Домой Избранное Церемония открытия туркмено-афганского участка газопровода ТАПИ

Церемония открытия туркмено-афганского участка газопровода ТАПИ

1244
turk-tapi
Церемония открытия трубопровода ТАПИ в Туркменистане

При выполнении любого АВ-проекта есть проблемы с логистикой, и их решение – основной навык интегратора. Однако Алексей Самохин, основатель и директор российской компании Tribar Imagineering, выполняя важный проект в Туркменистане и Афганистане, сталкивался с проблемами буквально на каждом шагу.

Tribar подписался подготовить и провести два «живых» мероприятия одновременно в двух разных странах, причём одна из них — самая отдаленная в мире, а другая — самая разрушенная войной.
Отвечая за контент, дизайн, проектирование, интеграцию и инсталляцию, специалисты Tribar также должны были удовлетворить (конечным результатом) глав этих государств, и собрать это всё менее чем за два месяца, чтобы вписаться в срок. Это была очень необычная АВ-инсталляция.

«За спиной» этого проекта стоит газодобыча, объясняет Алексей Самохин: «Туркменистан богат природным газом, проблема в том, что и другие страны вокруг — тоже, за экспорт приходится конкурировать. Единственное направление, по которому туркмены могут продать свой газ — через Афганистан».

afghan-tapi-3Строительство трубопровода ТАПИ (его название — начальные буквы стран, через которые он проходит: Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия) началось в 2015 году. Магистраль рассчитана на перекачку 33 млрд кубометров газа в год с месторождения Галкыныш (Туркмения) до границы Индии, в общей сложности на него потратят 8,3 млрд евро.

Чтобы отпраздновать завершение первых 250 км и «вход» газопровода в Афганистан, решили провести в один и тот же день две торжественные церемонии, одну в Туркменистане и одну в Афганистане.

turk-tapi-5Именно здесь на сцене появляется компания Tribar, ранее уже отмеченная престижными АВ-наградами, включая премию InAVation Awards 2018 за церемонию открытия железнодорожного сообщения между Туркменистаном и Афганистаном.

Алексея Самохина хорошо знают в Туркменистане: именно здесь от имени правительства ему предложили «под ключ» выполнить проект для «двойной газовой церемонии». Изначально задание было сформулировано так: «сделать что-то, чего президент Туркменистана раньше не видел», причём именно президент должен окончательно утвердить любые планы. Улыбаясь, г-н Самохин говорит, что «специализируется на работе с клиентами, которые не знают, чего хотят».

Конечным результатом стал «утренник» в Туркменистане для 500 гостей, включая VIP из стран ТАПИ, и послеобеденное (чтобы успеть доставить с первой площадки VIP на вертолетах) мероприятие в Афганистане для 1000 человек. Хотя оба должны были погружать зрителей в антураж события, но выглядели по-разному, демонстрировали разный контент и использовали разные АВ-технологии, т.к. отличались по структуре и исполнению. На туркменской площадке использовались изогнутые светодиодные экраны на полу, потолках и стенах, а на афганской — только проекция, но зато 36-градусная с общей длиной экрана более 100 метров.

afghan-tapi-5Свои логистические проблемы были на обеих площадках (подробности ниже), но общей была транспортировка АВ-оборудования. Поскольку Туркменистан далеко, а в Афганистане идёт война, найти прокатную или транспортную компанию оказалось непросто. В конце концов, большую часть техники привезли из России: оборудование Самохину «одолжили» компании, с которыми он раньше работал и у которых завоевал достаточно доверия.

На туркменской стороне проблемой была сама удаленность места проведения церемонии — 40 минут езды от ближайшей деревни. Самохин шутит: «Если вы добрались до деревни, то до ближайшего города всё равно осталось «пять лет езды». Нельзя было что-то забыть; не взял с собой отвертку, придётся обходиться совсем без неё, ведь поблизости нет магазинов».

Изначальная идея построить для церемонии временную конструкцию была неудачной, так как сильный ветер сносил палатки. Потом решили строить бетонный дом, после праздника используемый для собраний сотрудников ТАПИ. Хотя выданное Самохину техзадание было невнятным, Алексей говорит, что правила, которым он должен был следовать, отличались строгостью: «Что бы вы ни придумали, всё это должно было вписываться во множество ограничений и протоколов — ковры только такого цвета, подиум только такого размера, цветы и флаги только здесь и здесь и проч. В Туркмении традиция — любая комната обязательно должна быть белой, и мы выполнили в этом цвете всё пространство».

turk-tapi-4В таких случаях задача всегда в том, чтобы «заворожить» зрителя; поэтому сначала для помещения выбрали форму куба. Эта идея жила неделю, но была отклонена Президентом, и разработчики вернулись к чертежной доске. Окончательный проект включал в себя светодиодные экраны на полу, стенах и потолках общей площадью 1000 кв. метров. Как уже упоминалось, доставить АВ-оборудование в Туркменистан было сложно, поэтому специалистам Triabr пришлось использовать то, что удалось получить: светодиодные модули были разного размера или с разным разрешением… В частности, использовались мозаика из модулей Lightking с шагом пикселей 4 мм, 7 мм и 8 мм и 10 мм. Алексей Самохин говорит, что необходимость использовать панели разного размера стала настоящей головной болью. «Некоторые светодиодные плитки были размером 64 x 64 см, другие 50 x 50 см, — говорит он. — На стенах использовалась плитка размером 3 x 64 см, а на потолке 4 x 50 см, поэтому нужно было куда-то спрятать «лишних» 8 см».

Решением стали «лайтбоксы», которыми заполнили промежутки, унифицировав таким образом размеры плиток.

afghan-tapi-8Ещё одну проблему вызвала необходимость в белом фоне. Самохин объясняет: «Пришлось поставить светодиодные экраны за белой тканью, поэтому, когда гости заходили в комнату, никто не знал, где находятся экраны. Закрыв тканью светодиоды, пришлось проверить, хорошо ли виден контент, будет ли он чётким или размытым. Также пришлось решать, как крепить ткань к светодиодным модулям».
Лайт-боксы оказались полезны ещё и тем, что плотно удерживали матовую белую ткань ShowTex PolyStretch. Чтобы избежать перегрева светодиодов, ткань под каждым модулем собрали в форме купола.

Но почему бы не найти другое решение, если это чревато такими трудностями? «Светодиоды был единственным вариантом для Туркменистана. Для фронтальной проекции понадобилось бы слишком много проекторов, а для обратной проекции было слишком мало места, — говорит Алексей Самохин. — Приходилось бороться за каждый сантиметр пространства, ведь в зале было 500 человек. Вопрос о выборе АВ-оборудования вообще не стоял; сами площадки были настоящей головоломкой, и нам просто нужно было сделать из них «конфетку», разместив имеющееся».

Вторым мероприятием этого дня, прошедшем в единственном конференц-центре г. Герат (Афганистан), стала церемония открытия компрессорной станции на местном участке газопровода. Прошло оно, опять же, не без логистических сбоев. «Возникла проблема с электроснабжением, — рассказывает Самохин. — В конференц-центре на все здание было 400 кВт, из них нашему оборудованию требовалось 300 кВт; пришлось сначала искать, а потом подключать дизель-генератор».

В этом помещение специалисты Tribar инсталлировали 360-градусную проекционную систему на основе 22-х проекторов Christie Boxer 4K и тканевого экрана размером 122 x 4 метров. Техзадания для афганской истории не было вовсе, поэтому Tribar’цы предложили собственную идею, которая в конечном итоге и была использована в финальном шоу. Был создан 10-минутный анимационный фильм об афганском мальчике, мечтающем о возрождении своей страны, и трубопроводе, играющем важную роль в этом процессе.

Самохин рассказывает: «Анимация основана на газетной публикации: Туркменистан приглашает в свои университеты студентов из Афганистана. Мальчик читает, едет учиться в Туркменистан и видит, насколько прекрасна эта страна. Вернувшись через пять лет, он видит, как изменился Афганистан — теперь здесь мир, работает строительная техника, люди строят компрессорную станцию».

Напоследок участники «газовой эпопеи» встретились с самой нелепой проблемой. Качество интернет-связи в Афганистане было настолько плохим, что Tribar пришлось отправлять сотрудников с готовым мультфильмом на жёстком диске авиарейсом из России — просто чтобы запустить его в качестве контента для только что созданных с таким трудом АВ-инсталляций.

По словам Самохина, сроки реализации двух проектов были ещё одной серьезной проблемой. «Над концепцией мы начали работать в ноябре, металлоконструкции для размещения проекторов и светодиодов рассчитали на месте. А бюджет был утверждён в начале января, всего за шесть недель до мероприятия. Миссия почти невыполнима», — говорит он.

Учитывая, что основная команда Tribar состоит всего из шести человек, а 40 «фрилансеров» были наняты на местах для завершения работ, этот проект можно считать двумя новыми подвигами Геракла.

Редакция благодарит Пола Миллигана (Paul Milligan) из английского InAVate за подготовку этой статьи.

Оборудование
Видео:
Светодиодные модули Glux 10mm BAtn10C; LightKing LR4, P7, P8; Uniview 6mm BO-6.2
Проекторы Christie Boxer 4K
Матовая ткань ShowTex PolyStretch P8 CS
Медиасерверы Disguise One 4x4pro, Hippotizer Boreal, Taiga ,V3
Видеоконсоли Chamsys MagicQ100, Grand MA2
Сплиттеры Gefen DVI 1×4
Конвертеры BlackMagic Mini
Матричный коммутатор Lightware MX 16×16 DVI
Скалер TV One TVC-2355A

Аудио:
Громкоговорители Electrovoice
Система синхронного перевода Sennheiser