Домой Обзоры Не время умирать. Индустрия кино в эпоху постпанд

Не время умирать. Индустрия кино в эпоху постпанд

244
No time to die Main

Пандемия нанесла серьезный ущерб кинорынку. Но, как выяснили наши эксперты, он все ещё жив, и даже после полутора лет потерь и неопределенности не собирается умирать.

Всем известно, что Covid-19 прошёлся по кинорынку как смерч: финансовые показатели похожи на предсмертные анализы. «По нашим данным в 2020 году кассовые сборы мирового кинопроката составили 12,5 млрд долл. США по сравнению с 42,5 млрд в 2019 году, — говорит Дэвид Хэнкок (David Hancock), старший менеджер по исследованиям кинорынка компании OMDIA. — Потеряно не менее 30 миллиардов, и этот гигантский урон в пропорции 50/50 поделили между собой кинопрокатчики и дистрибьюторы. Вернуться к показателям 2019 года киноиндустрия, похоже, сможет только в 2023 году».

Да, цифры ошеломляют, однако, учитывая, что доходы “коллег” интересуют участников АВ-индустрии, скорее, как инструмент для развития профильных технологий, обратимся к соответствующим экспертным мнениям.

Чем не жизнь?
Казалось бы, меньший доход означает (в частности, для кинопоказа) меньшие возможности для модернизации, верно? Да, но не всегда, точнее, не везде. Возьмём, к примеру, Саудовскую Аравию. В 2017 году здесь разрешили строить и открывать кинотеатры, причём в развлекательные комплексы инвестировали около 27 млрд евро из “королевской” казны. В результате та часть кинопрокатчиков, что затеяла работы по модернизации и строительству новых кинозалов, зашла слишком далеко, чтобы ставить проекты “на паузу” или отказаться от них с приходом вируса.

Россия, по сравнению с другими странами, «выбрала довольно противоречивый и, в некоторой степени, более мягкий подход к карантинным ограничениям» (цитата по Deadline). Коронакризис хоть и подкосил, но не выбил российскую киноиндустрию из колеи. Глава компании «Централ Партнершип» Вадим Верещагин считает, что, спустя год после начал пандемии рынок выглядит лучше, чем можно было ожидать: «Конечно, всё это время с огромной скоростью развивались сервисы “видео-по -запросу”, но люди всё равно хотят ходить в кино. Даже с учётом 50-процентной заполняемости кинотеатров мы практически вернулись к уровню 2019 года» (цитата по Deadline).

Демонстрацией положительной динамики стали, в частности, прошедший в Москве в апреле Международный кинорынок «Российский кинобизнес 2021» и открывшийся в столице (в самый разгар пандемии, в конце 2020 года!) кинотеатр «Художественный», где инсталлирована сурраунд-система Dolby Atmos и лазерные кинопроекторы Barco. Кроме того, в марте текущего года Минкульт и «Фонд кино» запустили программы поддержки производства национальных фильмов и модернизации кинозалов для городов с населением менее 500 тыс. человек.

“В период локдауна цифровые платформы, куда устремилась киноаудитория, лишенная возможности пойти в кинотеатр, столкнулись сначала с небывалым увеличением пользователей и просмотров, а затем с острым дефицитом контента” (цитата по РБК+) — Екатерина Бордачева, МКиФ «Российский кинобизнес» .

Ещё один пример — кинорынок Китая, где продажи билетов в феврале 2021 года достигли рекордного уровня в 1,7 млрд долл. США. «Когда они снова открылись, то запустили все свои имеющиеся кинотеатры, и даже построили кучу новых, — говорит Марк Коллин (Mark Collin), старший менеджер компании Harman Professional по глобальному кинематографу. — У них (китайцев) права почти на весь контент, а значит, они не зависят от Голливуда. И это действительно ключевой фактор. С другой стороны, в Китае не так много потоковых сервисов по сравнению с другими странами. Сложите всё это вместе — и получите ответ, почему кинорынок Китая не просто жив, а процветает».

Тем не менее, часть поставщиков оборудования ожидает, что в быстрейший рост покажут именно зрелые рынки, а не те, где в последние несколько лет наблюдался шквал нового строительства.

Национальный контент
Да, по сравнению с предпандемийнми годами Голливуд стал давать меньше продукции, при этом фактор “национального контента” активно проявился не только в Китае. И это примечательно, учитывая, например, почти скандальную историю с неоднократным переносом вожделенного «Не время умирать», теперь — на сентябрь 2021 года.

«В других странах, где есть собственный контент, кинорынок восстановится и будет расти быстрее, — утверждает г-н Коллин. — Раньше в Австралии было только 10% фильмов собственного производства, а теперь в некоторых кинотеатрах его доля составляет 25-30%. То же самое в Индии, Южной Корее, Японии и некоторых европейских странах. Когда снимут все ограничения, там уже не будут ждать новинок из Голливуда: обязательно начнут продвигать собственный контент и строить, а также модернизировать собственные кинотеатры».

«В период локдауна цифровые платформы, куда устремилась киноаудитория, лишенная возможности пойти в кинотеатр, столкнулись сначала с небывалым увеличением пользователей и просмотров, а затем с острым дефицитом контента, — комментирует генеральный директор МКиФ «Российский кинобизнес» Екатерина Бордачева. — В результате цифровые медиа стали производить собственный контент не только для онлайн-потребления, но и для ТВ, а впоследствии и для большого экрана» (цитата по РБК+).

«Из-за роста спроса со стороны провайдеров контента нам пришлось сильно увеличить объёмы производства, — говорит директор продюсерской компании «Среда» Иван Самохвалов. — За десять последних лет мы сняли суть более 30 сериалов, а в 2020 году только за шесть месяцев выпустили 11, и на следующий год уже есть заказы» (цитата по Deadline).

«Бум стриминговых сервисов в пандемию помог зрителям глубже погрузиться в местный кинематограф. Успех нашего фильма «Спутник» и новости о его римейке — живой тому пример» — заявляет российский режиссёр и основатель кинокомпании Art Pictures Фёдор Бондарчук (цитата по Deadline).

Модернизация
У кинопрокатчиков, какие бы фильмы они не “крутили”, на ближайшее время есть несколько вариантов технологической модернизации. Кто-то скупит по дешевке то, что отдадут выходящие из бизнеса коллеги. Другой заменит ламповые проекторы на лазерные — у них меньше совокупная стоимость владения, и это очевидный плюс, когда выручка от продажи билетов, сдачи помещений в аренду и рекламы невелика. И, кстати, качество изображения “лазерников” является могучим конкурентным преимуществом.

«Очевидна перспектива дифференциации кинопрокатчиков, — говорит директор компании Christie по развитию кинобизнеса Брайан Клейпул (Brian Claypool). — Чьё оборудование даст более высокий динамический диапазон, лучшую контрастность, большую яркость изображения, более высокую частоту кадров — тот и “поднимется”».

В конце концов, инновации могут помочь владельцам кинозалов конкурировать со стримминговыми сервисами, предоставляя публике возможности, несравнимые даже с лучшими домашними кинотеатрами — от экранов размером со стадион до 4D.

Автокинотеатры
Есть сектор, в котором при пандемии дела были гораздо хуже, чем в кино, — “живые” мероприятия. Однако есть люди, которые находят возможность “подняться” на их комбинации. Вот, скажем, компания Джонни Тосарелло (Jonny Tosarello), в марте 2020 года вновь открывшая заброшенный в 1980 году автокинотеатр на Среднем Западе США. Помимо демонстрации классических фильмов, здесь дают концерты известных музыкантов. Отсюда и название предприятия: Rock ‘N’ Roll Drive-In.
“Киноконцерты” существуют уже не одно десятилетие, но обычно проходят на экране в прямом эфире или в транслируемой через сеть записи. Пандемия распространила эту бизнес-модель на автокинотеатры, отчасти потому, что автомобиль по своей сути является “убежищем” от общества, а также из-за того, что сейчас многие артисты хватаются за любую возможность снова выступить перед живой публикой.

Интересно, станут ли автокинотеатры постоянными площадками для небольших музыкальных турне после пандемии? Или всё вернётся на круги своя, в традиционные клубы и “дома культуры”? «Я думаю, это во многом зависит от аппетита артиста, стоимости его райдера и вместимости площадки, — отвечает г-н Тосарелло. — Очевидно, что типичный автокинотеатр меньше среднего клуба или “дома культуры”, а дальше надо считать. Всё сводится к математике!»

Другой фактор — есть ли у конкретного автокинотеатра необходимая артисту и его промоутеру инфраструктура, и это для прокатчиков и поставщиков услуг может стать заработком.

«У большинства “автокиношек” нет ничего для обслуживания туров, — продолжает г-н Тосарелло. — Так договоритесь с прокатчиками, они всё равно сидят на своих фурах с аппаратом и сосут лапу!»

В мае 2021 Rock’n’Roll Drive-In впервые проведёт мероприятие, на котором будет всё: и сцена, и звук, и освещение, и камеры, и бэклайн, и техники.

«В райдере стоит “питание для домашнего проектора” и кое-что ещё, но это не проблема, — рассказывает Тосарелло. — Тур пройдёт именно по автокинотеатрам, менеджмент в курсе, что тут мало что есть для надлежащего проведения живых выступлений. Я думаю, многим артистам Rock’n’Roll Drive-In понравится, поскольку у нас есть кой-какие навороты, которых нет на большинстве подобных площадок. Например, ВОЛС и сеть Dante, связывающая вместе наш лазерный проектор, звукоусиление и DMX-свет, что любому из них упростит жизнь».

К слову, в России первые в условиях пандемии автокинотеатры заработали в Калининграде и Новосибирске. Их кассовые сборы пока невелики — согласно официальной статистике, за сеанс такой кинотеатр собирает максимум 44 тыс. руб. Однако лиха беда начало.

Кино как фестиваль
“Пандемические автокиношки” — не исключительно американское дело. «В Германии, например, за полгода появились сотни новых, — говорит г-н Хэнкок из OMDIA. — А крупнейшая в Британии сеть автокинотеатров The Great British Drive In (TGBDI) недавно поставили на одной из площадок светодиодный экран площадью 100 кв.м от iMAG Displays. Большинство автокинотеаторов работает только по выходным, однако у TGBDI достаточно контента и клиентов для “круглонедельной” работы. Помимо фильмов, здесь проводят викторины, развлекательные программы с участием комиков и музыкантов.

«Всё дело в хороших фильмах, — говорит один из основателей TGBDI Крейг Уилкинсон (Craig Wilkinson). — Лично я разочарован, что народ не смотрит классику, но, учитывая ситуацию, ясно, почему в 2020 году более популярны музыкальные программы и комедии».

Как и промоутеры, операторы “автокиношек” задаются вопросом, останутся ли зрители лояльными в долгосрочной перспективе. Время покажет, однако в конечном итоге речь идёт о том, чтобы дать людям нечто, чего нет больше нигде, ни в мультиплексе, ни в собственной гостиной.

«Нашей аудитории нравится, народ комментирует, как всё круто, и не важно, есть пандемия или нет, — говорит г-н Уилкинсон. — У нас настоящая фестивальная атмосфера! Вы паркуетесь и тусуетесь возле своей машины, это значит, что вам не нужно тащиться пешком до парковки или до пункта приёма оплаты. Если всё сделать правильно, то “автокиношки” подстегнут выпуск новых фильмов, и пусть их смотрят в обычных кинотеатрах, у нас тут есть свои, весьма качественные развлечения».

Больше, чем блокбастеры
Как-то раз американская компания Fathom Events организовала прямую трансляцию на экраны своих кинотеатров “живого” концерта Принса (Prince) из зала Staples Center. «Каждый зритель получил бесплатный компакт-диск, — говорит генеральный директор Fathom Events Рэй Натт (Ray Nutt). — Для публики это было “вау!”, они получили диск первыми, и им это понравилось. А с точки зрения бизнес-модели мы, по сути, включили оптовую стоимость компакт-диска в цену билета».

Да, это было задолго до появления потоковой трансляции и загрузки музыкальных треков. Но сегодня такие “фишки” примечательны как пример нестандартного мышления, каковое в долгосрочной перспективе может принести успех как владельцам кинотеатров, так и обслуживающим их АВ-фирмам. Как и в случае с авто-, в обычных кинотеатрах можно делать постановки, которые не могут сравниться с домашними кинотеатрами. Такая перспектива служит хорошим предзнаменованием для поставщиков и интеграторов, предлагающих АВ-системы, способные обеспечить эти возможности.

«В случае с кинотеатром у каждого может быть место в первом ряду на музыкальном или спортивном шоу, — говорит г-н Натт. — Прямо сейчас мы ведем переговоры с несколькими артистами из списка лучших. Посмотрим, к чему это приведет. Это своего рода временная мера. Уверен, они-то хотят работать на стадионах, но там довольно жесткие ограничения по вместимости. Так давайте попробуем сделать шоу в наших кинотеатрах».

В четвертом квартале 2020 года компания Fathom “прокатывала” 43 наименования, включая аниме, фильмы об искусстве, кино для вдохновения и классику. Этот микс показывает интерес публики к вчерашним блокбастерам и другому тщательно подобранному контенту.

«Очень успешно прошёл сериал ужасов, — продолжает Натт. — Зритель шёл косяком во время Хэллоуина. И, как оказалась, к ним присоединилась наша аниме-аудитория».
Любители искусства реагируют медленнее. Средний возраст поклонников оперы — 73 года.Вот увидите, как только им сделают прививку и разрешат выходить, эта толпа очень агрессивно пойдёт в кино».

Фото предоставлено: rodwey2004 / Shutterstock.com, Crystal Eye Studio / Shutterstock.com

Редакция благодарит Тима Крайдела (Tim Ctidel) из английского InAVate за подготовку этой статьи,