Домой Обзоры Поднимаем планку. Светодиодные экраны нового поколения

Поднимаем планку. Светодиодные экраны нового поколения

356
led-1

Современные светодиодные экраны, с их высоким разрешением, ценовой доступностью, меньшим весом и гибкими конфигурациями, с большим успехом применяются для создания крупных инсталляций и «цифровых зрелищ».

Как сделать контент на экране более заметным? Раньше-то и сами экраны были плоскими, квадратными и «обрамлёнными», а сегодня светодиодные технологии позволяют дизайнерам проявлять свой творческий дар так широко, как только можно, и гораздо более «художественно» подходить к оформлению контента.

«С современными гибкими светодиодными экранами произвольной формы творческие возможности практически безграничны, — считает Михель Бюхнер (Michel Buchner), владелец «провайдера творческих технологий» компании Nexxt Technology. — Проблема лишь в том, что большинство дизайнеров и архитекторов этого ещё не знают. Как только они перестанут думать только отдельными кадрами и откроют для себя «кайф» анимированных обоев, узоров и текстур, возьмут их на вооружение как элементы своего дизайна, тут же появится новая эстетика, с использованием проекции и гибких светодиодных экранов. Всего пять лет назад светодиодные технологии считались наилучшими для широкоформатных уличных экранов, но в последние годы компоненты стали миниатюрнее, шаг между пикселями мельче, цены доступнее, так что теперь светодиоды вполне могут заменить ЖК-дисплеи даже внутри помещений».

«Некоторое время назад мы начали поглядывать в сторону гибких светодиодов; эта тема интересна в связи с работой, которую мы делаем для розничной торговли, — говорит директор компании-поставщика цифровых медиа-решений Intevi Адам Уилсон (Adam Wilson). — Свою первую настоящую цифровую графику мы создали в 2014 году для галереи Mellisa в лондонском районе Ковент-Гарден… и это было больше о цифровом искусстве, чем о дисплеях, там не был нужен просто большой телевизор. И у нас был единственный способ добиться успеха — использовать светодиодные экраны с малым шагом между пикселями. Тем не менее, заставить клиентов «выйти из кадра» и подумать не только о форме «телека», но и об изображении, всегда проблематично».

led-2.tmb-largeПервые примеры гибких печатных плат (ПП) в ленточной конфигурации были представлены на выставке ISE несколько лет назад. Но настоящим «рывком» стало изготовление печатных плат по индивидуальному заказу; такой сервис позволяет «вырезать» экраны любых форм, от кругов до логотипов и даже куполов — за ваши деньги в соответствии с любыми спецификациями. Есть компании, вкладывающие кучу ресурсов в НИОКР печатных плат нестандартного дизайна. По словам г-на Бюхнера, эту услугу, как правило, предлагают небольшие фирмы-производители светодиодных экранов, а не «гранды», которые ориентируется на крупные объёмы продаж.

«Свою первую «настоящую» цифровую графику мы создали в 2014 году для галереи Mellisa в лондонском Ковент-Гардене, и нам очень помогли светодиодные экраны с малым шагом между пикселями» – Адам Уилсон, Intevi

Из представленных на выставке ISE 2020 испанской компанией Flying Screens светодиодных «листов» можно создавать экраны нестандартных габаритов для установки в нестандартных местах, например, на изогнутых поверхностях. Представители компании заявляют, что их технология отличается дизайном и функциями, в настоящее время недоступными для традиционных светодиодных панелей. В то же время китайская компания LianTronics продемонстрировала на ISE 2020 очень тонкие и лёгкие светодиодные экраны для наружной рекламы (яркость 8000 нит и 14-битная шкала серого), а также новую серию RM для рынка аренды (один «квадратный метр» весит 25 кг, из соединённых модулей можно строить вогнутые, L-образные, изогнутые и смещённые формы экранов).

Проекция или светодиоды?
Светодиоды или проекция? У каждой технологии свои преимущества и недостатки. Например, не имеет смысла брать изогнутые светодиодные экраны для создания инсталляции «с погружением», когда нет дневного света, а публика находится близко к изображению.
И наоборот, работающую при естественном дневном свете рекламную колонну в аэропорту может работать с построить на светодиодах, но никак не на проекции.
«У проекции по-прежнему есть своя ниша, например, для вывода прозрачных изображений у неё просто нет конкурентов, — говорит Адам Уилсон. — Точно так же есть определенные ситуации, где проекция совершенно не годится, например, в витринах или других местах с ярким окружающим освещением».

Михель Бюхнер считает, что проекция может «обойти» светодиоды, если надо отобразить контент на поверхностях сложной формы, таких как автомобиль или человеческая фигура, но нет ничего лучше светодиодов для использования динамических изображений в качестве архитектурного элемента. «Если вы хотите надеть кольцо на небоскрёб, «крутить» рекламу по бортам хоккейного поля или разукрасить сцену видеороликами, тогда LED — ваше всё».

Есть ограничения
Гибкие светодиоды можно легко преобразовать в простые изогнутые формы, но они (пока ещё) недостаточно гибкие, чтобы формировать сложные трехмерные объекты. Управляющий директор компании-интегратора Anna Valley Питер Джонс (Peter Jones) комментирует: «Мы можем легко построить цилиндр, но не грушу. Основными «ограничителями» гибкости светодиодов являются время исполнения заказов и пересортица в процессе дистрибуции; последнее может повлиять на согласованность цветов после сборки экрана на «рабочем месте».
led-3.tmb-largeТакже не существует стандарта в отношении размеров светодиодных «сборок»: каждого производителя свои размеры корпусов и специальный «неповторимые» монтажные опции. Говоря по-простому, почти всегда приходится применять индивидуальный подход. Но если вы проявите смелость, тогда возможно почти всё».
Разнообразные криволинейные конструкции можно создавать из светодиодных модулей неправильной формы методом фасетирования, — делится профессиональными секретами г-н Джонс. — В любой отрасли есть те, кто бросает вызов нормам и раздвигает границы возможного; нам повезло, что, как правило, к нам приходят очень творческие, органично мыслящие дизайнеры».

«Самый творческий дух у архитекторов. Как правило, им не составляет труда придумать что-то очень оригинальное с использованием гибкого светодиодного экрана» – Жюльен Пери, Pekason

По словам г-на Бюхнера, большинство инсталляторов будут делать то, что их попросят клиенты — архитекторы и дизайнеры, но в рамках выгодного им продуктового портфеля. «В основном они «выдают» решения со стандартным соотношением сторон, творческий процесс в целом и дизайн контента в частности не являются их внутренней мотивацией, — с сожалением констатирует г-н Бюхнер. — В целом, инсталляторы склонны придерживаться проверенного ассортимента, прямых линий и плоских поверхностей».

Однако работающие за пределами корпоративного рынка дизайнеры, инсталляторы и архитекторы гораздо более артистичны и изобретательны в применении светодиодных экранов.
«Самый творческий дух у архитекторов, — утверждает руководитель проектов французской компании-поставщика светодиодных решений Pekason Жюльен Пери (Julien Perie). — Как правило, им не составляет труда придумать что-то очень оригинальное с использованием гибкого светодиодного экрана».
Тем не менее, во всей красе стоит непростой вопрос — как познакомить «творцов» со всеми возможностями визуальных технологий и заодно избавить их от страха перед работой с ними.

led-4.tmb-large«Физический дизайн экрана и процессы производства контента должны быть полностью синхронизированы в случае со сложными светодиодными инсталляциями, — снова подаёт голос в хоре экспертов Питер Джонс. — Для дизайнеров контента очень важна предварительная визуализация, поэтому мы сначала создаем подробную пиксельную карту, привязанную к реальному экрану, а затем переводим её в цифровую 3D-модель, чтобы дизайнеры могли в точности увидеть, как на экране будут отображаться их задумки».

При столь большом числе модификаций экранов, от фиксированных до настенных, выдвижных, подвесных, потолочных, встраиваемых, перемещаемых на направляющих, вогнутых и выпуклых — контент необходимо адаптировать в соответствии с дизайном физический структуры экрана. Ключевые условия успеха — знать, откуда контент просматривается и должен ли он быть представлен в определенном соотношении сторон, поскольку это повлияет на выбор шага между пикселями.

«В любой отрасли есть те, кто бросает вызов нормам и раздвигает границы возможного; нам повезло, что, как правило, к нам приходят очень творческие, органично мыслящие дизайнеры» – Питер Джонс, Anna Valley

Г-н Уилсон с сожалением сообщает, что некоторые поставщики светодиодных видеостен так и не нашли возможности инвестировать средства в изучение этих процессов. «Поэтому мы сами тратим кучу времени и денег на изучение технологий и обучение специалистов по монтажу и проектированию как стандартных, так и изогнутых светодиодных экранов, — говорит он. — Когда речь идёт об экранах, не имеющих стандартной формы или ориентации, создание хорошего контента становится непростой задачей, даже если все процедуры похожи на стандартные. В этом случае необходимо уделять гораздо больше внимания и воспроизведению, и самому контенту. Вы можете потратить миллионы на самый распрекрасный светодиодный экран, но он будет «пустышкой», если не вкладывать деньги в контент. Оборудование стало более надежным, мелких прерываний «картинки» всё меньше. Но люди по-прежнему считают, что видеоарт —очень сложное дело, а ведь это уже не так».

При этом бюджет на подобного рода инсталляции выделит не каждый. С одной стороны, гибкие светодиодные экраны — это просто дорогой продукт, учитывая создание «спецконтента», а с другой — очень нишевый. Гибкие светодиодные плитки, например, невозможно инсталлировать без металлической задней структуры, которая придаёт всей конструкции определённую форму и удерживает «плитки». Подобные нужды увеличивают стоимость самого оборудования и расходы на проектирование.

Светодиодные цилиндры и однонаправленные «ленты» сделать довольно просто; проблемы начинаются при создании более сложных конструкций.
«Для получения уникальных по форме «вырезов» вам потребуются заказные печатные платы, — советует Михель Бюхнер. — А вот эллипс посередине состоит из стандартных квадратных модулей, индивидуального изготовления потребуют только изогнутые края».

Конструирование
Самая непростая задача — «включить» пространственное мышление при разработке дизайна. Михель Бюхнер объясняет: «Раньше в индустрии были талантливые «экранные» дизайнеры, которые создавали нечто очень красивое для показа по телевидению. Потребовалось время и многочисленные визиты на площадки, чтобы объяснить «новым дизайнерам», как изображение может (и должно!) работать в крупном многослойном пространстве, например, на стадионе. То же самое будет с дизайном общественных мест. Плюс в том, что сегодня у нас есть более совершенные инструменты анализа, например, виртуальная реальность и 3D CAD, где мы можем проверять свои задумки и создавать «цифровые впечатления».

led-5.tmb-largeНапомним, что в мире существует крупное сообщество дизайнеров 3D-мэппинга, уже имеющих опыт пространственного мышления и знающих приемы, позволяющие «оживить» пространство. В описываемых процессах важнейшим фактором является анализ пространства и целей, для которых создаётся проект, «примат» контента без «оглядки» на оборудование. Чтобы добиться успеха, надо первым делом ставить такие вопросы (и получать на них ответы!), как «будет дизайн коммерческим или художественным?» и «что будет чувствовать наш зритель?», а также «что я могу предложить заказчику: активное внимание публики или художественное дополнение пространства, условно говоря, обои или световую скульптуру?»

«К каждому помещению или зданию может быть только один подход в отношении визуальных средств, но решений (и финансовых последствий) будет множество, — предупреждает г-н Бюхнер. — Совершенно необходимо отказаться от условностей обычного взгляда на экран, как это сегодня принято у большинства людей. Например, мы в компании Nexxt экспериментируем с молодыми архитекторами, имеющими классическое образование плюс энтузиазм и некоторые знания в области видеодизайна. Посмотрим, какой подход они найдут к упомянутым в нашей статье задачам».

Надежды юношей питают… И Михель Бюхнер, и наши уважаемые читатели догадываются, что пройдет немало времени, прежде чем «внерамочное мышление» станет нормой методологии дизайна.

Редакция благодарит Адриана Пеннингтона (Adrian Pennington) за подготовку этой статьи.