Домой Проекты Видимое достоинство. Музей Национального воинского захоронения, Лоенен, Нидерланды

Видимое достоинство. Музей Национального воинского захоронения, Лоенен, Нидерланды

98
Main_oceavf
© Rob Gieling

Современная АВ-инсталляция, мощные визуальные эффекты и звук по-новаторски призывают посетителей отдать дань уважения погибшим в военных конфликтах голландцам.

По мере того, как военное поколение уходит, перед гражданами среднего возраста встаёт проблема, как представить потомкам воспоминания и переживания тех, кто пережил страшную трагедию мировой войны. И молодые умы находят новые способы интерпретировать эти важные для национального единства вопросы.

Следуя этой парадигме, администрация Фонда Национального воинского захоронения в городе Лоенен решила, что почитать память павших надо со вкусом и объявила тендер на строительство и оснащение многофункционального мемориального и образовательного Центра, неофициально именуемого просто “музей”. Тендер выиграли дизайнерская компания Tinker imagineers, а также компания-интегратор PhantaVision, заслуживших репутацию “умеющих провести тонкую грань между новаторским видением и уважением к истории”. Архитектурный проект музея поручили специалистам архитектурного бюро KAAN. Музей работает с 2020 года, на церемонии его открытия лично присутствовал король Нидерландов Виллем-Александр.

Руководитель проекта от Tinker imagineers Марин Хартевельд (Marijn Harteveld) поясняет: «В базе данных Фонда около 180000 человек — голландцев, женщин и детей, погибших во время Второй мировой войны, нацистской оккупации и послевоенных конфликтов, имевших место как в бывшей Голландской Ост-Индии, так и в местах, куда совсем недавно направляли воинов-миротворцев. И у каждого из них есть своя история, пусть короткая и простая! Фонд стремится сохранить память об этих людях, собирая и популяризируя их истории, а также поддерживая 50000 голландских военных захоронений по всему миру. Именно Фонд инициировал создание при воинском захоронении в Лоенене музея, оснащённого современными АВ-технологиями. И сотрудникам Tinker не пришлось долго думать, чтобы принять участие в тендере: архивы погибших и рассказы их родственников нас сразу же глубоко тронули».

Вот выдержки из тендерного задания на проектные работы: “создать музейное пространство, где центральное место занимают истории погибших голландцев, и где посетители узнают о воинской доблести своих соотечественников во время Второй мировой войны, а также их участии в нынешних международных миротворческих миссиях”.

На основе этих исходных данных в Tinker imagineers задумались, как создать у посетителей, особенно юных, длительное благородное впечатление? Какие чувства будут переживать гости музея, какие мысли у них возникнут о безвозвратно ушедших, а также о самих себе? О мире, о свободе и о своей причастности к этим экзистенциям?

Interactive_u203i4
© Rob Gieling

Через главный вход посетители группами попадают в открытое пространство с многочисленными экспонатами реальных боевых действий и визуализированными историями павших и выживших. При входе демонстрируется созданный с помощью панорамного видеомэппинга фильм на основе кинохроники, погружающий гостей в ожидающую их впереди атмосферу рефлексии и уважения.

Менеджер проекта от компании Phanta Vision Барт Верхоф (Bart Verhoef) раскрывает технические подробности: «Для показа фильма мы выбрали проектор Vivitek DU 6693. Его высокое разрешение в сочетании с хорошей светоотдачей создают чёткое изображение, на котором хорошо видна “плёнка”. Проектор работает в паре с исключительно надёжным медиаплеером Brightsign. В качестве центрального контроллера для управления всей системой использован процессор Crestron. Его функции расширены с помощью iPad; таким образом куратор может перемещаться по музею с iPad и в нужный момент “запускать” необходимые сценарии».

В самом центре музейного пространства расположен интерактивный стол, на экран которого выводится крупная карта мира, а также информация из охватывающей период с 1947 года по сегодняшний день базы данных различных миссий, где участвовали голландские воины. Некоторые события проиллюстрированы интервью с ветеранами.

Г-н Верхоф поясняет: «Для экспозиции с интерактивным столом мы выбрали дисплей Iiyama ProLite из-за его очень хорошей сенсорной чувствительности. Он “упакован” в металлический корпус с защитой по норме 60950-1 и устойчивой к царапинам стеклянной лицевой панелью, и идеально подходит для интенсивного использования в музее. Чтобы был звук, под столом мы установили два громкоговорителя JBL. Модель компьютера была выбрана по согласованию с дизайнером интерактивного контента».

Однако самой технически и эмоционально насыщенной частью экспозиции стали так называемые “зеркальные портреты”. С их помощью удалось как в метафорическом, так и в буквальном смысле сфокусировать внимание публики на теме интроспекции и самоанализа.

Рассказывает г-н Верхоф: «Совместное детище Tinker и Phanta Vision, эти “Зеркальные портреты” можно найти в передней части выставки, посвящённой рассказам голландцев, пострадавших во время военных конфликтов и участвовавших в международных миротворческих миссиях. На шести дисплеях в портретной ориентации вы видите родню погребённых на кладбище Лоэнена; они смотрят вам прямо в глаза и рассказывают истории своих близких».

Столь “отрезвляющий эффект” создают шесть полупрозрачных зеркал, наложенные на шесть дисплеев LG High Pro 49” c дополнительной подсветкой для увеличения видимости дисплейной “картинки” через зеркала. Контент воспроизводится с помощью медиаплееров Brightsign HD224. Воинские истории оживают не только визуально: звучание обеспечивают двенадцать встроенных громкоговорителей и шесть усилителей мощности Extron MPA 152.

Г-жа Хартевельд добавляет: «Всего в музее установлено шесть “зеркальных портретов”, по три на каждой стене, лицом друг к другу. Каждый из них – это спрятанный за полупрозрачным зеркалом HD-монитор в вертикальной ориентации. Когда посетитель подходит совсем близко, включаются звук и видео, и он видит не только себя, но и появившегося на экране героя. Это вызывает сильный эмоциональный отклик».

Mirror_ooddjw
© Mike Bink

По мнению дизайнеров и инсталляторов, это была самая сложная часть проекта. Например, сначала через прозрачные элементы системы был виден крепеж, поэтому пришлось искать особенные способы установки “зеркальных портретов”. Кроме того, при наплыве публики в одном помещении могло одновременно звучать до шести историй, что создавало настоящую какофонию. Интеграторы попробовали было решить проблему с помощью направленных громкоговорителей, но это помогло лишь отчасти. В конце концов решили применить наушники.

Компании Tinker и Phanta Vision выполнили этот проект на очень высоком уровне и в очень короткие сроки, при этом Phanta Vision в обозримом будущем продолжит обслуживать объект и обеспечивать техническую поддержку АВ-системы.

В заключение Марин Хартевельд отмечает: «Было приятно сотрудничать с Фондом Национального воинского захоронения в качестве клиента. Между сторонами возникла настоящая синергия, и за относительно короткое время удалось сделать много “правильного”. Например, показать, что людское горе сохраняется спустя много лет и передаётся через несколько поколений. Глядя в зеркальные дисплеи, молодые посетители осознают в отражении самих себя — и это хорошая работа!»

Редакция признательна Рису Уэббу (Reece Webb) из английского InAVate за подготовку этой статьи.

Оборудование:
Видео:
Apple iPad
Медиаплееры Brightsign HD224
ЖК-дисплеи LG High pro
Сенсорные дисплеи Iiyama TF2415MC, TF6538UHSC65
Проекторы Vivitek DU 6693

Аудио:
Усилители Extron MPA 152
Громкоговорители JBL Control 24

Управление:
Процессор Crestron MPC3-201-B