Как звук влияет на восприятие театральных постановок? Как аудиотехнологии меняют подходы в театральном деле? Эксперты InAVate рассматривают новые возможности использования аудио на сцене и за кулисами..
Театральные традиции незыблемы, испытаны временем и длинной чередой профессиональных династий — актёров, музыкантов, постановщиков, художников… При этом во все времена, от древнегреческого амфитеатра и средневекового шекспировского «Глобуса» до современной антрепризы и экспериментальных постановок — и работники театра, и театралы всегда испытывали острую жажду до новых возможностей в исследовании одной из старейших художественных форм.
В современном мире, где почти все аспекты жизни так или иначе связаны с технологиями, театр не является исключением: здесь существующие и появляющиеся технологии используют, чтобы пересмотреть профессиональный опыт, а также методы воздействия на «заядлых» (да и случайных тоже) зрителей.
Ярким подтверждением этого факта является Королевский Национальный театр в Лондоне, сыгравший важную роль в продвижении новых технологий как на своей собственной сцене, так и за её пределами. В частности, особое внимание здесь уделяют аудио, которое активно используется для формирования нового, нестандартного подхода к воздействию на зрительское восприятие.
Братья Бен и Макс Ринхэмы (Ben Ringham, Max Ringham), по профессии звуковые дизайнеры — участники команды под руководством режиссёра Вики Мортимер (Vicki Mortimer), недавно поставившей в Национальном театре спектакль-триллер «Анна» по пьесе Эллы Хиксон (Ella Hickson). Действие разворачивается за стеклом, создавая настроение псевдо-крипто-вуайеризма, как нельзя лучше соответствующее абсурдным условиям времён холодной войны.
Братья Ринхэмы объясняют: «С точки зрения творчества звук выбран в качестве главного инструмента, передающего гнетущую атмосферу Восточного Берлина 1968 года. Философски спектакль ставит вопрос «кому можно доверять, когда все следят за всеми». Технически зрители могут слышать актёров только посредством аудио. Всем выданы наушники, их надо носить в течение всего спектакля. Создаётся ощущение, что ты участвуешь в «прослушке», причём ощущаешь себя больше как сотрудник «органов»; это чувство усиливает оригинальное решение Вики Мортимер — укрывающий всю сцену стеклянный короб, через который зрители наблюдали за происходящим».

Для создания уникальной атмосферы спектакля «Анна» были использованы бинауральные звуковые технологии; «вживую» микшируются сигналы с пары микрофонов DPA 4061, закреплённых на костюмах ведущих актёров и «завязанных» с микшерным пультом через нательные передатчики радиосистемы Sennheiser G4. Макс Рингхем поясняет: «Такая система идеально соответствует перспективе разворачивающегося на сцене действия и позволяет озвучить как точку зрения отдельного персонажа, так и интимные и завуалированные разговоры между гостями происходящей на сцене вечеринки. Для нас театр — это и о расширении творческих границ, и о контакте с публикой. Технологии сейчас так хорошо развиты, что захотелось использовать эти новые инструменты в самом центре «игры», а не «в догонку». И мы с самого начала задумали использовать звук в этом спектакле именно так, с конечной целью передать «гнёт» того времени».
«Трудно переоценить роль беспроводных микрофонов в проникновении новых технологий в семью традиционных театральных ценностей, — говорит старший директор компании Shure по направлению Pro Audio Туомо Толонен (Tuomo Tolonen). — Сегодня сотрудники звукоцеха любого театра на 100% доверяют беспроводным технологиям, а нательный передатчик одет буквально на каждого исполнителя. Более того, главные действующие лица частенько носят по два передатчика и микрофона — это хоть избыточно, зато надёжно. Сегодня никто не посочувствует нерадивому технику за сбой на спектакле, публика ожидает, что всё будет работать «чики-чики».
Однако выбор частоты в условиях всё более «забитого» эфира не так прост, как раньше. К примеру, недавно правительство Великобритании выставило на аукцион 800-мегагерцовую полосу (790…862 МГц), ранее активно использовавшуюся в индустрии развлечений для беспроводных микрофонов. Полосу 700 МГц (694 МГц…790 МГц) тоже готовят к продаже; в целом с 2012 года индустрия развлечений утратила доступ почти к 50% используемого ранее спектра радиочастот».

Однако, по мнению г-на Толонена, потеря частот не мешает быстрому росту беспроводных технологий на театральной земле. «Такие постановки, как, скажем, «Гарри Поттер и Проклятое дитя» в Лондоне демонстрируют, как технологии могут сделать шоу «круче» с точки зрения смотрибельности и сложнее с точки зрения производства, — говорит он. — Многоканальное аудио, свет, спецэффекты, сценическая механика и другие технические аспекты делают театр всё более прожорливым в плане числа используемых беспроводных каналов. Беспроводные микрофоны по-настоящему изменили ход развития театрального дела. Свобода! Никаких кабелей, никаких мёртвых зон на сцене… Не имеет значения, где находится исполнитель — поднимается по лестнице, уходит за сцену — зритель его слышит благодаря крошечному петличному микрофону, который «прилажен» на линии волос, на лацкане или в любом ином месте, где он хорошо снимает звук и невидим для публики».
Многие театры сегодня находятся в процессе замены старых аналоговых систем, которые, несмотря на их возраст, до сих пор используются и выводятся из эксплуатации не из-за ненадежности, а только лишь из-за ограничений на использование определённых частот РЧ-спектра.
Инженер-конструктор компании Sennheiser Энди Лиллиуайт (Andy Lillywhite) поясняет: «Старым системам возраст не помеха, они вполне надёжны, долговечны. И многие «долгоиграющие» шоу вовсе не хотят менять оборудование, так как это очень обременительно… но приходится! Одна из причин — ожидаемая продажа частным инвесторам полосы 700 МГц в Великобритании. Понятно, что звукорежиссеры и прокатчики желают знать, что нового есть на рынке, ведь им приходится думать о покупке новое оборудования. В прошлый раз, когда мы «потеряли» 800-мегагерцевую полосу, переоснащение по большей части заключалось в перепрошивке новых версий того же оборудования, но на этот раз так просто не отделаться… Слава всевышнему, на рынке появилось много новой, в основном цифровой техники».
Г-н Лиллиуайт считает, что внедрение цифровых передатчиков идёт знакомыми стадиями, свойственными внедрению любого нового продукта, один из которых — уменьшение габаритов. Он говорит: «На театральном рынке всегда интересовались малыми размерами и весом передатчиков, а также более длительным временем автономной работы. Прогресс идёт, передатчики становятся всё меньше, но тут — вуаля! — появляется новая технология, вовсе ещё не миниатюрная, но театры её уже хотят, потому что у неё выше производительность. Этой стадии позволяют достичь цифровые технологии.

Свою экспансию на театральный рынок компания Sennheiser начала 10 лет назад с крупного «пакета», который включал в себя аналоговый передатчик SJ5212, затем появились первые цифровые устройства, и они тоже были крупнее, чем современные устройства. Сегодня мы предлагаем системы с нательным передатчиком SK 5212, он меньше, легче и дольше работает автономно — а это так нравится театралам!»
В заключение Энди Лиллиуайт добавляет: «В театре ценят последовательность и отсутствие необходимости что-либо менять. Между тем, если нужны изменения, возьмите фундаментальный компонент аудиосистемы — беспроводные микрофоны. Их замена в театре может разбалансировать не только звуковой микс, но и всё вообще».
Гибкая работа
Зато вне сцены технологии сильно облегчают жизнь театральным техникам, оптимизируя общение персонала за кулисами. По словам Кристофа Ванден Эйнде (Kristof Vanden Eynde), менеджера компании Riedel по продажам, система Riedel IP стала важной частью создания гибкой рабочей среды в Королевском Театре «Ла Монне» в Брюсселе (Бельгия). Он говорит: «У них была довольно старая система: беспроводные носимые приёмо-передатчики, работавшие на аналоговых частотах, а также несколько встроенных интерком-панелей, подключённых к звуковым микшерным пультам — какое, спрашивается, всё это не имеет отношение к гибкости? Однако руководство решило, что надо быть максимально гибкими, изучило имеющиеся IP-решения и постановило: нужна IP-сеть, аудио- и, на втором этапе, видеосистема. Сейчас инсталляция в разгаре, но беспроводная часть системы уже используется автономно и обеспечивает полное покрытие всех помещений внутри театра. Одна-единственная антенна стоит на сцене, и даже у парадного подъезда оборудование «ловит» сигнал. И всё это благодаря технологии ADR (Advanced Dect Receiver), которая была разработана в компании Riedel, реализована в беспроводном решении Bolero и является одним из конкурентных преимуществ нашей системы».

В нательные приёмники и передатчики Riedel интегрирована функция Bluetooth, благодаря чему к системе внутренней связи можно подключить смартфон. С кем бы вам ни пришлось говорить, позвонили ли вам в экстренной ситуации или вызвало вышестоящее начальство, вы можете ответить на звонок через нательное устройство с гарнитурой. Также есть возможность подключить человека, который вам звонит, к остальной части системы внутренней связи. В случае пожара или какой-то чрезвычайной ситуации можно немедленно вовлечь этих людей в переговоры с остальной частью персонала, что очень важно для театра».
С одной стороны, новые технологии открывают театрам некие перспективы в самом обычном, традиционном смысле, а с другой —позволяют вызывать у публики совершенно новые, «гибридные» ощущения, особенно когда дело касается иммерсивного аудио, иначе говоря, систем дополненной реальности (AR, Augment Reality) с использованием звука.
Вот пример: созданный компанией Playlines в сотрудничестве с известным рэпером Гарри Шотта (Harry Shotta) спектакль Consequences («Последствия»), с помощью AR-технологий погружающий зрителей (а точнее, участников) в атмосферу «гулянки» ист-эндского (район Лондона, прим. ред.) грайм-клуба.
Креативный директор Playlines Роберт Морган (Robert Morgan) уточняет: «Нам удалось создать привязанный к конкретной площадке концерт-аттракцион. «Юзеры» прибывают на место, загружают на свой смартфон приложение, кладут его в карман и уже не должны пялиться в экраны, чтобы cориентироваться и перемещаться по площадке».
В аттракционе принимают участие живые актеры, а главным героем «Последствий» является сам «юзер»; по крайней мере так говорят те, кто уже насладился участием в шоу. Г-н Морган рассказывает: «Для эффекта погружения мы используем звук. Аудио-управляемая система формирует захватывающие интерпретации реальности без применения компьютерной графики; «живые» элементы аттракциона — сами зрители и реальные актеры; все они находятся на реальной концертной площадке в окружении других настоящих «игроков». Визуальные же эффекты у нас используются в большей степени для того, чтобы сориентировать пользователей в пространстве и поместить их в социальный контекст. При этом мы, как организаторы, пережили весь кошмар запуска нового программного обеспечения вместе со всеми сложностями подготовки театральной премьеры».
Наряду с почти бесконечными художественными возможностями сочетание технологий и «живой» постановки может создать вдвое больше трудностей для работающих в этом пространстве компаний. Роберт Морган продолжает: «Многое может пойти не так. У нас, например, на открытии мероприятия в Канаде не только не появился ведущий актер, но и случился пожар в серверной, из-за чего перестали работать все наши AR-приложения».
Да, оказывается, запустить гибридную (виртуальную/реальную) театральную постановку непросто, но можно, так как в мире появляется всё больше программных инструментов с открытым исходным кодом, растёт новое поколение, приверженное идее находить развлечения вне дома, в реальных пространствах, но с цифровым контентом.
Редакция благодарит Риса Уэбба (Reece Webb) из английского InAvate за подготовку этого обзора.