектных решениях было учтено всё, чтобы воплотить самые смелые постановочные идеи”.

Предмет особой гордости специалистов «Имлайт» – нижняя механика сцены, разработанная совместно с партнерами из чешской компании EST Stage Technology. Новая сцена-траснсформер (20 подъемно-опускных платформ, пять площадок нижнего и 15 площадок верхнего уровня) позволяет менять сценический рельеф в любом задуманном режиссером порядке, поднимать из трюма декорации или артистов. “Возможности нижней механики ограничены только фантазией постановочной группы, — продолжает Михаил Чуманкин. — Площадки перемещаются в пространстве плавно и бесшумно благодаря запатентованным цепным приводам Serapid. Кроме того, нашими специалистами был разработан ещё один уникальный элемент нижней механизации – фура с кругом и кольцом, способная автономно работать от встроенных аккумуляторов. Зона парковки и подзарядки 75-тонной передвижной платформы размещена под партером зрительного зала”.

3 нижняя механика
Предмет особой гордости специалистов «Имлайт» – нижняя механика сцены, разработанная совместно с партнерами из чешской компании EST Stage Technology

Управление верхней и нижней механикой сцены выполняется единой компьютеризированной системой. Она отвечает требованиям безопасности в соответствие с законодательством РФ и европейскими стандартами SIL 3 и DIN 56950. Точность позиционирования механизмов при работе, в том числе в группе, составляет 1 мм, а “плавающая” точка безопасности защищает от любых возможных коллизий одновременную работу верхней и нижней систем механизации.

Работа актеров на нулевом плане сцены (в пространстве перед основным занавесом) – один из любимых постановочных приемов Галины Волчек, используемых во многих репертуарных спектаклях «Современника». Именно с этой характерной особенностью были связаны некоторые сложности в исполнении проекта верхней механики.
Чтобы разместить в узком пространстве просцениума (всего два метра, к тому же занятых системой вентиляции) необходимый театру парк подъёмно-опускного оборудования, специалисты компании «Имлайт» разработали индивидуальные проектные решения для колосникового настила.

“Нашим инженерам пришлось искать нестандартное место для размещения механических приводов нулевого плана, – говорит Михаил Чуманкин. – Отсутствие несущих конструкций делало невозможным применение классических решений, поэтому электроприводы были вынесены в отдельное помещение уровнем ниже. Небольшие размеры сценической коробки и отсутствие отдельного машинного зала – ключевые особенности этой театральной площадки, поэтому в «Современнике» мы применили вертикальные лебедки, а приводы штанкетов верхней механизации расположили непосредственно на галереях, симметрично с левой и правой стороны”.

6 Аппаратная Свет
Аппаратная светоцеха театра «Современник»

Освещение
Что касается освещения, в “Современнике” прежде всего необходимо было обновить стационарную часть светотехнического комплекса – силовые и цифровые (управляющие) линии, места расположения светового оборудования.
“Нам было важно получить максимальное количество управляемых и неуправляемых линий (DMX и EtherNet) во всех нужных местах, — поясняет заведующий осветительным цехом театра Сергей Шкапкин. – Команда «Имлайт» учла все наши пожелания, в том числе возникшие уже в процессе пуско-наладки. В результате реконструкции количество диммеров увеличилось в четыре раза, каждый прибор работает по своему управляемому каналу. Лично для меня было важно, чтобы светом управляла система ETC Paradigm (хотя были и другие, более экономичные варианты), поскольку треть имеющегося в «Современнике» светового оборудования, включая световые консоли, выпущены этим производителем.

По мнению Шкапкина, в системе ETC Paradigm отлично реализован пользовательский интерфейс, светооператор может работать в том числе и с мобильного пульта, подключаемого к любой из имеющихся по всему театру коммутационных точек. Удобные сенсорные панели, расположенные на галереях, в зале и на сцене “Современника”, позволяют легко и быстро управлять нерегулируемыми включениями, в том числе “синим светом”, рабочим и дежурным освещением.

«Современник» сегодня – это синтез русского психологического театра, современной драматургии и современных технологий. Очень хороший синтез!” — Илья Лыков, Театр «Современник»

Что касается системы постановочного освещения, то после реконструкции в театре «Современник» вырос парк светодиодного оборудования, что не удивительно: оно стало доступнее. “Понятно, что LED-технологии развиваются стремительно, улучшается качество цветопередачи, сила светового потока, — поясняет Сергей Шкапкин. — Но всё же фронтальный свет, по желанию режиссеров и художников по свету, мы оставили классический, галогенный. Скажу также, что при подборе оборудования мы не стремились “вывесить” самые передовые приборы, а опирались на имеющийся парк. В «Современнике» небольшое зеркало сцены (ширина 11 м), так что имеющегося оборудования нам хватает. Хочется сказать спасибо компании «Имлайт» за адекватность, за то, что шли нам навстречу, за то, что мы не слышали слова «нет».

Заключение
Все магистральные линии в «Современнике» построены на оптоволокне, сигналы управления и мониторинга передаются по протоколам EtherNet, видеосигнал – по цифровому стандарту SDI. Цифровой сетью завязаны все театральные технологические системы, поэтому контроль можно осуществлять дистанционно и из любой точки театра – через WiFi-соединение или стационарные точки подключения. При обслуживании системы, проведении профилактических работ, для изменения параметров нет необходимости находиться рядом с приборами и вручную производить перекоммутацию. Чтобы выполнить необходимые настройки, инженеру нужен лишь компьютер и знание программно-аппаратного обеспечения.

В заключение приведём отзыв одного из актёров театра «Современник» Ильи Лыкова: “После реконструкции изменились гримерки, зал, обе сцены, но ощущения остались те же – мы дома! Каждый квадрат на сцене теперь двигается, можно «провалиться» под сцену и появиться в другой её части. Звук потрясающий! Я думаю, что «Современник» сегодня – это синтез русского психологического театра, современной драматургии и современных технологий. И это очень хороший синтез!”

Оборудование:
Видео:
Видеокамеры Panasonic AW-UE70
Матричный коммутатор Blackmagic Design Smart Videohub 40х40
Мультивьювер APANTAC LE8HD + Apantac SDI-OUT
Мониторы Blackmagic Design SmartView Duo, SmartView 4K
Кнопочные станции Blackmagic Design Master Control, Smart Control

Аудио:
Микшерный пульт Soundcraft Vi3000
Громкоговорители Tannoy серий VQ и VX (порталы), Tannoy VX8.2, VX5.2 и XV12HP (эффекты окружения)
Сабвуферы Tannoy VSX118B
Усилители мощности lab.gruppen FP10000Q, C28:4 и C20:8X
Аудиопроцессоры BSS LONDON BLU-806, BLU-326 с интерфейсом DANTE

Свет:
Система управления освещением ETC Paradigm
Светодиодные “головы” Clay Paky LED Wash K20
Линзовые профильные приборы Robert Juliat