Домой Обзоры Воспоминание о будущем. АВ-индустрия в борьбе с пандемией

Воспоминание о будущем. АВ-индустрия в борьбе с пандемией

72
МА21 Облога

Пандемия оказала на мировую экономику ошеломляющее влияние. Эксперты рассматривают нанесенный за год ущерб и дают примеры гибкости как условия выживания.

Последние 12 месяцев были не похожи ни на какие другие: пандемия covid-19 буквально шокировала экономики развитых стран. Отчёты европейской комиссии по развитию торговли UNCTAD показывают, что производство пережило самый серьезный с момента начала сбора данных в 1940-х годах спад. Кроме того, данные Международной организации по труду свидетельствуют о сокращении в результате пандемии более 255 млн рабочих мест. Во многих странах статистика ещё хуже, к примеру, в Великобритании зарегистрировано самое заметное падение ВВП за всю историю наблюдений, а центральный банк этой страны зафиксировал сокращение экономики на 11% (данные 2020 года). На экономику России, кроме пандемии и карантинных ограничений, в 2020 году повлиял заметный спад спроса на нефть, в результате Росстат “доложил” о сокращении ВВП на 3,1%. По данным РБК, оценки нашего статистического ведомства оказались оптимистичнее прогнозов как правительства, так и российских/международных экономистов. “Торможение” прошлого года стало максимальным за 11 лет: сильнее ВВП России падал только в 2009 году — на 7,8%.

В любом случае, цифры для большинства мировых экономик просто ужасающие, как считают аналитики (а кто ещё такой мазохист, чтобы везде и всюду их, цифры, искать и всегда находить!). Однако не всё потеряно: в прошлом месяце ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, “ответвление” ООН) повысила свои прогнозы по росту мирового ВВП до 5,5% в этом и до 4% в следующем году.

Впрочем, участникам АВ-индустрии от этого не легче: до ковидной атаки она была “практически здорова”, активно шла деятельность по слияниям и поглощениям компаний, новые продукты запускались чуть ли не еженедельно, заказчики и инвесторы охотно подписывались на различные проекты, среди крупных и малых компаний-интеграторов не было ни безработицы, ни банкротств… Данная статья — попытка выяснить, насколько глубокую рану нанесла АВ-индустрии пандемия в 2020 году.

shutterstock_1686250051_bxqvbnВ октябре 2020 года агентство ТАСС опубликовало сообщение о том, что фестиваль «Нашествие» в 2021 году не состоится — без указания причины отмены. У новости не было автора, только ссылка на неназванный источник в правительстве Тверской области. При этом собственно в 2020 году даже летом деятельность компаний по оснащению “живых” мероприятий были не слишком активной. Фестиваль Stereoleto единственный из российских музыкальных слётов, который в 2020 году не отменили. Главная и единственная потеря российской фестивальной индустрии — иностранные группы и исполнители. Казалось бы, ничего страшного, ведь обратная сторона этой “медали” — освободившееся место для отечественных музыкантов. Однако теперь ясно, почему это направление отечественной АВ-индустрии потеряло ход: нет никакой уверенности в том, что любое запланированное мероприятие не отменят в любой момент, если только оно не связано с крупными государственными праздниками или имиджевыми международными событиями.

В Европе ситуация не лучше. Результаты 2020 года удовлетворили только тех, кому посчастливилось торговать чем-то очень востребованным (например, технологиями для дистанционного образования или системами видео-конференц-связи).
«Нам повезло, что расходы на образование остались приоритетом для правительств многих стран региона EMEA/APAC, — радуется Саймон Порт (Simon Port), руководитель отдела продаж компании-производителя интерактивных досок Promethean. — По мере снятия жёсткого карантина в той или иной стране инсталляцию оборудования можно было провести в мае или июне, когда школы были закрыты на каникулы. Часть работ, традиционно выпадающих на лето, была выполнена раньше, в опустевших помещениях. В итоге наши продажи во второй половине 2020 года превзошли обычные прогнозы и почти компенсировали потери первой половины».

Везёт же тем, у кого осталась возможность работать на уровне, близком к нормальному! Для других же компаний, особенно тех, что заняты оснащением живых мероприятий и прокатом, 2020 год стал настоящей “битвой за выживание”.
«За последние 12 с лишним месяцев у нас всё же была кой-какая работа, поэтому мы справились, — делает осторожные выводы Джеймс Купер (James Cooper), управляющий директор компании Flipside, занимающейся арендой и инсталляциями АВ-оборудования. — Что касается инсталляций, сейчас мы берём любые заказы, от офисных переговорных до молитвенных домов. А вот прокат сильно “просел”, как и следовало ожидать. Но, благодаря активной работе по инсталляциям, у нас был доступ к коротким займам, а это существенная поддержка. Однако сейчас у большинства работающих в этом секторе на 50-60% оборота приходится 90-100% затрат».

Еще одна британская компания, Universal AV, как две капли воды похожа на Flipside и ведет дела в тех же двух направлениях: инсталляции и оснащение “живых” мероприятий. Изначально их инсталляционный бизнес был ориентирован на высшее образование, но многие британские университеты в пандемию надолго закрылись. «Образование — это бОльшая часть нашего бизнеса, мы не можем её игнорировать. Пришлось “побиться” на обоих фронтах», — говорит управляющий директор Universal AV Ник Фицпатрик (Nick Fitzpatrick). Положительным моментом для его компании в момент сокращения университетских проектов стал одновременный рост корпоративных заказов, включающих в себя технологии удаленного сотрудничества.
Между тем, правительства большинства государств настаивают на поголовной вакцинации, хоть это и смахивает на “принудиловку”. Мы спросили экспертов, считают ли они вакцинацию ключом к возвращению всех нас к нормальному состоянию в ближайшем будущем и получили следующие комментарии.

«Очевидно, что пропаганда рисует вакцинацию выходом из создавшейся ситуации, однако, хоть я и не доктор, но сомневаюсь, что это быстро сработает, — рассуждает г-н Купер. — Похоже, пройдёт ещё как минимум одна зима, прежде чем всё вернётся на круги своя, как обещают власти. Особенно в секторе гостеприимства».
Менеджер по развитию бизнеса компании-производителя Sound Control Technologies Джефф Хеллиер (Geoff Hellyer) тоже считает, что нужно набраться терпения. «Чтобы вернуться к тому, что было нормой, потребуется долгое время. Есть вещи, которые могут сделать эту “долгую дорогу домой” довольно ухабистой», — говорит он.

Другие эксперты более оптимистичны, например г-н Порт из Promethean: «Если посмотреть рыночную аналитику, то в период с настоящего момента до 2025 года в регионе EMEA прогнозируется стабильный рост на 6%. Очевидно, что рынок не умер, он существует».

При этом, по мнению Сия Фахера (Siya Fakher), управляющего директора компании-консультанта Broadtek, не стоит ожидать, что вакцинация “исцелит” все предприятия АВ-индустрии. Он говорит: «Выздоровление бизнеса определенно будет постепенным. Независимо от того, как пойдёт вакцинация населения, следует подготовить свою организацию к работе в условиях пандемии, будь то covid или что-то ещё. Чтобы работать комфортно, надо продумать очень сильную цифровую стратегию. А если у вас её нет, бизнес очень уязвим».

Чтобы остановить волну инфекции, во многих странах были введены суровые меры, по сути остановившие часть бизнеса. Однако, когда число заразившихся уменьшалось, власть снимала или ослабляла ограничения. Какое влияние эти “вкл./выкл.” оказали на АВ-бизнес?

«Локдаун показал, что нет возможности рассчитывать на какую-либо стабильность, — утверждает Анна Мари Константину (Anna Marie Constantinou), директор бизнес-подразделения компании-дистрибьютора Maverick AV Solutions. — Многих сотрудников АВ-отрасли отправляли в отпуска без сохранения зарплаты, проекты приостанавливались и откладывались, и всё это сильно усложнило планирование и командную работу. При этом повсеместное изменение методов работы открыло для АВ-сектора новые возможности, и оказалось, что нужно лишь быть достаточно гибкими, чтобы ими воспользоваться».

shutterstock_1738910420_opgq4kГибкость — вот один из терминов, который за последние 12 месяцев стал “на слуху”. Многие АВ-компании в прошлом году были вынуждены предлагать новые услуги, или, как Universal AV и Flipside, сконцентрироваться только на одном направлении из двух.
Однако есть и такие, кто пошёл более радикальным путём. «Covid дал нам возможность полностью изменить структуру бизнеса, — говорит управляющий директор компании-дистрибьютора Visualization Ник Пиджон (Nick Pidgeon). — Мы этим воспользовались, чтобы инвестировать в команду специалистов, пройти обучение, накопить знания и навыки в ряде новых областей и стать полноценной компанией-дистрибьютором».

Отдел технического оснащения живых мероприятий компании Universal AV переориентировался (ещё один модный в 2020 году термин) на предоставление онлайн-трансляций. Три склада превратили в студии с крупными светодиодными экранами, сценой, специальным освещением и прочим, что позволило одновременно на нескольких языках транслировать различные церемонии и мероприятия.
Компания Flipside также занялась онлайн-мероприятиями, но получила, по признанию г-н Купера, не столь однозначные результаты. «Мы потратили все доступные человеко-часы на обучение работе с видео. Появились заказы, работа пошла. Но прибыль это приносит мизерную, вот в чём проблема».

В свою очередь компания Promethean предложила сотрудникам проводить презентации у себя дома (для продукции, которую ранее продвигали исключительно с помощью личного общения) или, если позволяли ограничения, в центрах техобслуживания, где клиенты могли безопасно для здоровья выбрать нужное оборудование и услуги.

Следует отметить, что 31 января 2020 года в европейской АВ-индустрии возникла ещё одна проблема, правда, немного завуалированная covid’ом — Brexit. В этот день Великобритания, спустя четыре года после локального референдума, вышла из Европейского Союза. И хотя это “чисто британское дело”, оно так или иначе затрагивает все страны Европы, имеющие дело с Великобританией, в том числе и Россию.

Какой эффект, положительный или отрицательный, оказал Brexit на деятельность АВ-компании?

shutterstock_1338364277_bdr6scПо данным британского управления национальной статистики (Office for National Statistics) экспорт товаров из Великобритании в Европейский Союз в январе 2021 года упал на 40%, а импорт — на 28%. В зависимости от того, на какой “стороне забора” вы находитесь, это выглядит либо зловещим признаком грядущего кризиса, либо просто временной трудностью, связанной с излишним накоплением запасов в ноябре и декабре 2020 года.

Открытые границы ЕС позволяли АВ-компаниям свободно перемещать продукцию между всеми странами региона EMEA, но Brexit ситуацию слегка изменил. На начало 2021 года ответы АВ-экспертов, с которыми мы говорили по этому поводу, не позволяют выделить “долю” Brexit’а в негативном влиянии на европейскую АВ-индустрию, поскольку covid гораздо раньше “покорёжил” сроки поставок и доступность оборудования на складах.

«С точки зрения логистики после Braxit’а мир стал совсем другим: мы перестали быть частью единого европейского рынка. Однако covid, несомненно, затмил это влияние. Время покажет, как всё обернётся», — говорит г-н Пиджон, чья компания базируется в Великобритании.

«У нас были задержки с таможенным оформлением при перемещении товаров из нашего складского центра в Ирландии через Великобританию. Следует изучить эти новые непредвиденные обстоятельства и понять, как теперь быть с логистикой, чтобы избежать задержек», — сообщает г-н Порт из китайской Promethean.
Между тем, основным видимым эффектом Brexit’а стали очереди из ожидающих таможенного оформления грузовиков на автомагистралях Кента (графство в Великобритании) и Нор-Па-де-Кале (район во Франции) перед въездом в Евротоннель, да ещё увеличение объема бумажной работы. Brexit внёс заметный хаос в доставку товаров с/на Британские острова, и АВ-индустрия никак не могла от этого застраховаться. При этом те, кто уже учёл задержки с обеих сторон (покупатель/продавец), работают вполне ритмично. А более точные цифры, отражающие влияние Brexit’а на европейскую АВ-индутрию (если они к тому времени будут кого-то интересовать) мы узнаем только после полного отступления сovid’а. И пусть, ради здоровья всех людей и выживания части АВ-компаний, это произойдет как можно скорее.

Редакция благодарит Пола Миллигана (Paul Milligan) из английского Inavate за подготовку этого материала.