Аудиовизуальные технологии сегодня широко используются в образовании –
в начальной и средней школе, в колледжах и университетах и других
учебных заведениях.
 Саутгэмптонский университет. Последнее время на вертикальном рынке
образования наблюдается бум в секторе IT и AВ-технологий. Огромную
потребность в новых технологиях еще раз показало шоу BETT,
пользовавшееся успехом в Лондоне, и National Education Expo –
национальная выставка образования в Нидерландах. Каждая выставка, по
данным устроителей, привлекла более 60 000 посетителей.
Однако в большинстве стран при
развитии системы образования особое внимание уделяется лишь начальной
и средней школам. Органы образования обычно несут ответственность за
несколько школ, и правительственные фонды, распределяемые на
региональном или даже национальном уровне, достаточно легко достигают
именно этих административных подразделений.
Университеты
и колледжи находятся в более сложном положении. Большей частью они
функционируют как независимые учебные заведения, финансируемые
раздельно и планирующие свои расходы самостоятельно. Даже внутри
университета факультеты имеют довольно значительные бюджеты и могут
распоряжаться выделенными средствами по своему усмотрению. Системе
высшего образования требуется более существенное техническое
оснащение – не только интерактивные доски и проекторы. Расходы на
оборудование лекционных залов и учебных классов могут приближаться
к корпоративным бюджетам; системы звукоусиления и мультидисплейные
системы становятся обычным оборудованием аудиторий. Еще одна
возможность использования АВ-технологий в сфере образования – системы
Digital Signage, получающие сегодня все более широкое распространение.
Майк
Шоу – руководитель аудиовизуальных служб университета Manchester
Metropolitan University (MMU) в Великобритании – говорит об
использовании АВ-технологий в системе высшего образования. Это одно из
направлений деятельности отдела медиаслужб, который занимается также
вопросами фотосъемки, телекоммуникации и графического дизайна.
"В университете
обучаются 34 000 студентов, – рассказывает Майк. – Всего у нас во всех
кампусах около 400 учебных помещений. В моем подчинении 28 сотрудников.
Они производят установку АВ-оборудования и техническую поддержку
систем, эксплуатируемых в учебных аудиториях: предоставляют
оборудование во внутреннюю аренду и даже осуществляют техническое
обслуживание университетских компьютеров. В течение многих лет мы
развивались как мультидисциплинарная группа. Среди нас бывшие военные,
инженеры – в общем, специалисты во всех областях".
Университет
располагает широким арсеналом технических средств для студентов
и преподавательского состава, и главная задача при конструировании
систем – совместимость оборудования и максимальная простота его
эксплуатации. Что же имеется на сегодня? "У нас есть стандартная
АВ-платформа, которую можно модифицировать в зависимости от ситуации, –
говорит Шоу. – В большом лекционном зале, где могут разместиться от 100
до 250 человек, установлено оборудование, которое вы ожидаете здесь
увидеть. Такие залы оснащаются проекционными системами с двумя
экранами. Планируется использование системы управления с сенсорной
панелью и нескольки-
ми входами для медиаустройств: это компьютерные входы, опции для
портативных компьютеров. Всегда имеется устройство отображения
(в настоящее время мы используем продукцию Samsung) и различные
источники видеосигнала. Это могут быть DVD, MiniDV, а также старый
добрый видеомагнитофон VHS. В индивидуально спроектированные нами
лекционные залы устанавливаются все источники, которые могут
потребоваться преподавателю.
Наряду с лекционными залами есть много аудиторий меньшего размера.Во
всех этих аудиториях установлены устройства отображения, видеоисточники
и интерактивная белая доска. Здесь мы используем значительно более
простые системы управления, установили большое количество систем
MediaLink от Extron, а недавно обратили внимание на оборудование
Procon". Большие системы в MMU имеют в своем составе мощные звуковые
усилители, но используются и отдельные системы звукоусиления (стерео
или системы окружающего звука, спроектированные и установленные группой
Шоу).
Еще один руководитель
проекта – Тор Арне Петерсен, менеджер по АВ-оборудованию Школы бизнеса
в Осло (Норвегия). В отличие от Шоу, Петерсен не располагает
полноценной группой монтажа оборудования, а работает с местными
интеграторами, которые ищут возможности для реализации своих знаний
новых технологий и выполняют работу по монтажу нового оборудования под
его контролем.
"Новые
технологии широко применяются в университетах и других высших учебных
заведениях Норвегии. В каждой аудитории Университета Осло установлены
проекторы и интеллектуальные доски. У нас в Школе их нет, – говорит
Петерсен. – Мы пока не видим в них необходимости для обучения бизнесу.
Однако для проекторов общего назначения, плоских дисплеев и т. п.
в нашем бюджете предусматривается 400 000 норвежских крон (около 48 000
долларов).
А вот оборудование
для видео-конференц-связи находит все большее применение в Школе
бизнеса – сказал Петерсен. – Сегодня мы располагаем одним кодеком
Tandberg и используем его для связи с нашим партнером – Техническим
университетом Сингапура. Я полагаю, что такое применение современного
оборудования приобретает все более важное значение, поскольку оно
позволяет нашим студентам общаться друг с другом примерно  Стокгольмская школа экономики. в одинаковой
окружающей среде и обмениваться идеями. Думаю, в течение следующих двух
лет мы будем ежегодно добавлять как минимум по одной подобной системе,
и это хорошие капиталовложения. И для этого не требуется технология
высокой четкости".
В MMU также
задумывались о внедрении видео-конференц-связи. Майк Шоу поясняет, что
в университете эти системы в основном старого типа, использующие ISDN.
Переключение на системы на базе IP –вот то, что нам определенно
будет нужно в будущем, но здесь возникает проблема сопряжения обычных
AВ-систем и новых IT технологий, которые должны функционировать как
единое целое. Ведь сейчас любое оборудование может получить IP адрес
и работать в сети. В настоящее время все комнаты, которыми мы
располагаем, работают автономно, но мы движемся в направлении создания
интегрированной системы. Например, собираемся провести испытания
программного обеспечения AMX по управлению техническим средствами
в нескольких помещениях, чтобы проверить, насколько оно подходит для
нас. В частности, я очень заинтересован в дистанционном управлении
и мониторинге".
В Европе
датский интегратор Hecla серьезно рассматривает возможность работы на
рынке образования, в связи с чем в компании была создана специальная
группа для деятельности в этом вертикальном секторе. Компания привлекла
к работе Джерона Хелмса, бывшего лектора по экономике, чтобы
использовать в своих интересах его знания в сфере образования. "Новый
отдел создан совсем недавно, он существует всего два месяца, но дела
уже идут хорошо. Мы выяснили, что наилучший подход к образованию – это
подход на базе конкретных решений, – говорит Хелмс. – Например, мы
разработали мобильную проекционную систему, которую можно использовать
в нескольких помещениях, и назвали ее "Простой луч". Конструкция
реализована в виде одного блока и содержит все необходимые источники
и встроенный проектор. На подходе у нас – Navigator. Это еще одна
мобильная система с встроенной камерой, и лектор может легко
продемонстрировать всему классу проводимый эксперимент, – система
объединяет в себе АВ-оборудование и средства по обучению химии".
По
мнению Хелмса, правительство Дании инвестирует в образование достаточно
большие средства. Однако школы и университеты должны тщательно
продумывать, как их расходовать. Нужны решения, которые развиваются
в том же темпе, что и технология, и легко адаптируются к современному
техническому уровню.
Андреа
Маццоне – технический менеджер по поставкам оборудования итальянской
компании CD Audio Video, специализирующейся на монтаже оборудования.
Эта компания в течение последних десяти лет удерживает в своих руках
80% бизнеса в сфере образования.
"Итальянское
правительство направило огромные средства в университеты и школы, –
говорит Маццоне. – Самая большая проблема для нас – информировать
учебные заведения (наших клиентов) о новейшей продукции и технологиях,
чтобы они разумно подходили к расходованию средств. Мы поставляем все –
от интерактивных белых досок до профессиональных звуковых систем".
Еще
одна проблема, затрагивающая все рынки, не только сферу образования, –
это простота использования решений. Ведь технические средства должны
помочь усвоить материал урока или лекции, а не отдалять учащихся от
преподавателей.
Hecla рекомендует заключать договоры, включающие обслуживание оборудования. Это повышает эффективность его использования, гарантирует поддержание его в исправном состоянии и грамотное использование, благодаря проводимому тренингу персонала.
 Виртуальная лаборатория CAVE в политехническом университете Сейнайоки (Финляндия). Фото любезно предоставлено компанией Christie Digital. В университете
Манчестера тренинг персонала может стать для Майка Шоу одной из самых
больших проблем: "Поскольку мы широко используем новые технологии,
главная задача, – считает Майк, – это дать всему нашему персоналу
знания по их применению".
Большие
кампусы требуют внедрения целого набора аудиовизуальных услуг, то есть
простой проекции изображений и использования для обучения технических
средств недостаточно. В вестибюлях появляются системы Digital Signage
для предоставления студентам информации о расписании занятий или
проведении различных мероприятий. Они появляются и в студенческих
барах, где используются для рекламы, приносящей университету
дополнительный доход, например рекламы напитков.
Администраторы
и отделы АВ-услуг должны разрабатывать универсальные платформы, чтобы
обеспечить единый вид систем во всем кампусе. Майк Шоу замечает:
"Оборудование и его установка не вызывают больших проблем. Вопрос лишь
в информационном менеджменте: кто должен управлять контентом и нести
ответственность за его создание?"
Университеты,
да и весь сектор высшего образования часто недовольны основными
статьями расходов, которые в последние годы успешно осваиваются рынком
начального и среднего образования. У интеграторов же высших учебных
заведений должен быть значительно больший круг обязанностей. Проекторы
и интерактивные белые доски стали использоваться практически
повсеместно, оставляя интеграторам очень мало возможностей для
творчества. Более сложные решения, которые нужны для больших лекционных
залов, и потребность в других услугах расширяют поле деятельности
установщиков оборудования – появляется шанс заключения договоров,
включающих техническое обслуживание.
Дополнительные
системы, такие как Digital Signage, устанавливаемые по всей территории
кампусов, решения по управлению информационными средствами и сетевые IP
технологии, используемые при внедрении АВ-услуг, приобретают все
большее значение. Университеты стараются предложить своим учащимся
использовать все преимущества технического прогресса. В итоге сфера
высшего образования становится высококонкурентным рынком, а сами
учебные заведения часто попадают в зависимость от своей способности
привлекать преподавательский состав и студентов для освоения фондов,
выделяемых на техническое оснащение. Здесь могут оказывать помощь
провайдеры АВ-услуг: они устанавлива-ют успешные партнерские отношения с университетами и колледжами для информирования их о появлении новых разработок, а также для передачи им накопленного опыта.
|